Предоставляя военному блоку НАТО свои территории для размещения ядерного оружия, европейские страны сами автоматически становятся мишенями для ответного сокрушительного удара. Понимают ли они это? Как подобная ситуация связана с национальными интересами России? Об этом в беседе с нашим корреспондентом размышляет независимый эксперт по проблемам ядерной безопасности Алла Ярошинская.  

- Алла Александровна, проблемы ядерной безопасности, нераспространения ядерного оружия и даже возможной ядерной войны в последнее время получили новое наполнение в связи с иранским ядерным досье. США с завидным упорством пытаются спасти «ядерную девственность» стран, склонных, по их мнению, вот-вот её потерять. Ради этого им «пришлось» вторгнуться в Ирак и на очереди, возможно, Иран. Но всякий раз такая «забота» странным образом совпадает с собственными интересами Америки…

- Вы правы, и при этом есть другая группа стран, в другом углу планеты, которых Америка уже давно лишила этой самой «ядерной девственности», не прибегая к радикальным мерам. Всё произошло, вроде как, полюбовно. Речь идёт о ядерных бомбах США, вот уже много десятилетий, в нарушение международных договоров, размещённых на территориях стран военно-политического альянса НАТО в Западной Европе. И, бомбя «ядерный» Ирак, Америка сие, конечно, не вспоминала.

Зато об этом напомнили Германии и миру немецкие депутаты. Знаковое событие случилось некоторое время назад в немецком бундестаге: здесь прошли дебаты по поводу американских ядерных бомб на территории Германии. К сожалению, данное событие абсолютно не заметила российская печать. Группа из девяти депутатов представила на обсуждение резолюцию с призывом к НАТО и США убрать ядерное оружие с территории страны. Резолюция также призывает немецкие Воздушные силы не выполнять предписания НАТО по доставке ядерных бомб во время ядерной войны. Опросы немцев свидетельствуют, что 76% населения за то, чтобы американцы убрали свои атомные бомбы из Германии к себе, за океан.

Это уже вторая резолюция подобного рода. Первая была не только обсуждена, но и принята бельгийской Палатой представителей летом прошлого года. В ней бельгийские депутаты призывали НАТО убрать ядерные бомбы со всей территории Европы. А международная неправительственная организация «Учёные и инженеры за глобальную ответственность» начала сбор подписей за вывод американских атомных бомб с территории Европы.

- А где размещено в Европе ядерное оружие? Об этом рядовым российским гражданам вообще ничего не известно…

- Ядерные бомбы так называемого «передового развёртывания» США размещены в шести странах Западной Европы: Бельгии, Германии, Нидерландах, Италии, Турции, Великобритании, являющихся участниками засекреченных «Программ сотрудничества» - их техника сертифицируется на доставку ядерного оружия.

Из-за секретности информации (вероятно, именно в этом и выражается натовская «прозрачность», в которой его лидеры не устают нас уверять) трудно назвать точное количество ядерных бомб в Западной Европе. Ещё лет десять назад наиболее достоверной представлялась цифра 520. Сегодня западные эксперты насчитывают 420 американских атомных бомб в Европе. Этого с лихвой хватило бы, чтобы уничтожить здесь всё живое несколько раз.

По некоторым неофициальным данным, ядерные бомбы «передового развёртывания» размещены на 16 западноевропейских базах. На 15 из них — ядерные бомбы США. 5 из этих 15 — базы Военно-Воздушных сил США, 10 — принадлежат вооружённым силам стран, на территории которых находятся.

В Германии американские бомбы, по неофициальным данным, имеются на базах ВВС США в Бухеле, Меммингене, Норфенихе, Рамстайне, Шпандалеме и Брюггене. Для их доставки предполагается использовать самолеты «Торнадо» ВВС Германии и Великобритании, а также Р-16 ВВС США. В солнечной Италии ядерные бомбы «прописаны» на базах ВВС в Авиано, Геди-Торре, Римини (сюда так любит ездить отдыхать вся Европа). Для них используют бомбардировщики Р-16 ВВС США и «Торнадо» ВВС Италии. Американские ядерные бомбы размещены также на берегах туманного Альбиона, в Лакенхите. Их обслуживают сменные бомбардировщики Р-15Е, прилетающие с военных баз в США. «Подарки» от дяди Сэма получили и турки (Баликесир, Инчирпик, Мюртед). Нидерланды и Бельгия тоже не обойдены вниманием.

Общая взрывная мощность ядерных бомб, размещённых в Западной Европе, по некоторым данным, составляет несколько сотен мегатонн. Это в несколько тысяч раз больше бомбы, уничтожившей Хиросиму.

- Подождите, но ведь везде на международном уровне речь идет об адекватном сокращении ядерных арсеналов – как со стороны НАТО, так и со стороны России?

- В своих многочисленных статьях для западной публики генералы НАТО любят хвастать сокращением ядерного оружия в Западной Европе в 1991-1993 годах, подробно описывая процесс. Но при этом они почему-то часто «забывают», что и СССР-Россия также сокращали (и Россия продолжает это делать) свои ядерные арсеналы. Нелишне напомнить также о долгом и упорном – вплоть до развала Советского Союза в 1991 году – сопротивлении НАТО предложениям СССР о переговорах по тактическому ядерному оружию именно в Европе. Говоря о «гонке разоружения» НАТО, почему бы адвокатам альянса не вспомнить и об усилиях в этом направлении Казахстана, Украины и Беларуси, которые добровольно (!) отказались от ядерного оружия, размещённого на их территориях?

Кстати (или не кстати?), Россия сегодня не разворачивает своё ядерное оружие вне собственных границ. Но нам всё равно пеняют, мол, у России всё же больше тактического ядерного оружия, чем у НАТО в Европе. Интересная логика, не правда ли? Ведь как раз мы-то сами и живём здесь, в Европе, а не в Америке. Или, может, следуя этой логике, нам тоже не мешало бы двинуть своё тактическое ядерное оружие поближе к берегам США?

В течение последнего десятилетия пропагандисты НАТО время от времени доверительно сообщают нам о том, что количество ядерных бомб альянса, базирующихся в Европе, значительно сокращено и сейчас они хранятся «в условиях максимальной безопасности на объектах, количество которых также сокращено». И это тоже отполированная полуправда.

- Есть также мнение, что США, объявив в сентябре 1991 года всему миру о снижении уровня тактических ядерных вооружений в Европе, сокращая их в одном конце, начали наращивать в другом…

- Судите сами. В ноябре 1993 года Америка с Италией подписали меморандум о взаимопонимании. Взаимопонимание заключалось в том, что США разрешалось базировать две эскадрильи самолётов Р-14 на базе ВВС в Авиано.

Затем нас проинформировали, что дальнейшее сокращение арсеналов ядерного оружия наземного базирования будет осуществлено к 1998 году за счёт вывода и ликвидации ядерных бомб Великобритании. Прекрасно! Но вот что сообщалось в пресс-релизе министерства обороны Великобритании от 4 апреля 1995 года: гравитационные ядерные бомбы будут сняты с вооружения в 1998 году. Нет, не забота о ядерной безопасности подвигла союзников по НАТО на подобный шаг. Всё гораздо прозаичнее: эксплуатация этих бомб останавливалась не из-за врождённой миролюбивости альянса, а заканчивалась по техническим причинам. Истёк, так сказать, срок их 25-летней годности.

В связи с ядерными бомбами США, развёрнутыми в Западной Европе, возникает краеугольный вопрос: а как всё это вяжется с международным Договором о нераспространении ядерного оружия? Ведь его подписали также и все неядерные государства-члены НАТО, которые сегодня имеют ядерное оружие США на своей территории. Вот их обязательства: «...не принимать передачу... ядерного оружия или ядерных взрывных устройств или управление таким оружием или взрывным устройством прямо или косвенно». А вот обязательства, которые приняли на себя США, Великобритания и другие ядерные государства: «...не передавать никакому другому получателю ядерное оружие или иные ядерные взрывные устройства или управление таким оружием или взрывным устройством прямо или косвенно».

Ответ НАТО на этот вопрос давно набил оскомину: НАТО... не имеет ядерного оружия, оно принадлежит США и Великобритании. Ответ США тоже прост, как революционная песня: мы никому не передавали ядерное оружие, оно принадлежит только нам, и кнопка тоже в наших руках.

А между тем неядерные государства ежедневно привлекаются к ядерному планированию НАТО, принимают участие в утверждении схем размещения и модернизации ядерных арсеналов, разрабатывают системы командования, контроля и коммуникаций. К тому же между США и Бельгией, Германией, Грецией, Турцией, Италией, Нидерландами подписаны соглашения, разрешающие авиации этих стран в военное время доставлять американские ядерные бомбы.

Ядерное оружие или управление им может быть передано неядерным странам НАТО, «только если принято решение вступить в войну, во время которой условия Договора о нераспространении ядерного оружия теряют силу». Поэтому нарушения Договора нет, считают и в НАТО, и в США. А то, что эти неядерные государства в мирное время по полной программе обучают и готовят свой персонал к возможной ядерной миссии, в расчет никем не берется. Такова двойная мораль.

В 1995 году я участвовала в работе правительственной делегации России на конференции ООН по продлению Договора о нераспространении ядерного оружия. В течение месяца неприсоединившиеся страны несколько раз задавали публично один и тот же вопрос высокому собранию: сколько же ядерного оружия развёрнуто в Западной Европе, каков его статус и когда оно, наконец, будет выведено оттуда? Тогда в этом контексте с инициативой о безъядерной зоне в Европе выступила Беларусь. Но США и их союзники по НАТО набрали в рот воды. Договор пролонгирован бессрочно. Ядерные бомбы в Европе остаются. Тоже навсегда?

- И все-таки, если подытожить: какова же эволюция отношения НАТО и США к ядерному оружию в Европе?

- Когда Михаил Горбачёв в октябре 1991 года предложил США убрать бомбы, выдвинутые в Западной Европе «на передовую», председатель Объединённого комитета начальников штабов генерал Колин Пауэлл, отказываясь от такой идеи, заявил, что следует «оградить самих себя на случай, если мы сделаем неверное предположение и мир окажется вовсе не таким приятным местом, как нам бы того хотелось».

В октябре 1991 года вопрос о ядерных бомбах в Европе обсуждался на специальном совещании группы ядерного планирования НАТО в Таормине, на Сицилии. В коммюнике, наряду с обеспокоенностью о распространении ядерного оружия другими странами, был предложен и такой замечательный пассаж: «Ядерное оружие будет существовать бессрочно, чтобы выполнить свою жизненно важную роль в генеральной стратегии блока». А тогдашний генеральный секретарь НАТО генерал Манфред Вернер сказал на пресс-конференции: «Изобретение ядерного оружия необратимо. Поэтому я не представляю ситуацию, когда мы начнём денуклеаризацию Европы. Это оружие является окончательной гарантией нашей безопасности».

На последовавшем затем совещании глав государств-членов НАТО в Риме в ноябре 1991 года была объявлена новая Стратегическая концепция. Лейтмотивом её можно считать заявление о том, что «присутствие ядерных сил США в Европе остаётся жизненно важным условием европейской безопасности». Было решено «поддерживать в обозримом будущем сочетание ядерных и обычных сил в Европе» и модернизировать их по мере необходимости.

Выступая в 1994 году в Конгрессе, заместитель министра обороны США Джон Дейч сказал, что нынешняя мощь нестратегического ядерного оружия в Европе будет сохранена.

В «Обзоре ядерной программы США», выпущенной в сентябре 1994 года, делается вывод, что ядерное оружие США будет сохранено в Европе «как выражение нашей приверженности (Североатлантическому) союзу». Здесь же появляется новый, далеко не философский аспект — о международной природе ядерных сил США. В феврале 1995 года в своём ежегодном докладе президенту и Конгрессу США министр обороны Уильям Перри сказал: «Очень прогрессивный аспект американского ядерного оружия заключается в том, что это, некоторым образом, международный ядерный курс». В начале 1995 года председатель Объединённого комитета начальников штабов генерал Джон Шаликашвили заявил в Конгрессе, что бомбы останутся в Европе «для защиты наших союзников».

В конце сентября 1995 года генеральный секретарь НАТО Вилли Клас при объявлении результатов «Исследования о расширении НАТО» говорил, что ядерное оружие «не обязательно будет размещено» на территориях стран Восточной Европы, а речь пока может идти о создании новой ядерной инфраструктуры. Ну а зачем же, позвольте, создают вообще ядерную инфраструктуру, если не для развёртывания ядерного оружия?

Совсем недавно директор отдела ядерной политики управления политики и планирования обороны НАТО Гай Роберте в одном из своих интервью, размещённых на сайте НАТО, прямо заявил: «Размещение ядерного оружия США в Европе является одной из форм распределения ответственности, которая полностью поддерживается государствами-членами НАТО; это укрепляет процесс консультаций и обеспечивает особую трансатлантическую связь между всеми странами НАТО». Заметили ключевые слова — «всеми странами НАТО»? Значит, и новичками.

Полагаю, что ответами на задачу, поставленную перед руководством восточноевропейских стран, военные лидеры США остались более чем довольны: натовское «причастие» уже получили Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Болгария, страны бывшей советской Прибалтики. В общем, в совсем не сказочный натовский ядерный «теремок» уже набилось аж 26 встречных-поперечных. Но поток жаждущих припасть к источнику, как мы видим по последним событиям в Чехии и Польше, отнюдь ещё не иссяк.

Я могу понять некий американский и натовский энтузиазм и головокружение от лёгких побед над бывшими союзниками России. Но я решительно не могу взять в толк, почему эти «бывшие» не понимают, что, предоставляя ядерному военному блоку НАТО свои земли, они сами автоматически становятся мишенями для удара в случае даже региональной ядерной заварухи, которая, судя по развитию событий, вполне может начаться с Ближнего Востока.

Цепная ядерная реакция — дело тонкое.

Беседовал Александр Губанов

Наша справка: Ярошинская Алла Александровна. Публицист, общественный деятель. Родилась в 1953 г. в г. Житомире, окончила факультет журналистики Киевского государственного университета им. Т. Г. Шевченко, аспирантуру Российской академии государственного управления при Президенте РФ, кандидат философских наук. После окончания университета более 15 лет работала в газетной журналистике, избиралась народным депутатом СССР (1989—1991), была членом Верховного Совета, членом Комитета по вопросам гласности, прав и обращений граждан, входила в Межрегиональную депутатскую группу, была представителем ВС СССР в Европарламенте. В дальнейшем — начальник главного управления Министерства печати и информации РФ, член Коллегии Министерства, начальник международного отдела Федерального информационного центра при Президенте РФ, секретарь Союза журналистов России, президент одного из первых в России частных экологических Благотворительных фондов. С 1993 по 2000 гг. была членом Президентского совета, членом Комиссии по делам женщин при Президенте РФ. Автор и соавтор около двух десятков документальных, научных и научно-популярных книг и монографий по проблемам печати, политики, философии, ядерного оружия, экологии, прав человека.