Пожалуй, никто из государственных лидеров советского и постсоветского периодов не может конкурировать по мобильности и прекрасной физической форме с нынешним главой российского государства. А это крайне важно для поддержания на должном уровне отношений России с зарубежными государствами. Ведь в большой цене прямые контакты с руководителем России, которая постепенно возвращается на свое законное место в ряду мировых держав.

Тем не менее каждый государственный визит Владимира Путина (и не только) – предельное напряжение физических и моральных сил его службы охраны.

При всем при том, по оценке той же президентской администрации, в чьи обязанности, как известно (или не всем известно), входит поддержание позитивного политического имиджа главы государства, Владимир Путин полностью полагается на свою службу безопасности.Но, как говорится, бдительность – наше оружие.

Дело, в том, что любой государственный лидер (тем более простые граждане) в принципе не застрахован от террористической акции. Сообщения о подготовке покушений на Путина за рубежом за последние годы появлялись несколько раз. Но прежде – некоторые цифры и факты политической хроники начала нынешнего века.

*В 2000 году спецслужбы Украины сообщили, что им удалось предотвратить покушение на Путина в Ялте.

*В 2001 году о том же сообщили спецслужбы Азербайджана.

*В 2003 году полиция в Лондоне арестовала двух подозреваемых в подготовке покушения на российского лидера.

А вот информация, относящаяся уже к нынешнему году и к нашей стране. 29 июля 2007 года в Ростове-на-Дону был задержан человек, который готовил покушение на президента России Владимира Путина и первого вице-премьера Сергея Иванова, прибывших в город на заседание Госсовета. Это был 88-летний ветеран войны Юрий Агеев. Как сообщалось в местных СМИ, Агеева задержали сотрудники ФСБ. У него в портфеле нашли заряженный «парабеллум» и пять патронов к нему, которые ветеран привез с фронта и хранил их все послевоенные годы. Выяснилось, что пожилой человек собирался стрелять в первых лиц государства, так как считал их основными виновниками незавидного положения российских пенсионеров и ветеранов.

После ареста Агеев прошел психиатрическую экспертизу, а прокуратура возбудила дело по фактам «угрозы убийством» и «посягательства на жизнь государственного деятеля». Но дело до суда так и не дошло: Агеев внезапно скончался.

И вот – сообщения, которые  несколько дней оживленно комментировали многие отечественные и зарубежные СМИ. Они полетели буквально вдогонку динамичному российскому лидеру, вылетевшему в Португалию. Пока Путин был там, СМИ всячески муссировали вновь поступившие сообщения, касающиеся его предыдущей поездки – в Иран.

Суть этих сообщений такова. Несколько групп смертников готовились устроить взрыв в Тегеране во время визита Путина. Первые сведения о возможном покушении на президента были переданы накануне визита Интерфаксу от «заслуживающего доверия источника в одном из российских спецведомств». Затем аналогичная информация поступила в российское посольство в Иране…

23 октября стали известны более подробные детали подготовки покушения на российского лидера и о том, как российские спецслужбы раскрыли его. Тегеранский источник информации о готовящемся покушении, как выяснилось, был анонимным. Неизвестный в ходе телефонного разговора сообщил, что президенту РФ не следует приезжать в Иран, если он не хочет, чтобы на него было совершено покушение. За этим звонком последовали сигналы от других людей. Один из звонивших, который, по его же собственному признанию, был член террористической группировки, даже рассказал подробности готовящегося покушения. По его словам, существовали три группы смертников, связанных с международной экстремистской организацией. Впрочем, информация о покушении поступала также из других источников – тревожные данные российские спецслужбы получали из многих стран. Таким образом стало известно о существовании трех групп террористов-смертников, связанных с международной террористической сетью.

Администрация президента от каких-либо комментариев по этому поводу отказалась, лишь сообщив журналистам, что информация о покушении была передана Владимиру Путину. Однако иранский МИД устами своего официального представителя Мохаммада Али Хоссейни назвал эти сообщения «беспочвенными». Во внешнеполитическом ведомстве Тегерана предположили, что подобные сообщения являются частью «психологической войны, которую ведут враги Ирана с целью разрушить отношения между Ираном и Россией».

А каково же отношение самого Путина с угрозами в свой адрес? Надо отдать ему должное как политику и человеку: он воспринял их хладнокровно. И расценил эти угрозы в свой адрес как попытку срыва поездки. «Что касается угроз, я думаю, это попытка сорвать этот визит. Думаю, что это вредно для международного общения, поскольку прямой диалог с государствами, с руководством государств, вокруг которых скапливаются какие-то проблемы, всегда более продуктивный, и это более короткая дорога к успеху, чем политика угроз, санкций и тем более силового решения», – сказал Владимир Путин, отвечая в ходе «прямой линии» на вопрос, почему он поехал в Иран, несмотря на угрозы. Президент, напомним, России посетил Иран 16 октября.

Итак, свой визит в Тегеран российский лидер отменять не стал. Несомненно, в ходе предвыборного периода в его политической корзине набралось больше очков…

В связи почти детективной интригой по поводу упомянутых сообщений нельзя не провести близких по теме исторических параллелей. В 1943 году в Иране был только Иосиф Сталин, единственный (до Путина) глава нашего государства. «Дядя Джо» встречался в Тегеране с лидерами Великобритании и США. Примечательно, что на него и на других руководителей «большой тройки» – Рузвельта и Черчилля тоже готовилось покушение.

Итак, в Тегеране, где союзники по антигитлеровской коалиции обсуждали важнейшие аспекты общей борьбы с нацистской Германией и проблемы послевоенного миропорядка, советский лидер пребывал с 28 ноября по 1 декабря 1943 г. Для Сталина из советской столицы доставили бронированный «Паккард», между прочим, подарок американского президента.  А для охраны Верховного в Иран прибыли 300 советских сотрудников спецслужб. Посольство же и путь до него из аэропорта охранял целый полк пограничников, сформированный в Москве из специально подобранных «зеленых фуражек» (они тогда входили в систему НКВД), а также сотрудники в штатском.  В переулках стояли грузовики с автоматчиками. В  посольстве СССР несли службу еще 200 автоматчиков. В общей сложности Сталина в Тегеране охраняли более 500 человек. Вождь лишь однажды выезжал за пределы зоны безопасности – в резиденцию шаха Ирана.

Когда советские спецслужбы раскрыли планы гитлеровской разведки по подготовке покушения, об этом, разумеется, доложили Сталину. По его предложению Рузвельт и Черчилль провели переговоры в советском посольстве, которое, как уже говорилось, охранялось с особым тщанием. Покушение в итоге не состоялось, а немецкие агенты были схвачены. Об этих далеких уже событиях повествует (правда, в довольно вольном виде)  советско-французский фильм «Тегеран-43», с успехом шедший на наших экранах в середине 70-х годов.

Но это фильм. Если же продолжить исторические сравнения реальной действительности, то следует сказать, что все мероприятия в ходе нынешнего визита Владимира Путина в Тегеран проходили не в российском посольстве, а   на других объектах. Это резиденция президента Ирана, одна из главных гостиниц Тегерана «Эстейгаль», государственная резиденция МИДа Ирана и резиденция духовного лидера аятоллы Хомейни.

16-17 октября в Тегеране состоялся ряд встреч с его участием, в рамках саммита лидеров государств Каспийского региона. А затем Путин встретился со своим иранским коллегой Махмудом Ахмадинежадом.

По мнению  бывшего сотрудника ФСБ, а ныне члена комитета Госдумы по безопасности Геннадия Гудкова, особенностью нынешнего случая является то, что эта информация предана огласке. Видимо, источник, из которого мы получили информацию, предусматривает то, что она должна стать некой частью публичной дискуссии. Вообще же, по словам Гудкова, оперативная информация о возможных преступлениях или хулиганских  выпадах в адрес глав государств, поступает периодически. И спецслужбы делают это, как правило, скрытно, тщательно проверяя и анализируя поступающую информацию. Это закон в работе спецслужб. И если данные подтверждаются, предпринимаются соответствующие меры вплоть до отмены визита, переноса встречи и так далее и тому подобное. Причем такая работа ведется совместно со спецслужбами государства, куда предполагает выехать глава государства. Очевидно, что такая работа велась и при подготовке визита российского президента в Иран.

У спецслужб, в том числе и в зарубежных странах, есть некий набор писаных и неписаных правил – условно говоря, определенные рубежи, которые не принято перешагивать. И в данном случае, когда речь идет о предотвращении теракта в отношении руководителя государства, здесь спецслужбы едины. Ведь сегодня целью террористов мог стать российский президент. А завтра…

По мнению российского парламентария, информация о покушении могла быть получена по линии разведки или по линии антитеррористического сотрудничества. Что же касается администрации президента, то она просто озвучила эту информацию.

И коль выше мы упомянули о бронированном американском «паккарде» Иосифа Сталина, то хотя бы кратко скажем о  спецавтомобиле Владимира Путина. Вернее, об авто из его, как раньше говорили на Лубянке и в Кремле, гаража особого назначения (ГОН). Как и у Сталина, основная машина для поездок нынешнего государственного лидера по России – иностранного производства. Это бронированный лимузин «Мercedes-Benz Guard Pullman» S 600 и микроавтобусы «Volkswagen Caravelle» и «Mercedes Sprinter». Со времен Бориса Ельцина, пересевшего с «зила» на «Mercedes-Benz S-140», стало уже традицией, что первые лица государства разъезжают на иностранных лимузинах. Длина «Mercedes’a Pullman’a» составляет 6,2 метров, вес около 3 тонн. Он оснащен 6-литровым двигателем V12 мощностью 400 л.с.

Наблюдать за ситуацией «за кормой» помогает встроенная в багажнике видеокамера. Системы связи и безопасности автомобиля – предмет государственной тайны. Броня президентского «мерса» способна выдержать огонь из огнестрельного оружия и взрывы гранат, причем после атаки машина сохраняет не только скорость движения, но даже может «лететь» быстрее. Бронелисты представляют собой компоненты всей несущей конструкции кузова – для усиления ее жесткости. И следовательно, безопасности. Все электросистемы «Pullman’a» способны выдерживать микроволновое излучение высокой мощности. Машина также оборудована системой тушения огня и система защиты от атаки ядовитым газом.

К слову, нечто подобное было и на борту сталинского «паккарда», о чем в свое время мне подробно удалось поговорить с одним из бывших сотрудников ГОНа – ныне пенсионером.

Так что даже на примерах сталинского «паккарда» и президентского «мерса»  мы видим, что преемственность в принципах обеспечения безопасности первых лиц государства сохраняется.

Владимир Рощупкин.