Поскольку переговорный процесс между Россией и США по проблеме размещения систем ПРО в Европе может иметь не желательные для России результаты, политическому руководству России, возможно, потребуются в дополнение к уже принятым другие нестандартные решения, которые позволят переломить ситуацию в пользу России.

 

Угроза нацеливания российских ракет на определенные объекты в Европе по существу является локальной и будоражит общественное мнение только европейцев. Госдеп США, не ощущая прямой опасности, игнорирует эту угрозу.

Предложение о совместном использовании России и США Габалинской РЛС в Азербайджане является «лакмусовой бумажкой» намерений США по отношению к России.

Если давление России и европейского общественного мнения на Госдеп США будет не достаточным, США с большой вероятностью не откажутся от создания баз ПРО в Восточной Европе.

В этом случае Россия будет полностью свободной в выборе средств и методов защиты собственных национальных интересов, ограничивая себя лишь финансовыми затратами.

Например, Россия может рассмотреть возможность строительства военно-морской базы в Венесуэле, и использовать ее совместно с военно-морским флотом Венесуэлы.

Желание Венесуэлы обезопасить свои водные границы от военно-морской угрозы флота США совпадает с желанием нашего бизнес сообщества в лице компаний Газпром и Лукойл обеспечить защиту своих инвестиций в ТЭК Венесуэлы. Развивая эту мысль можно предположить, что наличие базы позитивно скажется на желаниях и других российских компаний развивать свой бизнес в странах Латинской Америки.

Сама постановка вопроса о строительстве российской военно-морской базы в Венесуэле, как ответ на размещение США систем ПРО в Восточной Европе, способна всколыхнуть общественное мнение в США, традиционно чувствительное к вопросам безопасности и, особенно теперь, перед выборами, может оказать решающее действие на принимаемые администрацией Буша решения.

Опираясь на развитие общественного мнения США по отношению к иракской проблеме, можно сделать вывод, что в случае каких-либо не запланированных потерь, приведших к ослаблению безопасности США, американское общество бурно и отрицательно реагирует на инициаторов идей, приведших к этим потерям. Исходя из вышеизложенного, не трудно просчитать, что реальная близость военно-морской базы России в стратегически важном для Америки регионе общественным мнением США будет восприниматься как одна из самых больших внешнеполитических ошибок администрации Буша.

В дальнейшем на основании этой базы можно рассмотреть возможность установки мощных радаров, способных контролировать воздушное пространство стран Карибского бассейна, и в случае, исходящей от США опасности для какой-либо страны этого региона, Россия будет иметь возможность предупредить о грозящей опасности.

Наличие военно-морской базы в Венесуэле попутно стабилизирует ситуацию на Кубе и других странах Латинской Америки, и у США пропадет желание устраивать в этом регионе государственные перевороты. Страны Латинской Америки будут чувствовать себя более свободно при принятии решений, необходимых для развития их экономики и улучшения жизненного уровня их граждан.

 

Николай БОНДАРЕНКО, Первый заместитель главного редактора журнала «Человек и Закон»