Проблема формирования пространства доверия в сети Интернет в целях противодействия кибертерроризму

В последние годы стремительно меняется парадигма развития человеческого общества. Глобализация экономики, переход к постиндустриальным формам развития цивилизации, терроризм создал угрозу для населения Земли… Эти тенденции накладываются на динамичный прогресс в области техники и технологий. Среди которых выделяются информационные технологии. Сегодня нам трудно представить цивилизацию без мобильной связи, персональных компьютеров, глобальной сети Интернет, которые прочно вошли в повседневную деятельность.

Развитие информационных технологий значительно опережает их гуманитарное осмысление. Прежде всего, в области права и законодательства. Это приводит к негативным тенденциям в части бесконтрольного распространения информации, несущей угрозу ментальному и физическому здоровью людей. Возник кибертерроризм, приносящий ущерб имуществу и финансам. Поэтому человеческое сообщество вынуждено вырабатывать адекватные меры.

Логика развития Интернета такова, что он является преимущественно анонимным. Именно эта особенность является питательной средой для многочисленных правонарушений в киберпространстве и служит препятствием для развития цивилизации.

По нашему глубокому убеждению, сегодня у международного сообщества есть возможность предпринять шаги в конструктивном направлении, создавая в открытой сети Интернет, защищенный с помощью современных средств безопасности, сегменты безопасности. Речь идет о сегментах сети, которые условно можно назвать «пространством доверия». Именно Федеральное агентство по информационным технологиям, как российский уполномоченный орган в области использования электронных цифровых подписей, выдвигает ряд предложений для обсуждения в профессиональном сообществе. Вопрос о формировании пространства доверия обсуждался на подготовительных встречах рабочих групп в Берлине, Брюсселе, Москве и на «круглом столе» в рамках Глобального форума «G-8». Эта проблема была признана актуальной, требующей тщательной проработки, ибо она связана с вопросами обеспечения национальной информационной безопасности.

Один из проектов, поддержанный многими участниками обсуждения, нацелен на сохранение в разных странах собственного национального пространства доверия при обеспечении возможности трансграничного обмена информацией, электронными документами, их взаимопризнанием. Эта инициатива согласуется с новой редакцией Федеральной целевой программы «Электронная Россия» и реализуется с помощью электронных ключей, через систему удостоверяющих центров, через международную систему электронных цифровых подписей. Наша идея нашла отражение и в итоговом документе «G-8».

При предоставлении государственных юридически значимых информационных услуг, запланировано на технологической базе Федерального информационного центра.

Национальное пространство доверия будет формироваться на основе российского алгоритма электронной цифровой подписи стандартизированной системой «Курс».

В этом контексте было предложено организовать информационное взаимодействие на уровне электронных документов в пространстве доверия других стран, в которых могут применяться другие стандартизируемые алгоритмы цифровой подписи. Такие международные стандарты в настоящее время существуют, и большинство их опробовано. Отсутствие каких-либо границ в глобальном электронном пространстве приводит к тому, что возникшая проблема не может быть решена только в национальном формате.

Глобализация экономики привела к гигантским потокам людей, товаров, транспорта, финансов, ресурсов. Это вызывает естественное стремление населения всех стран получать юридически значимые услуги в любой точке земного шара. Тем более, что скоро мобильный телефон в промышленным исполнении будет совмещен с персональным компьютером. При обеспечении повсеместного широкополосного доступа в Интернет.

Реализация этого замысла состоит не только в том, чтобы обеспечить международный роуминг мобильной телефонии, что стало уже привычным. Но и в обеспечении роуминга информационных услуг, где голосовая связь будет одним из многих доступных сервисов, в том числе юридически значимых. Последняя задача может быть решена только при достижении соответствующих международных договоренностей. Поскольку касается вопроса защиты прав граждан, находящихся под юрисдикцией различных национальных законодательств. Такова логика рыночная спроса и удовлетворения потребностей пользователей. Это станет реальной нормой нового информационного общества.

Первое, что предприняло мировое сообщество после трагических событий 11 сентября 2001 года, это усиление мер по идентификации граждан при пересечении государственных границ, введение биометрических паспортов. А можно ли себе представить мир без паспортов вообще? Именно это происходит сегодня в киберпространстве.

Наиболее актуальным и востребованным сегодня является создание защищенных сегментов в Интернет пространстве для антитеррористических целей, но при этом очевидно, что в случае реализации попутно будет реализован и целый ряд других актуальных задач, в которым заинтересован и бизнес, и население. А это напрямую связано с обеспечением прав человека, защиты его здоровья, имущества, финансов. В том числе, при осуществлении деловых коммуникаций, при предоставлении медицинских услуг, дистанционном образовании и многих других сервисов. В этом и будет заключаться практическая реализация партнерство государства и бизнеса.

 

На снимке: В.Г. Матюхин выступает с трибуны Глобального форума по партнерству государств и бизнеса в противодействии терроризму.

Наша справка. Владимир Георгиевич Матюхин родился 4 февраля 1945 года в Москве. В 1968 году окончил Московский энергетический институт, в 1973 году — механико-математический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. С 1969 года по 2003 год проходил военную службу в органах государственной безопасности. В 1991 году после образования Федерального агентства правительственной связи и информации возглавил научно-исследовательский центр ФАПСИ. В 1993—1999 годах занимал должность заместителя генерального директора Агентства. В мае 1999 возглавил ФАПСИ. В марте 2003 года, после расформирования Агентства, был назначен первым заместителем министра обороны, и.о. председателя Государственного комитета по оборонному заказу. Воинское звание — генерал армии. Распоряжением Правительства Российской Федерации № 775-р от 8 июня 2004 года назначен руководителем Федерального агентства по информационным технологиям. Доктор технических наук, действительный член Академии криптографии Российской Федерации Российской академии инженерных наук и Международной академии связи, Лауреат Государственной премии Российской Федерации.