В последнее время в заокеанских СМИ активно обсуждается проблема изучения и совершенствования преподавания иностранных языков. Эта тема обрела уже не только общественное, но и государственное звучание. Почему вдруг? И вдруг ли? Журналисты и политики отмечают особую значимость языкового аспекта для национальных интересов США, не в последнюю очередь — в военной и разведывательной сфере. 

Американская печать не раз приводила неутешительные факты о системе и качестве обучения иностранным языкам. Если в 1970 году русский язык в США изучали почти 40 тысяч студентов, то в конце девяностых — менее 24 тысяч. А сейчас и того меньше. Преподавателей русского языка и культуры в военном институте иностранных языков в Монтеррее (Калифорния) сократили в свое время почти вдвое (с 443 до 223), да и оставили только тех, кому скоро на пенсию. Вообще в наши дни только 8,2 процента студентов записались на курсы иностранного языка. При этом общее количество студентов колледжей и университетов выросло в 4 раза! Большая их часть изучают испанский, французский и немецкий. А ведь необходимость в знатоках других языков значительно возросла!

Ричард Брехт, один из авторов книги «Язык и национальная безопасность в XXI веке», сравнивает нынешнее время с концом пятидесятых годов прошлого века. Сорок лет назад, в 1957 году, когда СССР запустил в космос первый в мире искусственный спутник Земли, Соединенные Штаты предприняли общенациональные меры, чтобы поднять уровень преподавания точных наук. Брехт, ныне управляющий Национальным центром иностранных языков в Мэрилендском университете, считает: то же самое следует сделать и с изучением иностранных языков. Правда, теперь все гораздо сложнее. Когда существовал Советский Союз, американским аналитикам и дипломатам требовалось знание только одного, русского языка. Сегодня — в десять с лишним раз больше.

Общеизвестно, что обучать языкам надо с детства. Правительство США в интересах поддержки языкового обучения в начальных школах разработало специальный законодательный акт под названием «No Child Left Behind». Его смысловой перевод приблизительно таков: ни один ребенок не должен отставать (в изучении иностранных языков — Авт.). Однако, несмотря на эти меры и пропаганду необходимости изучения иностранных языков, желаемые результаты пока не достигнуты. Только в семи из полусотни штатов изучение иностранных языков включено в обязательный учебный план школьников в возрасте от 6 до 12 лет.

Как отмечалось, владение иностранными языками обретает особое значение для американских вооруженных сил и разведывательного сообщества. Особенно в связи с ситуацией на Ближнем Востоке, где американские войска ведут боевые действия в Ираке и в Афганистане. Влиятельная газета «Вашингтон Пост» считает, что одна из причин отсутствия сколько-нибудь заметного прогресса «в войне с международным терроризмом» — недостаточная языковая подготовка американских военнослужащих и сотрудников спецслужб. Поэтому, мол, они в полной мере не готовы к борьбе с терроризмом. А под языком террористов за океаном сегодня в первую очередь подразумевают арабский, на котором говорят исламские фундаменталисты.

Однако, по данным крупнейшей американской спецслужбы — ФБР, до недавнего времени из числа ее 12 000 агентов только 33 хоть что-то понимали по-арабски. Тех же, кто языком действительно владеет, можно пересчитать по пальцам одной руки. А штат переводчиков после неоднократных сокращений был урезан. Неудивительно, что вооруженные силы и спецслужбы все больше испытывают потребность в специалистах с лингвистическим образованием.

На фоне вышеизложенного нелишне сказать, как обстоят дела в данной сфере у главного союзника США на Ближнем Востоке — Израиля. Знание иностранных языков — важнейший критерий подбора кадров в военной разведке Страны обетованной.Отбор кандидатов для службы в ее органах начинается еще со старших классов средней школы. Но при этом главный критерий — успехи кандидатов в изучении иностранные языков и других интересующих разведку учебных предметов. Перед выпускными экзаменами со школьниками после предварительного отбора проводится собеседование. Причем не только с парнями, но и с девушками. Им предлагают место военного переводчика на время их обязательной двухгодичной военной службы после школы. Те, кто согласен, после призыва в армию направляются служить в военную разведку.

Лучших из вчерашних школьников посылаются учиться в школу военной разведки (в 5 км к северу от Тель-Авива), где наряду с другими дисциплинами изучаются или совершенствуется иностранные языки. По окончании военной разведшколы выпускники назначаются помощниками оперативных сотрудников на местах и служат там до получения капитанского звания. Затем переводят в штабы военных округов или в штаб-квартиру военной разведки, где перед ними открываются перспективы дальнейшего роста. Так что языковые знания, обретенные еще в средней школе, — один из основных факторов служебного роста для офицеров израильской военной разведки.

Что касается американских коллег израильских «джеймсов бондов», то они уже не раз попадали впросак из-за нехватки специалистов со знанием иностранных языков. Как рассказал упоминавшийся выше Ричард Брехт, по этой причине испытания ядерного оружия в 1998 году, проведенные Пакистаном и Индией, стали неприятным сюрпризом для американской разведки.

Так что сама жизнь выдвинула на повестку дня разработку и внедрение комплексного подхода к изучению иностранных языков не только в американской армии и в спецслужбах, но и на государственном уровне. Сам хозяин Белого дома Джордж Буш на встрече с президентами американских университетов был вынужден заявить о необходимости специальной государственной программы, стимулирующей изучение языков. По его мнению, такая программа особенно нужна для того, «чтобы защитить эту страну». Более того, Буш заявил, что сегодня изучение иностранных языков является для США «стратегической целью». Важнейшими для национальной безопасности языками были объявлены арабский, китайский, русский, хинди и фарси.

Изучение иностранных языков, подчеркнул американский президент, необходимо для того, чтобы вовлечь другие народы в борьбу с международным терроризмом, а также для пропаганды в мире свободы и демократии. «Когда мы научимся говорить на иностранных языках, например на арабском, люди там, в арабском регионе, скажут: «Боже, Америка нами интересуется!». Им, американцам, мы не настолько безразличны, что они пытаются говорить с нами на нашем языке!», — размечтался Буш.

Президента поддержала и госсекретарь США Кондолиза Райс. «Америка на сегодняшний день не делает должных интеллектуальных инвестиций для того, чтобы наладить обмен людьми и идеями со странами иной культуры, для того чтобы знать их язык и их обычаи; таких инвестиций, какие мы делали во время холодной войны», — констатировала госпожа Райс. Кстати, сама она как доктор политологии, специалист по России и восточноевропейским странам, еще студенткой освоила русский.

Буш пообещал выделить в 2007 году 114 миллионов долларов на нужды национальной программы изучения иностранных языков. Разработаны планы по вовлечению детей в изучение иностранных языков с детсадовского возраста. Соответствующие ассигнования будут выделены не только министерству образования, но и военному ведомству, госдепартаменту, а также разведывательному сообществу США. К 2010 ежегодные финансовые инвестиции в изучение иностранных языков увеличатся до 320 миллионов. Их будут интенсивно преподавать во всех военных учебных заведениях.

Что касается военного аспекта проблемы, то предполагается создать целый корпус из 1000 лингвистов-экспертов, которые будут работать в интересах Пентагона. Кроме того, предусматривается повышение денежного содержания тем военным, которые достигли уровня свободного владения языком. Также существует план создания специального подразделения лингвистов, которое можно было бы быстро мобилизовать в случае особой нужды Пентагона.

Как сообщалось, в развитие «лингвистических установок» Буша Пентагон в ближайшие пять лет собирается потратить сотни миллионов долларов на то, чтобы обучить военнослужащих иностранным языкам. Из аналитических отчетов военных следует, что именно незнание ими языка местного населения в Афганистане и Ираке стало причиной отсутствия абсолютного успеха операций.

Пентагон на выделенные деньги собирается создать национальный фонд безопасности. Он будет заниматься реализацией планов по изучению иностранных языков детьми с детского сада до университетского возраста. Высокопоставленный американский офицер Ген Уильям Велес заявил, что он создал специальное подразделение — Группу скорой языковой помощи. На основе анализа потенциальной опасности для США она будет определять, на какие языки и географические объекты должна бросить все свои силы американская армия. В числе «стратегических языков» — китайский, арабский и корейский.

Однако специалисты считают: среднему американцу, будь он даже семи пядей во лбу, потребуется немало времени и усилий, чтобы освоить не только арабский, китайский, корейский и другие языки, но хотя бы более легко усвояемые западноевропейские. И вряд ли немалые средства, выделенные американской администрацией на совершенствование изучения иностранных языков, окупятся достаточно быстро. В том числе и в интересах национальной безопасности.

Так что о своих интересах — геополитических и военных — Вашингтон, как видим, не забывает. Интересы же других стран и народов рулевые американского курса нередко попросту оставляют за бортом.