Во вступительном слове руководитель столичной подземки отметил, что безопасность пассажиров метрополитена рассматривается им как комплексная проблема. Как совокупность технической, пожарной безопасности пассажиров в вагонах метро, на эскалаторах, и защищенность людей от криминальной и террористической угрозы в условиях подземного пространства. Естественно, что совершенствование всех видов жизнеобеспечения пассажиров и обслуживающего персонала ведется по этим направлениям. Соответствующие суммы выделяются из средств метрополитена, правительства Москвы и федерального бюджета. К слову, только на внедрение системы антитеррористической защиты государством, выделен 1 млрд. 400 млн. рублей. Да плюс к этому миллиард рублей из бюджета города.

Свидетельством технической безопасности, по оценке руководителя столичного метрополитена, является надежность электропоездов, которыми ежедневно перевозится 8-9 млн. пассажиров, состояние эскалаторов, и других агрегатов. А между тем, срок службы некоторых из них уже составляет порядка 50 лет. Поэтому в интересах безопасности, ремонтно-эксплуатационные службы периодически перекрывают станции для замены устаревшего оборудования. Сейчас такие работы ведутся на станциях «Таганская», «Семеновская», «Третьяковская».

Располагая парком из 4,5 тысяч вагонов, метрополитен четыре последних года ведет плановую замену подвижного состава (в среднем по 120 вагонов в год). На линию не выходит ни один неисправный вагон. В соответствии с двухлетней программой модернизации в середине следующего года, к примеру, на Сокольнической линии, будут заменены все вагоны. Вместо моделей 60-х годов современные поезда выйдут на Филевскую, Люблинскую и другие линии. А к концу этого года, — заверил господин Гаев представителей СМИ, — из эксплуатации исключат все проблемные узлы и механизмы подвижного состава, которые выявлены в результате плановой технической экспертизы. Тем самым надежность эксплуатации вырастет на порядок.

Не прерывая движения поездов, сотрудники подземки модернизируют одновременно инфраструктуру управления, энергетики, регенерации и системы жизнеобеспечения. В свете повышающегося интереса общественности к собственной безопасности, уже после брифинга коллеги вспоминали, что в одном из своих интервью Гаев заверял, что в воздушных потоках метрополитена ни одна инфекция нежизнеспособна. Ультрафиолетовые лампы дезинфицируют вагоны и поручни эскалаторов, а жесткий регламент ежедневной санитарной уборки станций и вагонов создает оптимальную санитарно-гигиеническую среду.

Во избежание коллапса движения, который произошел в метро 25 мая 2005 года в связи с авариями электросетей, метрополитен ведет модернизацию резервных источников питания, чтобы избежать ситуаций, при которых могут пострадать пассажиры. То «короткое замыкание» лишний раз показало и выучку служащих метро. В течение часа им удалось эвакуировать более 20 тысяч человек.

Как уберечься от огня, как обуздать пламя в случае возгорания в подземном пространстве — над этой вероятностной проблемой работают ученые, специалисты МЧС, сотрудники метрополитена, которые проводят тренировки по предупреждению нештатных ситуаций, учатся действовать в условиях ЧП. О состоянии техники пожаротушения и подготовленности работников метрополитена можно судить по тому факту, что во время взрыва 6 февраля 2004 года пожара не возникло…

Пострадавших со всеми мерами предосторожности эвакуировали, а последствия теракта были оперативно устранены.

В 2006 г. на ряде станций Московского метрополитена будут созданы специальные зоны для предотвращения террористических актов, в том числе с возможным использованием химического и бактериологического оружия. Одной из таких экспериментальных площадок станет станция «Белорусская». В созданной на ней зоне и будут опробованы методы защиты от террористической угрозы.

Существует межведомственная правительственная программа по антитеррористической защищенности метрополитенов РФ. Главная ее задача — создать мощную информационную систему, работающую в интересах правоохранительных органов, метрополитена и пассажиров. Уже создано единое информационное радиопространство, которое позволяет сотрудникам метрополитена мгновенно связываться с правоохранительными органами. Ее эффективность проявилась и во время аварии в энергосистеме, когда за 15 минут штаб метрополитена оценил ситуацию и принял правильные решения. И во время ЧП на Замоскворецкой линии радиосвязь с пассажирами помогла обойтись без жертв и паники…

По красно-синим колоннам, установленным практически на всех станциях, поступает около 18-19 тысяч обращений граждан в месяц. Примерно 5 процентов этих сообщений — из числа тревожных: распоясался хулиган, украли сумочку, обнаружили бесхозный чемодан. Сотрудники метро без промедления приходят на помощь, если нужно — вызывают усиленный наряд милиции. С учетом потенциальной опасности Правительство РФ выделило для охраны пассажиров (помимо части УВД в метрополитене) три полка внутренних войск. Эти серьезные силы гарантируют должную безопасность.

У диспетчера есть возможность не только слышать говорящего, но и рассмотреть происходящее. Все линии и станции Московского метрополитена находятся в поле зрения телеобъективов, ведется автоматическая запись. Несколько раз такие записи были уже использованы в суде в качестве доказательства. Вскоре и оборотные тупики, и выходы из вентиляционных шахт будут как на ладони. Эти камеры транслируют «картинку» и в Ситуационный центр УВД.

«Специалисты, — продолжил свой рассказ Д.В.Гаев, — изучают все имеющиеся методы и способы обеспечения антитеррористической безопасности, включая зарубежный опыт. Заказчиком соответствующих разработок выступают МВД и ФСБ страны. Вероятно, сотрудники, оберегающие пассажиров, в ближайшее время будут снабжены детекторами, позволяющими распознавать химические, биологические и радиоактивные вещества».

И еще одна существенная деталь. Метрополитен создал собственные специализированные силы спасения. Тысяча обученных и экипированных человек в особый период, не дожидаясь прибытия спасателей МЧС, способны действовать самостоятельно. Так, последствия теракта на «Автозаводской» удалось ликвидировать за три часа.

Создается и система прикрытия вагонов. Сейчас, нажимая у двери на кнопку переговорного устройства, пассажир связывается с машинистом, а будет — напрямую с оператором нашего ситуационного центра. И наоборот, диспетчер сможет вызвать любой вагон и обратиться к людям с объявлением. В декабре в каждом вагоне планируется установить видеокамеры.

В целях улучшения работы метрополитена организована «горячая» пейджинговая линия, посредством которой пассажиры высказывают свои пожелания, потому что, как утверждает начальник Московского метрополитена, «нельзя останавливаться на достигнутом, нужно идти дальше в совершенствовании системы безопасности».