Значительное место в системе обеспечения коллективной безопасности СНГ занимают органы Содружества, осуществляющие сотрудничество в сфере борьбы с преступностью, отличительной характеристикой которых является высокий уровень доверия и взаимопонимания. В работе компетентных органов стали нормой взаимный обмен информацией, совместное проведение оперативно-розыскных мероприятий, командно-штабных, оперативно-тактических специальных учений, научно-исследовательская деятельность, подготовка кадров и совместная профилактическая работа. Доказала свою жизнеспособность система совместного планирования мероприятий в борьбы с терроризмом, организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков, в сфере выявления и пресечения деятельности международных преступных группировок, занимающихся хищением автотранспорта и нелегальной торговлей им. Особую роль в развитии системы обеспечения безопасности мы придаем усилению сотрудничества в рамках Координационного совещания органов СНГ, осуществляющих сотрудничество в сфере борьбы с преступностью. Эта форма взаимодействия была востребована самой жизнью, а итоги совместных заседаний всегда носили прикладной характер и имели практическую направленность.
Активно развивается нормативно-правовая, научно-методическая база многостороннего и двустороннего сотрудничества государств — участников Содружества в различных сферах безопасности. Существенное внимание уделяется вопросам гармонизации национальных законодательств в сфере борьбы с терроризмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью.
Так, в рамках Содружества Независимых Государств приняты и действуют:
-
Декларация по вопросам обеспечения безопасности на транспорте в государствах — участниках Содружества Независимых Государств (СГП от 18.09.2003 г.);
-
Соглашение о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью на транспорте (СГП от 15.09.2005 г.);
-
Соглашение о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с хищениями автотранспортных средств и обеспечении их возврата (СГП от 25.11.2005г.).
Значительный вклад в эту работу вносит Межпарламентская Ассамблея государств (МПА) — участников Содружества Независимых Государств, в том числе посредством разработки модельного законодательства в различных областях правоохранительной деятельности, высшие органы законодательной власти государств Содружества, ведущие научные центры наших стран. МПА в 2006 году приняты модельный закон «О противодействии финансированию терроризма», Рекомендации МПА государств-участников СНГ по унификации и гармонизации национального законодательства в сфере борьбы с терроризмом и изменения и дополнения в модельный уголовный кодекс по вопросам, касающимся борьбы с терроризмом. В настоящее время проходят стадию согласования проекты модельных законов «О безопасности на транспорте» и «О безопасности воздушного транспорта».
Сегодня в Содружестве Независимых Государств укрепилось убеждение в том, что определяющим фактором эффективного противодействия новым вызовам и угрозам являются, наряду с силовой составляющей, меры политического, экономического и социального характера.
Государства Содружества, его отраслевые органы осуществляют свою деятельность в сфере безопасности во взаимодействии со всеми заинтересованными странами и международными организациями. Исполнительным комитетом СНГ подписаны Протокол о сотрудничестве с Управлением ООН по наркотикам и преступности, Меморандум о взаимопонимании с Секретариатом Шанхайской организации сотрудничества.
17 ноября 2006 года в г. Санкт-Петербурге под эгидой Совета МПА и Исполнительного комитета СНГ прошла Международная научно-практическая конференция «Совершенствование сотрудничества государств — участников СНГ в противодействии современным вызовам и угрозам безопасности», на которой также рассмотрены вопросы безопасности на транспорте. Как представляется, спешное решение задач обеспечения безопасности на транспорте будет определяющим фактором защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от новых вызовов и угроз в целом.
Актуальные проблемы совместной деятельности компетентных органов государств — участников СНГ по обеспечению безопасности на транспорте, включая меры борьбы с терроризмом, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, наркотических средств и иными опасными преступлениями постоянно являются объектом рассмотрения отраслевыми органами Содружества. Так, в 2005 — 2006 гг. Советом руководителей органов безопасности и специальных служб государств — участников СНГ приняты решения по вопросам:
-
единой системы информационной маркировки взрывчатых веществ, боеприпасов и оружия;
-
о координации деятельности при проведении совместных антитеррористических мероприятий и обеспечении безопасности на объектах транспорта, в том числе метрополитена, и при осуществлении специальных железнодорожных перевозок;
-
о совершенствовании взаимодействия при проведении совместных оперативно—розыскных мероприятий по выявлению и пресечению каналов незаконного поступления и транзита через территории стран Содружества оружия и боеприпасов;
-
о совместных мерах по перекрытию маршрутов передвижения членов террористических и экстремистских организаций;
-
об активизации многостороннего и двустороннего сотрудничества в вопросах антитеррористической безопасности объектов транспорта (при обсуждении хода реализации Протокола о согласованных мерах по противодиверсионной защите объектов промышленности, транспорта и связи, предупреждению о возможных актах ядерного, химического и бактериологического терроризма от 1 октября 1999 года).
Этот перечень может быть дополнен совместными мерами в области противодействия финансированию терроризма, незаконному обороту наркотиков, незаконной миграции, торговле людьми, мерами по вопросам информационного обмена и вопросами повышения квалификации кадров.
Комплексный, системный подход к рассматриваемым проблемам в полной мере находит свое отражение в действующих в рамках Содружества Межгосударственной программе совместных мер борьбы с преступностью и Программе сотрудничества государств — участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными проявлениями экстремизма на 2005 — 2007 годы, аналогичных программах по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, противодействия незаконной миграции и других документах. Реализация ранее принятых совместных программ позволит активизировать и повысить качественный уровень работы компетентных органов в области противодействия наиболее опасным вызовам современности. В этом контексте хотелось бы подчеркнуть важную координирующую роль деятельности Антитеррористического центра государств — участников СНГ. В рамках компетенции вопросы противодействия терроризму и безопасности на транспорте регулярно рассматриваются Советом командующих Пограничными войсками, Координационным советом генеральных прокуроров, другими отраслевыми органами Содружества.