Филипп Бон, торговый атташе по вопросам транспорта — строительства — защиты окружающей среды посольства Франции в РФ

Необходимость повышения безопасности прежде всего возникла на воздушном транспорте, который оказался первым, кто пострадал от так называемых незаконных действий. Это предельно широкое понятие включает в себя террористические акты и другие формы противоправных действий. Поэтому первой инициировала международный форум именно Международная Организация Гражданской Авиации (ИКАО), которая начиная с 1974 года публикует Приложения 17 к Чикагской конвенции о безопасности. В течение долгого времени в рамках ИКАО работает группа, которая занимается обсуждением вопросов безопасности.

Международная Морская Организация, в свою очередь, является местом для проведения обмена информацией по вопросам безопасности в области морского транспорта. Среди приоритетных вопросов, которые рассматривает эта организация, являются терроризм на морском транспорте, пиратство и другие виды незаконных действий.

В сфере безопасности наземного транспорта дела обстоят несколько иначе. Вопросом о безопасности на железнодорожном транспорте занимается Международный железнодорожный союз. Однако значительные отрезки железнодорожных путей (пригородный транспорт, метро) проходят рядом с крупными метрополиями и не имеют международного значения. Известно, что большинство терактов происходит именно на этих участках. Следовательно, создание межправительственной организации не является оправданным.

Существует множество международных ассоциаций операторов, таких как UITP и APTA. Вследствие либерализации железных дорог UIC больше не является организацией, объединяющей представителей государства, и также превратилась в ассоциацию операторов, управляющих инфраструктурами.

Именно во время встречи «большой восьмерки» в 2006 году под председательством РФ был поставлен вопрос обмена международным опытом в области обеспечения безопасности на общественном железнодорожном транспорте. В рамках этих действий министр транспорта Японии взял инициативу в организации конференции в Токио в январе 2006 года на тему обеспечения безопасности на транспорте. Эта конференция предложила принцип объединения экспертов из стран-волонтеров в области наземного транспорта. На этой же конференции Франция предложила провести подготовительную конференцию с целью создания Международной рабочей группы по безопасности наземного транспорта — International Working Group for Land transport Security (IWGLTS, произносится wiglats»), заседание которой состоялось 16 июня 2006 года в Париже. Затем Франция взяла на себя председательство на первой встрече, которая прошла с 12 по 13 апреля 2007 года в Париже. Две следующих встречи пойдут в Токио.

Целью заседание является встреча экспертов, входящих в регулирующие организации, правительственные, местные или национальные организации тех стран, которые обладают хорошим опытом в области обеспечения безопасности. Работа IWGLTS основана на 18 принципах, выработанных государствами — членами «G8», в области защиты от терроризма на метрополитене и на железных дорогах. Эти принципы были приняты на заседании группы Лион — Рим 26 апреля 2006 года в Москве. Были определены следующие первые семь тем для обсуждения:

  1. Безопасность и эксплуатация.

  2. Оценка рисков и качество системы безопасности.

  3. Внедрение мер безопасности.

  4. Ответственность организаций, работающих в сфере железнодорожного транспорта.

  5. Привлечение внимания пассажиров к этой проблеме.

  6. Обнаружение взрывчатых веществ и других радиоуправляемых предметов.

  7. Сокращение количества террористических актов.

IWGLTS не предназначена для разработки норм. Ее собрания должны носить практический характер, она должна быть местом для неформального обмена информацией и позволять определить главные идеи, которые могут быть использованы на практике в различных странах различными организациями.

Мы думаем, что не может быть принято одинаковых мер в этой области, где человеческий фактор является и еще долгое время будет оставаться определяющим.

Группа должна объединять большее количество стран, по сравнению с количеством участников «G8», но чтобы сохранить свою эффективность при незначительных издержках, количество стран-членов не должно превышать 20-30.

В связи с этим наше министерство настаивает на необходимости оценивать деятельность рабочих групп, созданных в области безопасности на транспорте, и осуществлении координации работы, исключающем дублирование усилий.

Поэтому вопрос о координации работы IWGLTS с деятельностью рабочей группы Лион — Рим будет затронут на первом заседании Подгруппы по безопасности на транспорте (TSSG), которое состоится в Берлине. Так как все страны — члены «G8» также являются членами IWGLTS, мы думаем, что этот вопрос не вызовет особых сложностей.