По всей видимости, в Вашингтоне нашли новый способ выстраивания отношений с непокорными лидерами, такими как президент В. Путин: просто идти в обход их и обращаться напрямую к их народу.

В последние дни, несколько официальных лиц, известных специалистов по России и влиятельных обозревателей продвигали одну и ту же идею.

В прошлую пятницу 25 января, на брифинге Госдепартамента США пресс-секретарь Виктория Нуланд подтвердила, что США «решили выйти из рабочей группы по развитию гражданского общества российско-американской двусторонней президентской комиссии в свете недавних шагов, предпринятых российским правительством и накладывающих серьезные ограничения на гражданское общество». Далее Нуланд объяснила суть нового подхода: «Мы, скорее, будем прилагать усилия в других направлениях и продолжим оказывать прямую поддержку организациям гражданского общества, которые хотят работать с нами».

Предложение «если полностью не прекратить, то хотя бы ограничить участие» в двусторонней президентской комиссии было высказано еще в декабре 2012 года новым президентом Института Кеннана Уильямом Померанцем в его работе «Оставляя перезагрузку в прошлом» (Moving Beyond the Reset). Переосмысляя свою стратегию в отношении России, пишет Померанц, администрация Обамы должна «разработать малозаметные долгосрочные программы в обход Путина и государственной политики, вовлекая в них напрямую российский народ». В своей работе Померанц также дает поразительно честное определение «перезагрузки», истинное значение которой вызывало вопросы у многих российских граждан: «Соединенные Штаты использовали политику «перезагрузки» в основном для того, чтобы повысить значимость президента Дмитрия Медведева и придать ему больший международный вес, чем он имел».

22 января 2013 года влиятельный обозреватель «Нью-Йорк таймс» Томас Фридман призывал «нарушить все правила» (Break All the Rules) во взаимодействии с неподатливыми лидерами. В качестве совета новому госсекретарю Фридман предлагает «попробовать совершенно новый подход: создать условия для дипломатии… в обход лидеров и напрямую с народом.…. Мы живем в век социальных сетей… Иерархии власти больше не существует». По Фридману, надо вести переговоры не с правительствами, а напрямую с народами.

24 января снова в «Нью-Йорк таймс» группа бывших американских послов в государствах СНГ Денис Корбой, Уильям Кортни и Кеннет Яловитц[i] обсудили «Взаимодействие с двумя Россиями» (Dealing with Two Russias). Для них существует «модернизирующаяся Россия» - читай «Россия Медведева», которая посылает детей на обучение за рубеж, обеспечивает транзит грузов силам НАТО в Афганистане, поддерживает санкции против Ирана и т.д. И есть «ретроградная Россия», которая «нападает на строящие демократию НКО и бросает диссидентов в психиатрические больницы». Послы советуют: «Запад должен применять различные стратегии для каждой из «Россий»». Сожалея, что на сегодняшний день у власти находятся патриотические силы, послы считают, что «они все больше отчуждают городское и образованное население».

Это будет уже не первой попыткой Америки разжечь внутренний конфликт в стране, в которой власти не играют по сценарию США. Устранение неугодного лидера, чаще всего ведется руками местной оппозиции, взращенной на тучных кормах американского правительства и «частных» фондов; если «бархатные» или «цветные» революции не срабатывают, тогда в игру вводятся военизированные группы и террористы, как в Сирии с марта 2011 года.

Что касается деталей «нового подхода», Виктория Нуланд объясняет, как Госдепартамент планирует обходить новые российские законы и закрытие USAID: « … существует множество стран, где мы делаем это напрямую из США. Мы также делаем это через офисы в третьих странах».

Западные правительства и их НКО всегда призывали к верховенству закона. Однако, оказывается, когда закон не соответствует их интересам, и когда он не написан американскими юристами на средства USAID, то, с точки зрения Госдепартамента США, он не имеет силы.

И действительно, структуры Национального фонда в поддержку демократии (НФД) – Национальный демократический институт (НДИ) и Международный республиканский институт (МРИ) предусмотрительно покинули Москву и перевели свои отделения в третьи страны. Куда? НДИ перебрался в Литву, а МРИ – в Польшу. Помимо их особого русофобства, Польша и Литва размещали у себя секретные тюрьмы ЦРУ. В Литве уголовное дело по этому вопросу было закрыто, в Польше расследование затягивается, так как оно, согласно агентству «Рейтер», может «выявить связь крупных политических фигур Польши с незаконным задержанием и пытками». Поистине триумф демократии.

Еще рекомендации от г-на Померанца из Института Кеннана: использовать ресурсы европейских союзников США и в частности Европейский суд по правам человека, в котором «неизменно будет оспариваться любой вызывающий противоречия закон, подписанный Путиным». Померанц также подчеркивает необходимость развивать профессиональные, культурные, научные и академические связи, взаимодействие через Интернет и даже туризм: «Эти связи должны поощряться как возможность обойти Путина и планируемые политические препятствия».

Фридман объясняет свой принцип «нарушить все правила», на примере Ирана. «Вместо секретных переговоров с лидерами Ирана…, почему бы не вести диалог с иранским народом? Президент Обама должен положить на стол простое предложение на фарси, для всех иранцев… Мы не только должны сделать это предложение обществу, но и повторять иранскому народу снова и снова: «Единственной причиной, по которой ваша валюта терпит крах, ваши сбережения поглощаются инфляцией, многие из выпускников колледжей остаются безработными и международная торговля ограничена, а риск войны увеличивается, является нежелание ваших лидеров принять условия сделки, которые позволили бы Ирану развивать мирный атом, а не создавать бомбу».

Барак Обама прежде уже обращался напрямую к иранскому народу в обход иранских властей, пользуясь весенним праздником Навруз в марте 2009 года. Спустя несколько месяцев в июне 2009 года в ходе президентских выборов 36 иранцев погибли во время массовых протестов – 20 из них были полицейские.

Итак, мы получили предупреждение. При этом стоит учитывать, что, угрожая, Америка обычно не договаривает, и реальность оказывается куда более сурова (см. «бесполетная зона» для Ливии). Патриотические круги в странах, которые отказываются от исполнения директив Вашингтона, должны быть начеку.



[i] Денис Корбой, старший научный сотрудник в Кинг Колледже в Лондоне, работал послом Европейской Комиссии в Армении и Грузии. Уильям Кортни был послом США в Казахстане и Грузии, и специальным помощником президента США по России, Украине и Евразии. Кеннет Яловитц работал послом США в Белоруссии и Грузии.