Спецоперация в Мали может обернуться затяжной войной

Мали, если посмотреть на карту, похожа на порхающую бабочку. Крылышко побольше – это пустынная северная часть страны. Ее основное население – кочевые племена туарегов-берберов, живущих там с незапамятных времен. На юге "крыла", вдоль реки Нигер, единственной водной артерии, живут оседлые темнокожие племена, также резко отличающиеся в этническом смысле от населения Мали, сосредоточенного в основном в южном "крыле".

Современные африканские государства – продукт колониального прошлого: европейские колонизаторы нарезали границы, как им было удобно, в результате в одном государстве может проживать великое множество народов, и наоборот – один этнос может быть разбросанным по целому ряду стран. Это обстоятельство порождало и порождает множество проблем – многие народности претендуют на создание самостоятельных государств, не чувствуя лояльности к созданному европейцами проекту. Парадокс заключается в том, что антиколониальная борьба велась в рамках колониальной парадигмы, отстаивая суверенитет никогда прежде не существовавших государств.

Стоит заметить, что даже такие древние исторические названия, принятые образовавшимися государствами, как Гана, Мали, Бенин не имеют отношения к настоящему. Древние Гана или Бенин находились совсем в другом месте, и их использование в качестве названий – это всего лишь желание примкнуть к традиции, точнее – создать ее. Мали – яркий пример подобного трагического наследия. В рамках одной страны оказались объединенными абсолютно разные этносы. Туареги издавна вели вооруженную борьбу за свою свободу, не раз поднимая восстания против французов. Но в результате деколонизации они так и не получили собственного государства, будучи рассеянными по территориям Мали, Нигера, Алжира и т.д. Туареги не мирились с этим и пытались добиться желанной независимости. После ряда неудач последних лет, в 2012 году в Северной Африке сложилась обстановка, благоприятствующая их планам.

В Ливии был свергнут режим полковника Каддафи, который негласно оказывал поддержку туарегам, позволяя им укрываться на своей территории. Одновременно он их сдерживал, не давая возможности осуществлять нападения на армию Мали. Но теперь, когда Каддафи не стало, туареги оказались без сдерживающей силы – особенно в условиях послереволюционной анархии и хаоса в Ливии. На руках у них оказалось много оружия, которое попало к ним с разгромленных правительственных баз и складов.

Не удивительно, что в январе 2012 года туареги подняли восстание на севере Мали и в кратчайшие сроки захватили более половины территории страны, в том числе такие известные старинные города на реке Нигер, как Тимбукту и Гао. Их союзниками выступили различные радикальные исламистские группировки, примыкающие к "Аль-Каиде", в последние годы скрывавшиеся в зоне так называемого Сахеля – обширной территории, протянувшейся по границе пустынь и саванн от Атлантического океана до Судана.

В итоге малийские военные, недовольные слабыми мерами по отпору сепаратистам и исламистам, свергли законного президента, но и новое правительство ничего с повстанцами поделать не могло, и вскоре под их контролем оказалось до 70 % территории страны, на которой они провозгласили независимое государство Азавад. Затем среди повстанцев начались столкновения – против туарегов выступили "чистые" исламисты, чуждые национальным интересам. В широкомасштабную войну эти столкновения не вылились, зато исламисты стали уничтожать исторические реликвии под предлогом борьбы с "идолопоклонством".

В начале января, после перегруппировки, повстанцы начали новый этап наступления. К тому времени уже не первый месяц велись консультации в ООН и в региональных африканских организациях насчет оказания вооруженной помощи правительству Мали. ООН одобрила направление в страну 3300 военнослужащих Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС). Солдат посылают Нигерия (до 1200 человек), Чад (2000), Нигер, Буркина-Фасо, Того и Сенегал (по 500 солдат), Бенин (300), Гвинея и Гана (по 120).

Но до реального воплощения этих планов в жизнь дело так и не дошло. Армия Мали по-прежнему в одиночку противостояла исламистам и туарегам. Нависла реальная угроза над оставшейся подконтрольной центральному правительству территорией. В этой ситуации официальный Париж решил действовать незамедлительно – его авиация нанесла удары по колоннам наступавших повстанцев, а в Мали началась переброска воинского контингента в рамках операции "Сервал". Всего, по заявлениям министра обороны Франции, в операции будет задействовано до 2500 военнослужащих, но не исключено, что в случае необходимости их количество будет увеличено.

Односторонние экстраординарные действия Франции уже вызвали кризис в Евросоюзе и НАТО. С одной стороны, Париж действует на свой страх и риск, откликаясь на просьбу властей Мали в соответствии с двусторонним договором. Военная интервенция за пределами Европы в нынешних условиях будет воспринята общественным мнением однозначно негативно. С другой – Франция защищает интересы всей Европы в Африке, преграждая путь исламистам, и ее соседи не могут оставаться безучастными. Поэтому такие страны как Германия, Нидерланды и Испания решили оказать поддержку французам, выделив по несколько военно-транспортных самолетов для ускоренной переброски войск. К тому же захват террористами иностранных заложников в Алжире резко изменил общественные настроения в пользу более весомой помощи Франции.

Более того, в скором времени в Мали могут появиться российские летчики. По заявлению министра иностранных дел Франции Лорана Фабиуса, Москва предложила Парижу помощь в переброске французских войск в эту африканскую страну. Как сообщают СМИ, частная российская авиакомпания уже осуществляет содействие французам.

Почему Франция, не опасаясь критики, и не дожидаясь решения ООН или НАТО, решила вмешаться – вполне понятно. В случае полного захвата Мали исламскими боевиками и коллапса власти последствия для зоны Сахеля и вообще Северной и Западной Африки окажутся катастрофическими. Напомним, что исламисты действуют во всех странах, исповедующих мусульманство. В

130-миллионной Нигерии, важнейшей стране региона, они уже много лет ведут террористическую войну. Если, опираясь на базу в Мали, они попытаются взять власть в Северной Нигерии, то страна вполне может распасться. Президент Нигерии Гудлак Джонатан заявил по этому поводу: "Наша национальная безопасность столкнулась с неизбежной угрозой из-за кризиса на севере Мали".

Аналогичные проблемы существуют в Буркина-Фасо, Кот д'Ивуаре и ряде других стран, расколотых по религиозному признаку. Кроме того, сам факт прихода к власти религиозных радикалов на территории от Сенегала до Чада способен дестабилизировать обстановку самым непредсказуемым образом. По оценке Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев, уже сегодня в Мали может оказаться 700 тысяч беженцев. Мали и Нигер – важные поставщики урана на мировой рынок. С ними граничат крупнейшие производители нефти и газа – Нигерия, Алжир и Ливия. Нестабильность в данном регионе может спровоцировать непредсказуемый рост мировых цен на эти виды топлива.

Президент Франции Франсуа Олланд действует сегодня смело, поскольку основу французского военного контингента составляет Иностранный легион, т.е. солдаты-наемники, а не граждане страны. Но если операция затянется, и войска будут задействованы в долгоиграющем конфликте, то отношение к силовой акции может измениться как в самой Франции, так и в мире. Хватит ли у африканских государств, посылающих свои войска в Мали, сил самостоятельно справиться с исламистами и сепаратистами, без длительной помощи Европы – неизвестно. И только будущее покажет, насколько обоснованным было решение Парижа спасать правительство Мали.

http://www.novopol.ru