В России есть люди (их имена будут названы ниже), которые упорно, настойчиво размышляют (и излагают свои мысли в книгах) о том, что творится на мировой арене, куда движется наша цивилизация и каковы шансы человечеству уцелеть. Подробно обсуждается и то, будет ли Третья мировая война и когда будет, кто с кем и как начнет воевать.

Эти добровольные эксперты анализируют опасности для России и, в частности, напоминают нам пророческие слова любимого-нелюбимого авторитета прошлого - Карла Маркса. А он писал вполне определенно: «При 10% прибыли капитал становится активным, при 100% - агрессивным, а при 300% прибыли готов на любое преступление в мире, даже под страхом виселицы!»

Предлагаю более глубоко вникнуть в смысл этих слов.

American way of life есть american way of death

Начнем с мнения писателя-фантаста, директора издательства «Terra Fantastica» Николая Юрьевича Ютанова. Вот его слова-приговор: «Действующий валютно-финансовый механизм подошел к своему пределу сложности. Им стало невозможно управлять, а надежность валюты США, лежащей в основе этого механизма, оставляет желать лучшего. Смена модели управления экономикой может занять до десяти лет, в течение которых мировое хозяйство будет лихорадить. Придется разрабатывать новые и менять старые институциональные и инфраструктурные решения, и хорошо, если это не будет реализовано через технологию войны в стилистике прошлых веков. Но что абсолютно точно – произойдет смена мирового лидера и изменятся все принципы системных процессов: сместятся понятия, которые казались ранее краеугольными. “Невидимая рука Провидения” по Адаму Смиту перестала управлять мировыми рынками. Наследие великой Реформации выработало свой ресурс».

Слова Ютанова требуют пояснений. А дело тут в том, что ожидание Третьей мировой войны происходит на крайне неприглядном фоне. Экономика и финансы мира трещат по всем швам. Чувствуется, должна начаться эпоха смены правил жизни, смены образов существования людей на Земле.

Считается, что первый звонок кризиса пришелся на начало 70-х годов ХХ столетия. Когда на складах NASA мертвым грузом легли образцы лунных пород, привезенных экспедициями космических кораблей «Аполлон». Возможности освоить такой объем информации не было. И человечество останавливает экспансию в космос, бросает все ресурсы в глобальную информатизацию.

Полагают, что бурное развитие информационных технологий в конце ХХ – начале ХХI века открыло новые возможности для классических рынков, что и отложило временно крушение мировой финансовой системы на несколько десятилетий.

Но вот сейчас недостатки того, что условно можно назвать «капитализмом», вновь недвусмысленно дают о себе знать. Запас прочности существующей капиталистической машины, видимо, исчерпан. И требуется либо создание новой более сложной машины, либо же упрощение уже имеющейся.

Техника жизни, навязанная планете капитализмом, покоилась на кредо, которое афористично сформулировал известный экономист ХХ столетия англичанин Джон Мейнард Кейнс (1883-1946). Он утверждал: «Инфляция стимулирует экономику, а долги вызывают рост производства».

Механика событий тут проста. Чрезмерные выбросы денежной массы (печатный станок долларов в США) искусственно увеличивает покупательную способность потребителя, а повышенный спрос с его стороны в свою очередь вызывает рост производства и благосостояния.

Такая система успешно функционировала до тех пор, пока доллар полностью не освободился сначала от золотого, а затем и от всех прочих видов обеспечения. Случилось это, считается, в начале 70-х годов прошлого века.

Здесь вполне уместно вспомнить о декрете Линдона Бейнса Джонсона (1908-1973), 36-го президента США, от 19 марта 1968 года, когда официально было признано, что доллары – всего лишь клочки бумаги, несущие на себе знаки пустопорожних платежных обещаний.

Однако и после подобных откровенных признаний производители этих бумажек и торговцы долгами продолжали (и с завидным упорством продолжают делать это и ныне) бесплатно пользоваться богатствами, услугами и трудом человечества, вынужденного повиноваться этому великому блефу.

И все же блефовать можно лишь до поры до времени. Когда придет час расплаты? Уже много раз доллар публично хоронили, а он все еще жив. Известный швейцарский финансист и финансовый пророк Жерар ле Ру на этот счет однажды произнес красноречивые слова: «Что бы ни произошло, мировая финансовая система обречена. Покуда она еще держится на плаву. Как воздушный шар. Однако довольно легкого укола иглой – и с ней будет покончено. Я не знаю лишь, сколько времени потребуется до катастрофы».

Мы кратко и упрощенно пересказываем мысли, которые известный сербский публицист и философ Драгош Калаич (1943-2005) высказал в статье «Третья мировая война». В разделе «Война как символ процветания» он также наглядно показывал и то значимое, что для нас сейчас наиболее интересно.

Истинное лицо первой страны мира? США – и это стало понятно уже давно - отнюдь не стремятся к демократическому управлению нашей планетой, но – лишь к усилению своей гегемонии. При этом они готовы добиваться этого абсолютно любым способом.

Для США война, утверждал Калаич, - синоним процветания. Калаич, в частности, вспоминает мнение влиятельного французского аналитика Софи Жерарди по поводу организованной президентом США Джорджем Бушем в начале 1991 года операции «Буря в пустыне». Жерарди тогда справедливо заметила, что все свои экономические кризисы США разрешают путем провоцирования и (или) развязывания крупномасштабных войн, из которых регулярно выходят разбогатевшими и экономически окрепшими.

Вот вам и чудесный повод – развязать нечто вроде Третьей мировой войны, добиться победных итогов и постараться решить все свои экономические и финансовые проблемы. Так США и навязываемый стратегами «нового мирового порядка» либеральный капитализм и действуют: они постепенно подталкивают человечество к пропасти военной катастрофы.

И получается, пишет Калаич в статье, что на деле american way of life есть american way of death: американский способ жизни есть фактически американский способ смерти.

Три сценария Будущего

Ну, хорошо. О мировом кризисе и связанных с ним военных угрозах мы поговорили. Коснулись и того, что жизнь на планете обязана радикально измениться. И тут спрашивается: в какую сторону, что грядет? В каких формах придется существовать человеку будущего? Об этом стоит рассказать.

Существует такая то ли наука, то ли вольная профессия – футурология (от латинского слова Futurum - будущее и греческого слова LogoV - логос, учение), «наука о будущем», «исследование будущего». Футурология, казалось бы, и должна поведать нам, когда случится Третья мировая и каков будет ее характер.

Правда тут следует отметить, что рассуждения футурологов о будущем полны многих сомнений. Вот признание российского политического деятеля и футуролога Степана Степановича Сулакшина. В статье «О существовании и познаваемости будущего» он откровенно признается: «Говорить о будущем не просто. Сомнение вызывает уже тот факт, что оно вообще существует как некая абсолютная определенность».

Так что же говорят пророки-футурологи? Какие картины рисуют? Анализ глобальных вызовов для человечества – тема необъятная. Но мнения тут обычно носят отпечаток идеологических предпочтений их заказчиков.

Глобалисты и неолибералы полагают, что главное зло в мире – это «международный терроризм» и эгоизм национальных государств, которые-де не желают принять «правила игры» мондиалистов (глобалистов). Антиглобалисты же видят зло в природе капитала, его транснационализации, в злой и разрушительной силе ТНК.

Правые видят зло в наплыве иммигрантов. Все большее распространение получают идеи белого расизма и спасения Запада от экспансии исламского и «желтого» миров. В исламе и христианстве (православные и католики) выводы о мировых бедах покоятся на эсхатологических пророчествах этих религий. И так далее. И так далее.

Прогнозированием Будущего на Западе уже вполне официально занимаются многие зарубежные «фабрики мысли». Такие как «Rand Corporation», «National Intelligence Council», «Interdisciplinary Center for Technological Analysis@Forecasting», «Science and Technology Foresight Center», «National Institute Science and Technology Policy».

И в России, оказывается, есть аналогичного рода исследовательские группы. Перечислим их: «Конструирование Будущего» (действует с 2000 года), «Санкт-Петербургская школа сценирования» (с 2003 года) и «Знаниевый реактор» (с 2007 года). Их создал и ими научно руководит в Санкт-Петербурге Сергей Борисович Переслегин, публицист, теоретик альтернативной истории.

Особенность работ российских футурологов – они пытаются нарисовать карту того реального БУДУЩЕГО, которое не может быть вписано в общепринятое понимание «продолженного настоящего», характерное для западных футурологов. Ведь будущее, полагают россияне, может оказаться совсем непохожим на то, что есть в данный момент истории.

Спрашивается, что же ныне происходит в мире, и куда повернуло Колесо Истории? Об этом можно, в частности, прочесть в книге «Война на пороге. Гильбертова пустыня». Ее авторы Сергей и Елена Переслегины пишут следующее: «Конструируя Будущее: в своем доме, на семинарах, встречах, экспертных совещаниях, во время выполнения заказов ЦНИИАИ мы остановились на том, что к «постиндустриальному барьеру» равномерно ползут четыре черепахи: США, Япония, ЕС и Россия. Последняя – медленно так ползет, и похожа на «полярного крокодила» в глазах других участников. Каждая страна (считая Европейский Союз за страну, что не совсем точно, но понятно и естественно) имеет свой когнитивный Проект развития мира и будет воевать за него, потому что он – самый лучший, самый справедливый и самый оптимальный для всех. Американский Проект гегемонии демократии конкурирует с Европейским Проектом правового общества, особняком стоит Японский Проект технологической эстетизации мирового пространства, и совсем уж удивительным является Русский Проект с условным названием “Пойду ль я, выйду ль я!” или поиск новой трансценденции. Шутки шутками, но Россия в ХХI столетии устойчиво не присоединяется к чужой проектности, и “эра Путина” ознаменована хотя бы тем, что страна отстояла в этот период свою геокультурную самостоятельность».

Российские футурологи полагают, что главное содержание, смысл текущей исторической эпохи – это кризис промышленной цивилизации. Современная индустриальная цивилизация должна быть неизбежно размонтирована.

Российские специалисты излагают три генеральных сценария развития будущей жизни на Земле. Вот как об этом красочно и четко пишет организатор системы конференций «Форум будущего» Николай Юрьевич Ютанов: «Как сейчас уже стало понятно, в свойственной русскому мышлению тройственной парадигме мир ожидает три генеральных сценария.

Первый – продление счастливого рыночного настоящего. Как часы работают банки, летают самолеты, по скоростным автострадам мчат комфортабельные авто. Мировые города, существующие по образному высказыванию Е.Переслегиной «как сочетание клоаки и музеев», творят бесконечные инновации, которые остальной мир радостно потребляет в рыночно-инвестиционном формате.

Второй сценарий носит романтическое название «неофеодальный». Мир останавливается в развитии. Мы катастрофически теряем наработанные технологии, города приходят в упадок, превращаясь в «монастыри знаний». А само великое знание индустриального прошлого воспринимается как магия, доступная только посвященным адептам. Мир вступает в царство классической фэнтези».

Третий сценарий обещает нам совершенно неведомые пажити. Трое из ларца: инфо, био и нано становятся элементами тривиального быта. Мироздание, словно всеобъемлющая игра DOOM, обретает виртуальное измерение благодаря информационным технологиям, жители его биотехнологическими методами получают бесконечное здоровье, а нанотех поставляет абсолютную броню и бесконечные патроны. И самое главное: у нас появляется шанс познакомиться с новым типом разума – сверхбыстрым, сверхмощным, распределенным – и с неантропомерным его носителем».

Третий сценарий будущего Николай Ютанов называет зоной «технологической сингулярности Винджа – фон Неймана». Он вспоминает тут такое пророчество легендарного венгро-американского математика, праотца современной архитектуры компьютеров Джона фон Неймана (1903-1957): «Разговор идет о непрерывно ускоряющемся техническом прогрессе и переменах в образе жизни людей, которые создают впечатление приближения некоторой важнейшей сингулярности в истории земной расы, за которой все человеческие дела в том виде, в каком мы их знаем, не смогут продолжаться».

Как будет чувствовать себя человек в этой новой обстановке, остается гадать. Вольготно? Видимо, и да, и нет. Николай Ютанов тут же цитирует мнение другого пророка сингулярности (повторимся: речь идет о революционном, ломающем прежние жизненные устои ускорении научно-технического прогресса) американского математика и писателя-фантаста Вернора Винджа (родился в 1944 году). В 1993 году Виндж писал: «Мы очутимся в постчеловеческой эре. И, несмотря на весь свой технический оптимизм, мне было бы куда комфортнее, если бы меня от всех этих сверхъестественных событий отделяли тысяча лет, а не двадцать».

Итак, мы поведали о том, куда движется человечество. Ожидается генеральная трансформация мироустройства на планете. Пройти безболезненно этот процесс не может. Без крови, войн свои позиции капитализм не отдаст. И следует по возможности более четко и более подробно осознать природу возникающих тут угроз и подумать о средствах противодействия.

Но о том, как общемировой финансово-экономический кризис может привести к развязыванию Третьей мировой войны, мы более подробно будем говорить в следующей статье.