Квалификация вооруженных сил НАТО как инструмента агрессии ни у кого из реалистично мыслящих аналитиков не вызывает сомнения. Суть военно-политического блока не изменилась со времен «холодной войны», а вот его мощь многократно выросла. Североатлантический альянс, избавившийся от узды Варшавского договора, несказанно распоясался. Натовские стратеги после ликвидации СССР упиваются ничем и никем не ограниченным военным произволом на Балканах, в Ираке, Афганистане, а с марта - в Ливии…
Какие мысли возникают в связи с новым крестовым походом НАТО в Северную Африку? Массовые выступления арабов в Тунисе, Египте завершились сменой кабинетов. Вероятно, инициаторы стихийных протестов преследовали ту же цель и в Ливии. Но не удалось: упрямый полковник М.Каддафи спутал карты «оппозиции». Которую, к слову, столь поспешно признал легитимной французский президент Н.Саркози, демонстрируя тем самым собственную вовлеченность в «стихию арабских выступлений»…
Упорство М.Каддафи и его детей в защите национальных интересов, в защите ливийской государственности, увенчавшейся устранением вооруженных сепаратистов, не понравилось Западу. И как вариант «Б» (во имя демократизации арабского мира) с итальянских авиабаз поднялись самолеты на бомбежку бывшей колонии Рима…
Во времена Советского Союза, когда международные воды патрулировала Средиземноморская эскадра ВМФ, такую картину откровенного пиратства представить было просто невозможно. Сегодня нейтральная РФ ограничивается констатацией: конфликт с участием НАТО – угроза миру и призывает к диалогу… Но кто в последние годы слышал голос Москвы?
Как отмечает российский МИД, в ходе воздушных налетов на Ливию были нанесены удары, в том числе и по объектам невоенного характера в городах Триполи, Тархуна, Маамура, Жмейл. В результате погибли более 50 мирных граждан и свыше 150 ранены. Частично разрушен медицинский кардиологический центр, пострадали дороги и мосты.
Военная операция коалиционных сил против режима М.Каддафи началась вечером 19 марта 2011 года. Первыми по ливийским войскам ударили французские ВВС, которые уничтожили несколько танков и бронемашин недалеко от мятежного города Бенгази. Затем к операции подключились британские и американские ВМС. По сообщению представителей Пентагона, американцы и британцы выпустили по военным целям на территории Ливии более 110 крылатых ракет Томагавк.
Ракеты уничтожили более 20 объектов ПВО Ливии, значительно ослабив противовоздушную оборону этой страны. Между тем представитель ВМС США адмирал У.Гортни заявил, что ракетный удар по ливийским системам ПВО – это «первая фаза мультифазовой операции». Сейчас военные корабли США и Великобритании заканчивают операцию по установлению морской блокады Ливии.
В этой связи российское внешнеполитическое ведомство призывает соответствующие государства прекратить неизбирательное применение силы. «Твердо исходим из недопустимости использования мандата, вытекающего из резолюции 1973 СБ, принятие которой было весьма неоднозначным шагом, для достижения целей, явно выходящих за рамки ее положений, предусматривающих меры только для защиты гражданского населения».
Тем самым НАТО, несмотря на рекомендации некоторых постоянных членов Совбеза ООН, – исчерпать конфликт мирными переговорами, устранив противоречия в Ливии, – предпочло опереться на силу. Локальный конфликт в Северной Африке, перекрывший воздушные и морские коммуникации весьма оживленного глобального транспортного перекрестка в Средиземноморье, превращается в операцию, чреватую многонациональным конфликтом. Не говоря уже о потенциальной угрозе Европе солидарным противодействием исламского фактора. То, что антинатовский фронт в той или иной форме возникнет, сомневаться не приходится.
Держащиеся в начале операции на вторых ролях США передали Европе право «первого выстрела». Помимо укоренившейся практики смены режимов в суверенных государствах (за последние 15 лет США свергли 9 законно избранных правительств), они в очередной раз указывают мировому сообществу, кто хозяин планеты.
Чего добиваются агрессоры? Превратить при послушном «оппозиционном ливийском правительстве» Джамахирию в бензоколонку Европы с соответствующими квотами поставок горючего для натовских ястребов. Все-таки в недрах этой страны разведаны 4 млрд тонн нефти и 1,32 трлн кубометров газа. Не трудно предположить, учитывая практику расчленения Балкан, что на ливийской территории могут возникнуть – «для поддержания стабильности», – военные базы альянса или их патрона – США. За контролем бурного региона… За перераспределением углеводородного сырья, которое Франция экспортирует из других стран.
Чем больше ракет и высокотехнологичных снарядов выпустят по ливийской территории ландскнехты НАТО, тем больше новых заказов получат ВПК европейских стран и США. А это довольно традиционная схема борьбы с экономическим кризисом. Почти беспроигрышный вариант ведения боевых действий: новая значительная геостратегическая точка перейдет под контроль НАТО, усовершенствуется боевой опыт ведения воздушных «бесконтактных войн», произойдет модернизация арсеналов альянса.
Вероломство западной коалиции тем демонстративнее, что М.Каддафи, при всем несовершенстве его внешнеполитического курса, – добровольно отрекся от ядерной программы… А что в ответ? Заверения западных партнеров по переговорам (среди которых в 2003 году были США и Великобритания), оказывается, не много стоят…
Таким образом, авторитарные режимы Ближнего и Дальнего Востока, а равно и других регионов никогда не откажутся от своих ядерных амбиций, – залога суверенитета. Следовательно, утверждения западных дипломатов о том, что силовой вариант диалога с Каддафи имеет гуманитарную составляющую, лишен всех оснований. Это классическая форма отъема ресурсов у слабейшей стороны с применением вооруженных сил альянса.