Этот скандал очень сильно напоминает последствия прошлогодней войны в Газе, а также реакцию международной общественности на убийство высокопоставленного агента движения Хамас в Дубае в этом году, скорее всего, осуществленное не без участия Израиля. Израильтяне недоумевают, почему они видят происходящее совершенно по-иному, чем международное сообщество.

    По мнению Гади Вольфсфельда (Gadi Wolfsfeld), профессора политических наук и коммуникаций Еврейского университета в Иерусалиме, инциденты, подобные нападению на гуманитарную флотилию, являются неким тестом Рошраха для международных акторов. Пациенты смотрят на одни и те же мистические чернильные пятна, но они видят кардинально различные вещи. По словам Вольфсфельда, «для израильтян наибольшее значение имеет тот факт, что на солдат напали с холодным оружием, для европейцев – то, что были убиты девять человек. И обе стороны уже активно выстраивают стройные ряды политических мифов, основанные на их предположениях о том, кто является агрессором, а кто – жертвой».

    Еще более красноречив пример освещения рейда в СМИ, которые сделали из одних и тех же кадров, выпущенных в эфир израильской армией, фактически исключающие друг друга выводы. С точки зрения израильтян, ножи, палки и металлический лом, которыми вооружились активисты, являются прямым доказательством их злого умысла; с точки зрения европейцев, это было обычное оборудование, которое можно найти на борту любого крупного корабля.

    Нельзя забывать и о различных точках зрения сторон на главное яблоко раздора: сектор Газы, палестинскую территорию, управляемую Хамасом. По словам профессора Университета Тель-Авива, одного из самых опытных социологов Израиля, Камиля Фанча (Camil Fuchs), «израильтяне не понимают, что все международное сообщество сильно раздражено блокадой Газы. Израиль считает Газу террористическим государством, которое должно быть уничтожено любым способом, в то время как остальной мир сомневается в целесообразности этого».

     Впрочем, мысль о постоянной угрозе и постоянной необходимости защищаться уже давно укоренилась в коллективном бессознательном израильтян. По мнению Фанча, «у нас ментальность жертвы, и мы давно привыкли думать, что весь мир ополчился против нас». Но эта успокаивающая мысль сейчас вступает в прямое столкновение с размышлениями по поводу растущей изолированности Израиля. Израильтяне, если судить по последним опросам, не уверены в том, что их лидеры ведут народ в правильном направлении, и многие начинали говорить о необходимости проведения независимого расследования рейда на гуманитарный конвой.

    В любом случае, мало кого в Израиле радует эта неприятная история. В заключение приведем слова из статьи Аншеля Пфеффера (Anshel Pfeffer), которая была опубликована в издании «Haaretz» в пятницу. «Все, что последовало за этим катастрофическим рейдом – яркие репортажи в СМИ, спешные оправдания представителей израильских вооруженных сил и гиперболизированные реакции политиков – прекрасно показывает, в какой мере мы изолировали себя от международного сообщества».

Перевод с английского Кирилла Батыгина.