Правительство Канады продолжает "вилять"

    Когда парламент в прошлом месяце вновь, наконец, собрался на заседание, либеральная оппозиция выразила недоверие спикеру Палаты общин, Питеру Милликену, заявив, что сокрытие этой информации является нарушением депутатской неприкосновенности. Господин Милликен вряд ли вынесет решение по этому вопросу до окончания Пасхи. А между тем 25 марта Правительство сдало на хранение в Палату общин несколько ящиков, содержащих 2500 страниц несортированных и сильно отредактированных документов правительства.

     Это также важно как и факт того, знали ли власти, что некоторые из задержанных, переданных их афганским коллегам, могут быть подвергнуты пыткам. Консерваторы утверждали, предание огласке этих данных нанесет ущерб национальной безопасности. Тогда правительство попросило бывшего судью Верховного суда Канады, Фрэнка Иакобуччи, просмотреть все документы, начиная с 2001 года (периода, когда канадские войска впервые вошли в Афганистан под правлением либерального правительства), чтобы определить, какие данные могут быть опубликованы. Груда документов, казалось, остановит Иакобуччи. Но он приступил к работе с сотней частично или полностью затуманенных страниц.

   Правительство делает акцент на необходимости некоей конфиденциальности. Например, публикация всех документов может выдать и подвергнуть опасности афганских информаторов, которые сообщили Международному комитету Красного Креста о нарушениях прав заключенных. Это может также раскрыть конфиденциальную информацию, переданную в Канаду правительствами других стран. Оппозиция утверждает, что члены комитета могут в частном порядке просмотреть все документы и решить, что подлежит открытой печати. Но нет никаких единых правил, как это сделать.

   Также не было никаких переговоров между сторонами по вопросу, как подойти к решению этой проблемы. Многие в Оттаве задаются вопросом, можно ли рассчитывать на членов комиссии от сепаратистского Квебекского блока, даже если они поклянутся молчать. С другой стороны, оппозиция сомневается в серьезности приводимого правительством аргумента о национальной безопасности. Оппоненты обвиняют господина Харпера в ведении скрытной политики правительства, блокирующего запросы, выдвигаемые в соответствие с законом о свободе информации, и не дающего высказываться министрам по многим вопросам.

   Даже сильно отредактированные документы позволяют понять, что ошибки в Афганистане действительно были. Потребовалось время, чтобы разработать систему для мониторинга положения заключенных, и убедиться, что они получили надлежащее лечение. Но документы также обрисовывают картину проблем, с которыми столкнулись канадские войска в Кандагаре в 2006 году, когда солдаты были убиты придорожными бомбами, а у военных не хватало средств для содержания заключенных. Если бы господин Харпер признал эту проблему именно в начале, то она могла бы достаточно быстро разрешиться. Да и сейчас еще не поздно с ней покончить. Прецедент, или, вернее, его отсутствие, позволяет предположить, что спикер вряд ли распорядится опубликовать секретные документы без разрешения правительства.

    Господин Харпер «унаследовал» от своего предшественника миссию в Афганистане, но обещал покончить с ней в следующем году. На заседании Комитета по Арктике  в Оттаве Хиллари Клинтон, Госсекретарь США, призвала канадское правительство сохранить, по крайней мере, часть войск в Стране гор после озвученной господином Харпером даты, хотя бы для подготовки местных афганских сил правопорядка. Но политика, связанная с   размещением войск в Афганистане, непопулярна, поэтому Харпер возглавляет правительство меньшинства. И это обстоятельство  объясняет очень многое.

"The Economist"

Перевод с английского Натальи Лимоновой.