Авария на Саяно-Шушенской ГЭС со всей очевидностью ставит вопрос о выведении из под действия закона №94 – ФЗ ряда производственных процессов и производств, связанных с возможными последствиями причинения вреда жизни и здоровью людей. К таким процессам можно отнести техническое обслуживание ГЭС, АЭС; техническое обслуживание больниц, ЛПУ, роддомов и т.д. Ряд производственных процессов относятся к непрерывным процессам, как например, техническое обслуживание зданий и сооружений. Другая же часть относится к процессам дискретным, как то, поставка оборудования.

      В случае технического обслуживания, например, больниц, главный врач, отвечающий за жизнь людей в лечебном учреждении, должен обладать правом заключать договора по установленным государством расценкам с надежным подрядчиком напрямую, минуя торги. В качестве примера, подтверждающего вышеприведенные доводы, сошлемся на Зеленоградский родильный дом. В прошлом году одна из фирм выиграла торги на обслуживание роддома с понижением цены на 68 %, оттеснив при этом подрядчика, который уже многие годы работал на этом объекте. По условиям торгов организация должна была поднять штатную численность технического персонала до 70 чел. Им удалось в течение трех месяцев поднять штатную численность только до 25 человек, после чего пришло осознание, что с возложенными на себя обязательствами они не справятся. Написав письмо главному врачу роддома, они покинули объект, оставив роддом без технического обслуживания на продолжительное время. В результате произошло нарушение права людей на жизнь, гарантированное Конституцией РФ.

       «Расхлебывать» последствия пришлось все тому же подрядчику, который традиционно обслуживал данное медицинское учреждение. А теперь вопрос… Хотели бы уважаемые господа депутаты, разрабатывавшие этот закон, чтобы их близкие оказалась в проблемной ситуации в таком роддоме и именно в этот момент? Наверное, нет. Что же касается проведения торгов, то существующую систему необходимо существенно корректировать.

       Не так давно авторам этих строк удалось наблюдать за торгами, проводимыми одним из московских департаментов. Внимание привлекли молодые юркие люди, которые, несмотря на то, что представляли различные юридические лица, с заметной периодичностью что-то обсуждали вместе. Как сообщили предприниматели, эти люди являлись так называемыми «рейдерами». Они участвовали практически во всех торгах, понижая цену, и никогда не выигрывали, вымогая у честных предпринимателей 5-10% со стоимости работ. Многим честным предпринимателям, чтобы остаться на своих традиционных объектах, где они, надо сказать желанны, приходилось «откупаться» дабы цена работ не снизилась до границ рентабельности. Каков же выход из проблемной ситуации?

       На наш взгляд, организация торгов требует коррекции. А именно:

       1. Ввести в практику поэтапный допуск к конкурсам. Например, вновь созданные фирмы допускаются только к конкурсам с объемом работ стоимостью до 1 млн. руб., а когда их оборот достигает 10 млн. руб., они допускаются до участия в конкурсах с объемом работ до 10 млн. и т.д.

        2. Собственные работы подрядчика в подряде должны достигать, например, не менее 25%.

        3. По видам работ должны быть определены средние нормы выработки на одного из работников подрядчика с целью установления соответствия объема работы необходимому для выполнения работы количеству работников подрядчика.

        4. Дать право заказчику досрочно расторгать договор с подрядчиком по причине отсутствия должного качества товаров и услуг, не соблюдения сроков выполнения работ. Сегодня это делается только через суд. Срок процедуры может достигать нескольких лет. 

        5. Наряду с ценой контракта необходимо включить в условия торгов качественную характеристику – среднюю зарплату работников подрядчика, что может свидетельствовать о чистоте зарплат на предприятии и социальной ответственности предпринимателя. Количество работников подрядчика и среднюю зарплату необходимо подтверждать справкой из налоговой инспекции.

         Кроме того, многие предприниматели жалуются на долгое рассмотрение дел в арбитражных судах. Судьи зачастую не владеют спецификой конкретной производственной деятельности и следуют букве закона. Опять же на примере больниц, часто на конкурсах заказчиком выдвигаются требования, являющиеся не адекватными, например, появление инженера по ремонту медицинской техники в течение 10 мин. после поломки. И те, кто пишет в своих конкурсных документах, что могут обеспечить это условие, выигрывают конкурс. После уже никто не будет проверять пришел он через 10 мин. или через 30 мин. Но, один подрядчик может появиться через 40 минут с инструментом и необходимым оборудованием и починить технику на месте в течение дня. А другой придет через 10 мин. и увезет технику для ремонта, вернув ее уже через 2 недели.

        Для рассмотрения спорных случаев по закону №94-ФЗ есть смысл формировать экспертные советы или суды предпринимателей по типу суда присяжных при тех государственных органах, которые осуществляют торги. На паритетной основе в них должны входить представители заказчиков, например, медицинских учреждений и представители подрядчиков – предприниматели, которые уже давно работают в этой сфере. Финансирование работы экспертных советов можно осуществлять за счет части экономии бюджетных средств в результате проведения торгов. Экспертным советам необходимо вменить в обязанность скорое рассмотрение спорных случаев, так называемое досудебное разбирательство, которое в случае обоюдного согласия заказчика и подрядчика будет являться окончательным решением по данному спору.

Николай Бондаренко,

первый заместитель главного редактора журнала «Человек и Закон»

Александр Марченко,

предприниматель