Спустя шесть лет после начала второй войны в Ираке, в самом конце июня, американские части были выведены из крупных иракских городов.  Контроль в них, по крайней мере номинально, перешел к иракским военным формированиям, выпестованным американцами. Вывод «джи-ай» из городов  лежит  в русле решения президента Барака Обамы об окончательном выводе  войска США из Ирака в 2011 году. А как же Афганистан, где тоже находятся американские и натовские подразделения в составе многонационального контингента, официально именуемого силами международного содействия в Афганистане (ISAF)? Ведь события в этих двух странах взаимосвязаны, несмотря на разделенность расстоянием и геополитическими факторами.

В свете этой взаимосвязи резонно задать вопрос: почему двумя неделями раньше вывода американских частей из городов Ирака, 15 июня,  был назначен новый командующий американскими и натовскими войсками в Афганистане? Это генерал  Стэнли Маккристал, который сменил  Дэвида Маккирнана.Как объяснили в Вашингтоне,  «смена состава» вызвана принятием «новой стратегии борьбы с терроризмом». Ее инициатором выступил президент Обама. Суть новой стратегии – смещение эпицентра этой борьбы из Ирака к пакистано-афганской границе. А для этого необходимо усилить военное присутствие иностранных войск на территории Афганистана. Другие пункты «новой стратегии» Обамы  предусматривают более активное  вовлечение в Афган стран-участниц Североатлантического альянса и других союзников Вашингтона, в том числе Исламабада. В этом же ряду – экономическая помощь Кабулу, создание  рабочих мест в качестве альтернативы наркоторговле.

Кстати, положения «новой стратегии» нашли отражение еще в  предвыборной кампании Обамы. Он пообещал прекратить войну в Ираке, но все  усилия сосредоточить  в Афганистане и Пакистане. По мнению главы американской администрации, именно в этих странах находится гнездо талибов. В этой связи Обама подписал указ о переброске дополнительно 21 тысячи американских военных в Афганистан. Так что общая численность иностранных войск, с учетом европейских партнеров США,  возрастет там  до 75 тысяч.

Генерал Маккирнан прослужил в этой должности менее года. Глава  Пентагона Роберт Гейтс отозвался о Маккирнане  как о генерале,  успешно справлявшемся со своими обязанностями.  Тем более что у него солидный опыт руководства боевыми действиями и авторитет специалиста по проведению общевойсковых операций. Ведь именно Маккирнан командовал всеми сухопутными войсками сил коалиции. 19 марта 2003 года   они начали наступление на Багдад и за 16 дней сломили оборону иракцев.

И вот сейчас генерал  смещен. После Второй мировой войны это лишь второй случай отставки командующего войсками в зоне боевых действий – ранее подобное произошло с  генерал Дугласом Макартуром, потерявший должность в 1951 году во время войны  в Корее.

Ну а Маккирнан?  Не годен он или неугоден? По мнению экспертов,  есть скрытые, не лежащие на поверхности причина  его замены. Это давние трения в отношениях между шефом Пентагон Робертом Гейтсом и генералом Маккирнаном, а также  не очень высокое доверие к нему со стороны высшего командования. Тот недолгий период (менее года), когда он, возглавляя группировку, характеризуется активизацией боевых операций со стороны талибов. В стране выросло число терактов, совершаемых членами группировки «Талибан». Это вынудило самого  Маккирнана признать ситуацию в Афганистане как патовую. Это откровение генерала, одного из разработчиков прежней афганской стратегии! Именно он добился  увеличения американского военного присутствия в этой стране более чем вдвое.  Это серьезно противоречило позиции  главы  Пентагона. Роберт Гейтс неоднократно говорил, что урегулирования в Афганистане нельзя добиться бесконечным увеличением военного присутствия. Как это обычно и бывает, причем не только за океаном, возобладала  позиция непрофессионального военного,  а политика. (Напомним, что военное ведомство в США возглавляет гражданское лицо, хотя у Гейтса как бывшего шефа ЦРУ большой опыт разведдеятельности).  Недовольство Гейтса Маккирнаном было столь велико, что в сердцах он посчитал смещение генерала Маккирнана «вероятным концом его военной карьеры».

В официальных же объяснениях  «смены комсостава» в Кабуле Роберт Гейтс вполне корректен: «Нам необходимо свежее военное мышление и новые взгляды». А таким «свежим мышлением»,  по мнению  военно-политического руководства США, как раз и обладает  новый командующий международными силами в Афганистане генерал-лейтенант Стэнли Маккристал. «У нас новая политика и новая стратегия. Теперь мы нуждаемся и в новом командовании» – детализировал  Гейтс причины смены военного руководства.

Решение о назначении генерал Маккристала командующего многонациональной военной группировкой  в Афганистане министр обороны Роберт Гейтс принял после консультаций с председателем объединенного комитета начальников штабов адмиралом Майком Малленом и начальником Центрального командования США генералом Дэвидом Петреусом.  А до этого Гейтс с одобрения президента США Барака Обамы лично  слетал в Кабул и сообщил  генералу Маккирнану о предстоящей отставке. Как пишут американские СМИ, экс-командующий стойко перенес  это унизительное известие.

Важная ступень в военной карьере генерала Маккристала –  пост начальника Объединенного комитета начальников штабов вооруженных сил США. Помимо опыта руководства стратегическим планированием  он, по отзывам зарубежных СМИ, обладает большим опытом проведения специальных операций. Еще бы – этот ветеран американского  спецназа,  начавший военную карьеру без малого три десятилетия назад,  лично участвовал в различных секретных операциях, в том числе на территории Ирака. Возглавив в сентябре 2003 года  объединенное командование специальных операций армии США,  генерал Маккристал  руководил розыском и захватом  президента Ирака Саддама Хусейна и лидера террористической группировки «Аль-Каида а Ираке Абу Мусаба аль-Заркави.

 От нового командующего ожидают внедрения новых методов ведения боевых действий в Афганистане,  где за последние три года талибы значительно активизировались. Предполагается, что обычные воинские части  в основном будут  нести задачи по охране объектов, коммуникаций и патрулированию.  Их будут привлекать лишь при проведении операций против крупных отрядов исламских боевиков. В целом же американская стратегия в Афганистане  будет основываться на применении  спецназа и других элитных подразделений – с учетом большого опыта нового командующего в руководстве такими силами.  В пользу этого курса отчасти говорит и назначение замом Маккристала  генерал-лейтенанта Дэвида Родригеса, за плечами которого – командование элитной 82-й воздушно-десантной дивизией.  Но если Маккристал будет занят решением стратегических задач, то его заместитель   генерал  Родригес займется повседневной борьбой с боевиками. Еще один заместитель нового командующего будет отвечать за боевую учебу и подготовку афганских военнослужащих и полицейских.

По мнению генерала Маккристала, существенным минусом нынешней операции в Афганистане является недостаточное внимание к подготовке «джи-ай» в специфических афганских условиях. Сейчас они служат в Афганистане не более года, причем  значительная часть времени уходит на знакомство с местными условиями. Но по прибытии в США их «афганский» опыт остается невостребованным.  Маккристал настаивает на том, чтобы наиболее отличившиеся в Афганистане бойцы по возвращении на родину  занимались обучением коллег, собирающимся им на смену.

Военные аналитики полагают, что новый командующий  в этом регионе должен быть морально готов к возможному росту потерь (за семь лет с начала военной операции в Афганистане потери ISAF составили более 1100 человек) и к тому, чтобы приложить максимум дипломатических усилий на предмет увещевания европейских союзников действовать более активно. Время покажет,  насколько оправдает себя смена стратегии США в Стране гор. И соответственно – смена командующих.

Владимир Рощупкин,

профессор Академии военных наук.