Капитализм невозможно сделать более гуманным, его нужно свергнуть.

Из заявлений участников демонстрации в Генуе (2001 год) 

                В 1999 году французский фермер Жозе Бове, один из малых производителей овечьего молока, из которого во Франции исконно делают знаменитый сыр «Рокфор», принял участие в протесте против строящегося рядом с его фермой «Макдональдса». Таранными мощными ударами своего трактора он разнес возводимое строение.

                Эта акция стала резким ответом на решение США наложить экспортный тариф на сыр «Рокфор», так янки отвечали на отказ Европейского союза импортировать американскую гормональную говядину.

                Бове оказался в тюрьме, зато мгновенно в глазах сограждан он превратился в нового Робин Гуда.

                Бове и до этого совершил ряд подвигов. В 1995 году он участвовал в операции «Гринпис» против возобновления французских ядерных испытаний в Тихом океане. А в 1998 году способствовал разрушению поля генно-модифицированной кукурузы. Тут уже речь шла о принадлежащих фармацевтической компании «Novatis» экспериментальных угодиях.

                В начале XIX века во времена промышленного переворота рабочие Англии принялись ломать машины – возникли луддиты. Их тогда в английском парламенте защищал поэт Джордж Байрон.

                И людей типа Бове можно было бы называть неолуддитами, однако сейчас их лучше именовать по-иному. Гораздо более точно будет говорить об АНТИГЛОБАЛИСТАХ, представителях широкого транснационального движения (насчитывается уже более сотни различных групп и организаций, они охватывают около сотни миллионов человек), о борцах с глобализацией, с засильем транснациональных корпораций, со всем тем мировым злом, которое неизбежно тянет за собой вырождающийся капитализм. 

Субкоманданте Маркос 

Вопрос в том, какие территории необходимо завоевывать и кто является противником. Поскольку предыдущий противник уже исчез, мы утверждаем, что нынешним противником является человечество. Четвертая мировая война уничтожает человечество по мере того, как глобализация становится универсализацией рынка. Все человеческое, что возникает на пути рыночной логики, объявляется враждебным и подлежит уничтожению. В этом смысле все мы являемся противником, который должен быть побежден: индейцы, не индейцы, наблюдатели за соблюдением прав человека, учителя, интеллектуалы, артисты. Любой, считающий себя свободным и таковым не являющийся.

Субкоманданте Маркос 

                Бове антиглобалист видный, но все же настоящим символом антиглобализма, можно сказать, его идейным вождем стал другой человек, называющий себя «субкоманданте (что означает в буквальном переводе с испанского - «командующий») Маркос».

                1 января 1994 года начало действовать соглашение о Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА) между США, Канадой и Мексикой. Янки протянули тогда свою жадную лапу к природным богатствам южной Мексики: нефтяным залежам, природному газу и древесине. Это был, по сути, смертный приговор бедному населению мексиканского штата Чьяпас.

                И вот в этот же день сотни индейцев в масках, вооруженные в большинстве своем старыми карабинами и деревянными муляжами винтовок, выступили в поход, послав телеграмму с захваченного ими телеграфа. В телеграмме они представились миру как Сапатистская армия национального освобождения (САПО).

                Так Маркос, он возглавил отряд, начал собственную борьбу с глобализацией. Его люди заняли один из труднодоступных районов на севере страны, и Маркос стал строить там справедливое общество и справедливую экономику.

                А позднее, в июне 1997 года, появилась книга Маркоса с подзаголовком «Неолиберализм в виде головоломки: бесполезное объединение мира, делящее и разрушающее страны». Она стала чем-то наподобие манифеста антиглобализма.

                 «Вместе с технологической революцией, - писал Маркос, - посредством компьютера подавшей весь мир к их письменным столам и на их полное усмотрение, финансовые рынки навязали планете свои законы и свои понятия. Глобализация новой войны есть не что иное, как глобализация логики финансовых рынков. Из задающих правила игры в экономике государства (и их правительства) перешли в разряд управляемых, вернее, телеуправляемых, по причине осуществления основного принципа финансовой власти: свободного коммерческого обмена…»

                Маркос (он вовсе не индеец и говорит на нескольких европейских языках) строжайше блюдет свой таинственный имидж: называет себя «каудильо без лица», всегда ходит в маске с вечной трубкою в зубах и никому не выдает своего первого имени.

                Маркос – революционер нового типа. Осознавая печальный опыт предшественников в Латинской Америке, он не стремится свергнуть правительство или сломать существующий строй. Он лишь желает привлечь внимание к забитому коренному населению Мексики, прозябающей в нищете. И тем самым добиться изменения ситуации.

                Новый вождь объявил о начале четвертой мировой войны (третья – это «холодная война», она закончилась). Суть, детали происходящих в мире событий Маркос объясняет так. Первая подробность – это двойное накопление богатства и бедности на двух полюсах мирового сообщества. Вторая – абсолютная эксплуатация абсолютно всего мира. Третья – миграция, кошмар скитающейся части человечества. Четвертая – глобальная коррупция, тошнотворная связь между властью и преступностью. Пятая – законное насилие незаконной власти государства. Шестая – уродства мегаполитики. И, наконец, седьмая – мешки сопротивления неолиберализму со стороны человечества.

                Последний пункт требует пояснений. Главным средством борьбы с глобализацией Маркос видит в том, чтобы всеми средствами отгородится от всепроникающих щупалец всемирного капитала. Замкнуться внутри неприступных стен, создать «мешки», замкнутые локальные экономики и общества, наподобие того, что создал сам Маркос в мексиканских лесах. 

Реформаторы 

Я уверен, что нам следует двигаться в сторону экономики малых рынков – самоорганизующейся, демократически предсказуемой для людей, обеспечивающей прожиточный минимум каждому человеку, воодушевляющей на этический подход и действующей в балансе и гармонии с другими живыми системами нашей планеты. Короче говоря, это должна быть экономика, зеркально противоположная глобальной экономике, централизованно управляемой глобальными корпорациями (более независимыми, чем большинство государств) в соответствии с требованиями финансовых спекулянтов, не вносящих никакого реального вклада в развитие производства.

Дэвид Кортен, глава Международной ассоциации неправительственных организаций

                 Ряды антиглобалистов быстро множатся. Очередная сессия Всемирной торговой организации (ВТО) в Сиэтле (1999 год) собрала 100 тысяч антиглобалистов, саммит «большой восьмерки» в Генуе (2001 год) – 300 тысяч, проведенный же во Флоренции (2002 год) Европейский общественный форум собрал на улицы этого старинного итальянского города миллион участников.

                Обрисовать усредненный, так сказать, портрет антиглобалиста непросто. Ведь сегодня в рядах борцов с глобализацией бок о бок маршируют белые, желтые и черные, «красные», «коричневые», «голубые», «зеленые», «розовые». Кого здесь только не встретишь! Заскорузлые консерваторы, «бритоголовые», хакеры, радикалы всех сортов, фермеры, восседающие на своих тракторах и разносящие полицейские кордоны, расчищая, кстати, путь вольным «абстракцистам и педерастам». Отдельными отрядами и по-своему борются с мировым капиталом религиозные и национальные экстремисты.

                Мешанина? Сброд? А вот нет! Владимир Видеман, философ и политолог, выходец из Советской Эстонии, живущий ныне в Берлине, делит всех антиглобалистов на две отчетливые категории. Да, говорит он, сначала кажется, что на одной площадке одновременно собрались несколько съемочных групп, снимающих фильм на одну тему – против существующего мирового порядка. А вот как с ним бороться? Чего добиваться? На этот счет у каждой группы сценарий свой.

                И вот тут, если хорошо прислушаться, выясняется, что за всем шумом и гамом, за общей какофонией удается расслышать две главные мелодии – реформаторскую и революционную. Реформаторы предлагают лечить впавший в горячку, в сумасшествие капитализм, революционеры – убить его и поделить имущество.

                Реформаторы в полной мере проявили себя в Сиэтле. В Америке коммунистов и социалистов практически нет, поэтому демонстранты не несли портретов Маркса и Ленина, не было социалистических лозунгов, красного флага, серпа и молота. Это были протесты потребителя и обывателя, людей среднего класса. Хотя организовано все было очень грамотно.

                Интеллектуалы, а их в рядах было немало (известные публицисты, видные адвокаты, экономисты), просто хотели обратить внимание общественности на деятельность таких институтов, как ВТО, Всемирный банк (ВБ), Международный валютный фонд (МВФ). И это было точное попадание в цель, ибо до Сиэтла мало кто знал, чем занимаются эти органы, они просто мало кого интересовали. Теперь же благодаря телетрансляциям и шумной прессе даже неграмотные распознали главные штабы международного капитала.

                 Американский средний класс больше всех в мире любит деньги и лучше всех умеет их считать. Так вот теперь ему объяснили, как его даже на фоне благоденствия «прокидывают», объегоривают. Людям показали, что все большая доля экономики приходится на транснациональные корпорации (ТНК), которые все меньше подлежат контролю национальных правительств, а потому уходят от налогов и принимают решения, вредные для простых налогоплательщиков.

                А еще все больше денег проходит через становящиеся все более многочисленными международные организации, которые манипулируют финансами в огромных размерах, опять же не будучи подвержены демократическому контролю. Это иерархические организмы, и решения в них принимаются келейно. Общественность в планы этих организаций не посвящена, и никто не знает, что там происходит за кулисами. В то же время деятельность этих организаций порой сугубо негативна, угнетает экономику, ведет к несправедливому распределению доходов.

                И люди стали понимать, что такая вздутая на безумные банковские проценты и коррумпированная экономика чревата колоссальным кризисом и всеобщим разорением, как это было в конце двадцатых годов прошлого века. И одним из главных требований демонстрантов в Сиэтле было поставить под общественный контроль деятельность ТНК и международных финансовых институтов. 

Революционеры 

Трепещите бюрократы! Скоро международная власть Рабочих Советов выметет вас из-за столов! Человечество обретет счастье лишь тогда, когда последний бюрократ будет повешен на кишках последнего капиталиста! Да здравствует борьба кронштадтских матросов и махновщины против Троцкого и Ленина! Да здравствует восстание Советов Будапешта 1956 года!

Текст ситуационной телеграммы, посланной в Политбюро ЦК КПСС из захваченной студентами Сорбонны 

                Если в Сиэтле акция антиглобалистов протекала довольно мирно, то в Европе все это превратилось в чудовищный погром. Наиболее показательными стали выступления антиглобалистов в Праге, где в 2000 году заседали МВФ и ВБ.

                Для европейских «красных» антиглобализм стал соломинкой, за которую они ухватились после гибели СССР и коммунизма. Они перехватили инициативу и повели речь уже не реформировании рыночной экономики, а о социальной революции.

                Тактика демонстраций изменилась. В Сиэтле было много маленьких групп, они сообщались между собой через мобильные телефоны и Интернет. В Праге же шли три мощные колонны, возглавляемые людьми с мегафонами. Эти аппараты привезли с собой английские троцкисты, вот они-то по ходу громогласно вели свою красную агитацию, разжигали классовую ненависть. Были еще и отряды уличных бойцов – в основном итальянских анархистов, которые с большой охотой вступали в потасовки со стражами порядка.

                Действия антиглобалистов своей кульминации достигли в Генуе (2001 год). Тут произошли столкновения с полицией, в ход пошли слезоточивый газ, камни и бутылки с зажигательной смесью. Эти схватки закончились трагически. Погиб молодой активист Карло Джулиани. Он стал первым мучеником антиглобалистского движения.

                В Генуе антикорпоративные лозунги Сиэтла уступили место антикапиталистическим. Движение радикализировалось. Заговорили о том, что «вновь наступили времена революций».

                Стоит отметить, что в марте 2002 года во время Барселонского форума лидеров 15 стран Евросоюза испанские власти привлекли к охране патрульные катера, военный корабль, ракетные подразделения противовоздушной обороны, истребители и даже самолет-разведчик АВАКС.

                С распространением антиглобализма во многих странах Запада начало возрождаться левое радикальное движение. Его стиль в известной мере был подготовлен «Ситуационистским Интернационалом» (СИ), действовавшим в конце 1950-х годов. СИ был создан французским авангардным кинорежиссером и акционистом Ги Дебором и датским композитором и художником-сюрреалистом Астером Йорком. Они провозгласили «революционную ликвидацию капитализма эпохи спектакля».

                Ситуационисты очень скоро от эстетика перешли к политике. И изначальная «художественность» оказалась во многом просчитанным стратегическим ходом.

                Левые противники корпоративного капитализма (его еще можно называть «американским империализмом») - сюда можно причислить анархистов, коммунистов, радикалов, экологов, правозащитников, даже представителей церкви - в 2001 году провели масштабную встречу в Мексике. Обсуждалась возможность координации усилий.

                О серьезности этого крыла антиглобализма говорит то, что в него входит, например, движение «Крестьянский путь» - объединение крестьянских организаций южных (движение безземельных Бразилии, ассамблея бедных Таиланда) и северных (крестьянская конфедерация Франции) стран.

                Это движение присутствует в 60 странах и объединяет ни много ни мало 50 миллионов человек. Оно выступает за экологически чистое сельхозпроизводство. А что касается антиглобализма, стоит на принципе создания «Союза народов» в противовес международным институтам.

                Финансирует ли кто антиглобализм, ответить трудно. Но известно, что какие-то средства выделяют профсоюзы развитых стран. Им не нравится, что ТНК, перенося часть своих предприятий в развивающиеся регионы мира, усиливают безработицу в собственных странах. 

Без вождей и общего сценария 

Главный урок Сиэтла состоит в том, что общественность, причем не какая-то единая социальная группа, а очень разношерстная масса людей, в состоянии самоорганизоваться. И самоорганизоваться не иерархическим образом. Ей не нужны явные вожди на сцене, не нужно централизованного финансирования, каждый отдельный человек является клеточкой структуры и при этом обладает собственной инициативой, может высказать свое мнение и показать свое лицо. Вот это пример новой формы общественной протестной организации. Плюс широкое использование современного хай-тека и медиакультуры.

Владимир Видеман

                Удивительная особенность антиглобализма состоит в том, что это движение фактически обходится без вождей. Единой режиссуры всех выступлений антиглобалистов не было.

                Общая идея сходок такова. Вот собирается ВТО (Сиэтл), и самый момент выйти с протестами. Америка – страна продвинутая в технологическом смысле: Интернет и прочее. Все представители сиэтлских неправительственных организаций связались с другими подобными же организациями в Америке. В итоге через систему добровольцев все эти отдельные подразделения антиглобалистов собрались в городе.

                Интересна и техника уличных протестов в Сиэтле. Во-первых, там не было единой демонстрации, единого потока. Зато было огромное количество (возможно, сотня или больше) неправительственных организаций, каждая из них приехала со своим собственным шоу, самостоятельно придуманными лозунгами. И между собой они контактировали в основном по мобильникам или через систему сайтов в Интернете.

                Вот так собрались независимые группировки. Каждая из них возглавлялась каким-то лидером, координатором. Он отдавал распоряжения, куда пойти – на этот перекресток или на тот, в каком месте блокировать улицу. Каждая группировка проявляла собственную инициативу, то есть не было никакого генерального плана действий.

                Главная общая цель – подойти как можно ближе к месту конгресса, заблокировать его и поставить плакаты. Когда полиция атаковала какие-то группировки, они просто рассасывались и возникали в другом месте. И вот за счет недирективного взаимодействия, путем импровизаций такие мобильные отряды смогли обойти полицию, обвести ее вокруг пальца. И в результате здание, где проходила сессия ВТО, было заблокировано.

                Мобильность, отсутствие иерархических пирамид, сетевая организация, инициатива, независимость – так и получилось, что муравьи в тот раз съели медведя.

                В те дни была создана и независимая информационная служба антиглобализма. Несколько энтузиастов Интернета арендовали небольшое помещение в Сиэтле, поставили там пару десятков компьютеров, и получился информационный центр Indymedia – независимый медиацентр.

                Интересно и участие в движении адвокатов. Была организована «горячая линия» на случай, если где-то нарушаются права человека, полиция ведет себя чересчур жестко и некорректно. Все нарушения тут же фиксировались, документировались, фотографировались, снимались на видео. Так была организована массовая правовая защита всех протестующих.

                К счастью, отбивать из тюрьмы никого не пришлось. Конечно, полиция кого-то задерживала, и вмешательство адвокатов порой требовалось. Однако крупных или шумных процессов не было. Акция в Сиэтле была исключительно мирной. 

Будущие мятежи 

Ускорение динамики капитализма, подстегиваемое революцией в сфере информатики, усугубляет главное порочное качество неолиберализма – его колоссальную способность производить неравенство. И поскольку государство прекращает гарантировать право на образование, жилье и здравоохранение, то возмущение и бунты будут расти. Когда мечта об эволюции рассеивается, возвращается время революций.

Камен Денчев, «Феномен антиглобализма» 

                Если верить цифрам, которые фигурируют в американских университетских источниках, то в 1920 году один процент населения земного шара владел 40 процентами мировых богатств.

                В 1970 году, когда СССР находился на вершине своего влияния, этот один процент владел 20 процентами. Тогда ему пришлось чем-то пожертвовать, провести известные социальные мероприятия, повышающие стабильность, безопасность, социальный мир на планете. Но к сегодняшнему дню этот пресловутый один процент богачей опять вернул свои (сильно выросшие в цене!) 40 процентов.

                Советский Союз был определенным политическим гарантом прав низших классов во всем мире. Сегодня такого гаранта в мире нет. И международному капитализму надоело платить пенсии, выдавать пособия по безработице, гарантировать рабочие места. Они хотят окончательно развязать себе руки. На словах они, может, что-то и обещают, но на деле стараются увильнуть от всякой ответственности.

                А вот еще факты в том же русле. Они взяты из ежегодника «Программа развития ООН» («Human Development Report 1999»). В этом документе сообщалось, что разрыв в доходах между пятой частью мирового населения, проживающего в богатых странах («золотой миллиард»), и пятой частью – в бедных странах возрос с 30 раз (в 1960 году) до 74 раз (в 1997 году).

                Далее говорится, что теперь верхний «этаж» дает 86% мирового валового продукта, 82% мирового экспорта и 68% прямых зарубежных инвестиций. Тогда доля нижнего «этажа» по всем этим показателям не поднимается выше 1%.

                Эти цифры потрясают. Рождают ощущение надвигающегося глобального неблагополучия, чреватого всемирной катастрофой.

                Одновременно эта трагическая статистика, несомненно, льет воду на мельницу антиглобалистов. Рождает все новых и новых сторонников этого движения.

                Все яснее становится то (многим уже очевидное), что глобальная экономика в том виде, в каком она предстает теперь (засилье финансовой олигархии, ТНК, ВТО, МВФ, ВБ и так далее), – это глобальный риск, риск падения в экономическую пропасть. Риск слишком большой и недопустимый.