Переход «замороженного» грузино-осетинского конфликта в фазу открытого противостояния - ничто иное, как один из последовательных шагов по вытеснению России с Кавказа. Кавказ является геополитическим и стратегическим регионом как для России, так в целом и для наиболее влиятельных стран, входящих в военный блок НАТО. Огромная значимость этого региона обусловлена еще и интересом мировых финансово-промышленных групп, так как это выход к двум морям – Каспийскому и Черному, а также к азиатско-тихоокеанскому бассейну.

Как показывает анализ событий последних дней, после очередного, третьего по счету, за последние сто лет грузино-югоосетинского конфликта, Южная Осетия – всего лишь разменная карта в этой большой политической игре ХХI века. Так, например, по данным информационных агентств со ссылкой на официальные источники в Южной Осетии, в период с 8-го по 10-е августа 2008 года в результате гуманитарной катастрофы в зоне конфликта погибло около 2 тыс. человек. Все эти человеческие жертвы – очередная проверка на прочность многолетней позиции, проводимой руководством РФ, по поддержанию мира и стабильности на оставшихся спорных территориях в постсоветском пространстве. И, как оказалось, позиция нынешнего российского президента и правительства также осталась непоколебимой в этом вопросе.

В ходе августовской военной операции по освобождению части Южной Осетии от агрессии Грузии Россия продемонстрировала великолепную тактику, оперативность и маневренность современного военного искусства. Например, президент Республики Беларусь Александр Лукашенко в самых лестных выражениях одобрил действия России. «Все было сделано отлично, очень спокойно, мудро и красиво. Россия сделала все очень аккуратно. Действия Запада в аналогичной ситуации были бы такими, что зашевелился бы весь мир», – сказал он.

Конструктивный переговорно-договорной процесс начался практически сразу после прекращения военных действий в Южной Осетии. В период с 12 по 15 августа при участии Евросоюза, в лице  президентов: Франции Николя Саркози (а эта страна председательствует до конца 2008 года в европейском альянсе), России Дмитрия Медведева и Грузии Михаила Саакашвили, был подписан проект договора из шести пунктов по мирному урегулированию этнотерриториальных грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов. Казалось бы, вопрос решен с участием всех заинтересованных сторон и при авторитетном посредничестве Евросоюза. Самое время переходить к мирному созидательному процессу, но у блока НАТО, как ни парадоксально де-юре не имеющего к данному процессу никакого отношения, де-факто на этот счет есть свои планы.

Рассмотрим несколько аспектов участия НАТО в данной проблематике с проекцией на ближайшую перспективу.

Во-первых, одной из главных задач НАТО является перенос вопроса о рассмотрении документа с шестью принципами на максимально долгий срок с целью внесения впоследствии выгодных изменений, не ограничивающих, а наоборот, увеличивающих степень своего влияния в этом регионе.

Во-вторых, полемизируя на тему экспансии России по отношению к Грузии, НАТО создало информационный повод для зарубежных СМИ. Целью  этой акции стал набор победных баллов в президентской гонке в США одним из ярых противников политического курса России генералом Джоном Маккейном. Он до сегодняшнего дня проигрывал своему единственному конкуренту и противнику ввода войск НАТО в Ирак афроамериканцу Бараку Обаме четыре процента. А сразу же после завершения западной информационной войны против России, преподнесенной с точностью до наоборот, позиции Маккейна окрепли, и, по предварительным подсчетам социологов, он уже в лидерах.

В-третьих, демонстрация всему мировому сообществу и в частности России и Китаю своей неугасаемой военно-политической мощи и своего гегемонистского влияния на глобальные социально-политические и экономические процессы современного мироустройства.

Проанализировав практические последствия грузино-югоосетинского конфликта и их проекцию на социально-политические и экономические процессы в России, уже сегодня можно констатировать, что дестабилизирующий фактор все же сработал. Социально-экономическая обстановка стала одной из проблем кавказского региона в целом и, в частности, в одном из субъектов Российской Федерации – в Республике Северная Осетия-Алания.

 Напомню, осетины – разделенный народ, и действие фактора «разделенности», а также тесные родственные связи между населением обеих республик создают чувствительный двусторонний канал передачи реакции общественности на любые угрозы жизненным интересам народа Осетии.

Достаточно очевиден и тот факт, что курс руководства Грузии, направленный на силовое решение грузино-югоосетинского конфликта, как мы видим, остался неизменным. Обострение ситуации в Южной Осетии и переход «замороженного» конфликта в фазу открытого вооруженного противостояния уже спровоцировал новую волну беженцев и вынужденных переселенцев в Северную Осетию. Появление третьей волны мигрантов в Северной Осетии привело к всплеску антигрузинских настроений с вполне прогнозируемыми формами их проявления.

И последнее: развитие ситуации в Южной Осетии по негативному сценарию неизбежно приведет к усилению позиций стран НАТО на южных рубежах России, что несет в себе значительную угрозу национальным интересам Российской Федерации в кавказском регионе.

Рауф ВЕРДИЕВ, политолог