В борьбе с Россией все средства хороши… Так считают  некоторые латвийские политики

Латвийские политики уже не раз доказывали: они идут курсом, который им наметили их американские покровители. Потому для жителей этой балтийской республики не стал откровением тот факт, что местная политическая верхушка выступила (причем очень оперативно) с осуждением России, которая, по их мнению, «напала на независимую Грузию».

Аналитики отмечают, что особенность латвийской политики заключается в том, что она предсказуема.

 Более того, Рига, давая оценки тем или иным событиям, происходящим в мире, зачастую опережает даже своих американских «старших братьев». Такая завидная оперативность наводит на мысль о том, что латвийские политики как бы боятся опоздать проявить свою верность НАТО, ЕС и другим европейским структурам. И, прежде всего, конечно, США.

Иначе чем иным можно объяснить то, что уже на второй день после нападения Грузии на Южную Осетию, глава латвийского МИДа Марис Риекстиньш во всеуслышание заявил, что отношения Латвии и России усложнятся.

Остается только сожалеть, что иные латвийские политики и дипломаты не видят (а скорее, не хотят видеть) очевидных фактов, заявляя, что Россия напала на Грузию.

Ведь ни кто иной, а сам министр обороны Грузии накануне вторжения грузинских войск в Южную Осетию, заявил: «Мы начали эту акцию, чтобы восстановить конституционный порядок».

Но для шефа латвийского МИДа это не аргумент. Г-н Риекстиньш заявляет: «У нас нет подтверждения того, что эти установки (грузинские системы «Град») были использованы».

Похоже, что г-н министр не смотрел сводки ТВ и не слышал заявления наблюдателей ОБСЕ, которые прятались в подвале своей миссии в Цхинвале от тех самых грузинских«Градов».

Другой латвийский политик – глава комитета по иностранным делам Андрис Берзиньш, оправдывая осуждающую Москву резолюцию Сейма Латвии, рассуждал о полуразрушенных городах Поти и Гори, где он сам не бывал. Но это для него не столь важно: главное, что такие суждения, конечно же, будут по достоинству оценены за океаном и в НАТО.            

Сегодня некоторые латвийские политики упрекают российское руководство в том, что оно, дескать, не разобравшись в ситуации, начала боевые действия против суверенной Грузии.

Видимо подзабыли эти балтийские политики, что согласно ст. 51 Устава ООН нападение на миротворцев (что и случилось 8 августа в Южной Осетии) считается актом агрессии против страны, их направившей (т.е. против России.) Но и этот факт для латвийского политического истеблишмента неважен.

Зная, сколь трепетно относится Рига к Западу и США, нетрудно предугадать, что заявили бы латвийские политики, если бы кто-то напал, к примеру, на американских миротворцев.

Так что же имел ввиду г-н Риекстиньш, говоря об усложнении отношений с Россией? Ограничение российского бизнеса в Латвии? Моральное давление на русскоязычных жителей Латвии? Или еще что-то.

Если говорить об экономике, то аналитики отмечают, что вступление России в ВТО выгодно прежде всего Латвии. Почему? Да потому, что в этом случае снижаются железнодорожные тарифы. А это в свою очередь привлекает в Латвию китайский транзит.

Кстати, 70 процентов латвийского экспорта поступает в Россию, а российские инвестиции в эту балтийскую республику в 15 раз превышают американские. Вот такая сегодня получается политика и экономика между Россией и Латвией.

Сейчас в Латвии говорят о том, что местные власти готовы и к жестким вариантам отношений Москвы и Риги. Причем раздаются голоса и о том, что Латвия выступает за мир во всем мире и ради этого, дескать, можно пожертвовать экономическими интересами своего народа. Правда, при этом у самого народа никто ни о чем не спрашивал.

Недавно посол России в Латвии Александр Вешняков на пресс-конференции в Риге заявил, что позиция руководства Латвии, выступившего с осуждением решения российского президента (о признании независимости Южной Осетии и Абхазии), является односторонней, необъективной и свидетельствует о том, Рига пытается выслужиться перед США.

− Мы предлагали латвийским политикам съездить в Цхинвали. Посмотреть, что там произошло, но они отказались, - сказал Вешняков. – Зато в Тбилиси латвийский премьер поехал.

При этом российский посол вспомнил, что Латвия не осуждала действия Америки в Ираке и Афганистане, в Югославии. Не осуждала, а поддерживала политику Вашингтона в этих регионах.

А сегодня латвийские власти в знак солидарности с Грузией, идут дальше. Они могут принять решение об отключении российских телеканалов на территории Латвии. Прямо как во времена «холодной войны», когда глушились зарубежные радиостанции в тех или иных странах.

Латвийские эксперты по-разному оценивают возможность «отключения» российских кнопок, но сходятся в одном: в деле замешана политика. Такая вероятность теоретически существует, говорят в Национальном совете по радио и телевидению Латвии.

Это наделало немало шума в медийной среде: в журналистских кругах поползли слухи о возрождении цензуры. Операторы кабельных сетей озаботились своим будущим − ведь российские телеканалы являются самым востребованным продуктом на этом рынке.

− Это заявление, с одной стороны, кокетство, а с другой − лицемерие, − говорит исполнительный директор Ассоциации вещательных о говорит исполнительный директор Ассоциации вещательных организаций Гунта Лидака. По ее словам, у НСРТ нет юридических возможностей для того, чтобы прекратить вещание российских телеканалов в Латвии.  

 − НСРТ, конечно, может запретить ретрансляцию российских программ. Но это будет удар, в первую очередь, по латвийским фирмам − Первый балтийский канал занимается ретрансляцией программ Первого канала России, − продолжает Гунта Лидака. − Но для того, чтобы нанести такой удар по местным ретрансляторам, НСРТ придется заручиться мощной политической поддержкой. Но тогда встанет вопрос: чем мы отличаемся от России, где политика сильно влияет на бизнес?  

По мнению латвийских экспертов, некоторые силы заинтересованы в том, чтобы разделить латвийское общество на тех, кто поддерживает Грузию, и тех, кто солидарен с Россией.

НСРТ может «зарыть» только Первый балтийский, − полагают некоторые латвийские специалисты. На остальные телеканалы его компетенция не распространяется. Похоже, что НСРТ просто хотел продемонстрировать свою позицию.

Политолог Иварс Иябс также считает, что в деле замешана политика.

− У НСРТ нет возможности повлиять на российское телевидение. Что они собираются запрещать - пользование спутниковыми антеннами? − говорит эксперт. − Это нереально. Конечно, можно «наехать» на операторов кабельного ТВ, но сопротивление будет очень серьезным.

По мнению Иябса, если из пакетов кабельного ТВ уберут российские каналы, люди поставят спутниковые тарелки.

− Российские телеканалы оказывают серьезное влияние на общественное мнение в Латвии, − продолжает эксперт. − И они воздействуют не только на русскоязычных жителей, но и на латышей, поскольку могут предложить качественные передачи и фильмы, на покупку которых у латвийских телевизионщиков нет денег. С другой стороны, российские телеканалы не влияют положительно на интеграцию латвийского общества.

Над этим правительству следует серьезно задуматься. Но запретом проблему не решишь. Просто латышской части общества надо активнее развивать диалог с русскоязычным населением. Возможно, стоило бы переводить на русский язык наиболее интересные латышские телепрограммы. Необходимо давать людям альтернативу, а не запрещать.

Вот так латвийские политики хотят защитить жителей республики от «тлетворного влияния» восточного соседа. Точнее, телевидения, которое этот сосед вещает на Латвию. Времена «холодной войны» возвращаются?