Янис Адамсонс – личность в Латвии известная. Впрочем, его, наверное, помнят и многие бывшие морские офицеры-пограничники, кто раньше служил на Дальнем Востоке, на Курилах. В 1980-х Янис Адамсон (именно так тогда писалась его фамилия. – Авт.), как говорится, верой и правдой служил Советскому Союзу, охраняя морские рубежи великой державы. Когда распался Союз, офицер Адамсонс вернулся на малую родину – в Латвию.
Здесь он, имея солидный военный опыт и образование, получил высокую должность в правительстве. Его назначили министром МВД Латвии. И на этом посту он работал, не покладая рук. Но потом, с приходом к власти латвийских политиков «новой волны», то есть прозападной, у бывшего советского пограничника Яниса Адамсонса начались проблемы. Они продолжались и тогда, когда он был избран депутатом латвийского Сейма. Политики-националы откровенно его травили, прозрачно намекая на его связь с советским «коммунистическим режимом».
Порядочный и стойкий бывший офицер-пограничник не стал терпеть нападки и унижения местных политиков. Он дал им бой. И после долгих-долгих «сражений» выиграл его. Правда, для этого Адамсонсу пришлось обращаться в Европейский суд.
Сегодня латвийская пресса сообщает, что Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) частично удовлетворил иск бывшего депутата Сейма и министра внутренних дел Яниса Адамсонса к латвийскому государству. В своем заявлении в суд Янис Адамсонс оспаривал тот факт, что ему было запрещено баллотироваться на выборах Сейма как бывшему офицеру КГБ. К «агентам» КГБ Адамсонса причислили исключительно по формальной причине − Пограничные войска, в которых он служил, находились тогда в ведении КГБ СССР.
Как сообщает пресс-служба министерства иностранных дел Латвии, Европейский суд по правам человека признал, что латвийские власти нарушили границы, отведенной им свободы действий в отношении установленных для Адамсонса ограничений избирательных прав. ЕСПЧ считает, что пункт 5 статьи 5 закона о выборах, в соответствии с которой Адамсонсу было запрещено баллотироваться в Сейм, не сформулирован достаточно ясно и точно, особенно с учетом широкого характера деятельности КГБ.
Суд полагает, что содержащаяся в законе формулировка слишком расплывчата и поэтому потенциально может быть применима очень широко, что может служить основанием для ограничения прав. В приговоре ЕСПЧ указано, что Конституционный суд в своем решении от 15 июня 2006 года также указал, что законодателям следует предусмотреть возможность индивидуализировать установленные этой статьей закона ограничения – с учетом заслуг и вклада во благо Латвии каждого конкретного человека. В этой связи ЕСПЧ счел, что, учитывая период времени, прошедший с принятия ограничений, значение такой индивидуализации только возросло.
Суд отметил, что Адамсонс, работая в восстановившей свою независимость Латвийской Республике, занимал ряд важных должностей: был начальником бригады пограничников сил обороны, министром внутренних дел. И за время своей деятельности не предпринимал недемократических действий и не выражал недемократических идей, которые характеризовали бы его, «как лицо, принадлежащее к бывшему советскому режиму».
Более того, Адамсонс был признан бывшим агентом КГБ только в 2002 году − после десяти лет заметной военной и политической карьеры. Поэтому ЕСПЧ заключил, что латвийские власти нарушили границы отведенной им свободы действий в отношении установленных для истца ограничений избирательных прав. Сочтя, что репутации Адамсонса нанесен определенный ущерб, Европейский суд по правам человека присудил ему компенсацию морального ущерба в размере 10 000 евро. Сам Адамсонс просил суд взыскать с латвийского государства в его пользу компенсацию морального ущерба в размере 115 200 латов.
В течение трех месяцев после объявления приговора ЕСПЧ обе стороны вправе просить о передаче дела на рассмотрение в Большую палату ЕСПЧ – в составе 17 судей. Следовательно, правительство Латвии должно в течение ближайших трех месяцев решить, обжалует ли оно приговор ЕСПЧ по делу Адамсонса.
Будучи зарубежным корреспондентом в Риге, я в 1990-х годах жил в одном доме с Янисом Адамсонсом. Знал его, как порядочного и честного офицера, который приносил пользу своему государству, своему народу. Уже тогда, зная о его регулярной травле со стороны националов-политиков (о чем постоянно сообщала местная пресса), я удивлялся: сколько же моральных сил надо было иметь этому человеку, чтобы все это выдержать? И не сломаться.
Впрочем, иначе и быть не могло. Такой у него характер. Таким он был офицером-пограничником, капитаном 2 ранга (не случайно его прозвали «капитаном-акулой» за бескомпромиссный, настойчивый характер), когда добросовестно служил в морских частях советских погранвойск. Таким остался и сегодня. Уверен, что свою честь, свое достоинство бывший советский офицер Янис Адамсонс будет отстаивать всегда.