Роман Гавриленко, Российский университет дружбы народов

С вступлением в силу закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» начали возникать конфликты, связанные с рейдерскими захватами крестьянских земель. По существу земельные споры и тяжбы означают превращение общей долевой собственности в частную. Сегодня мы наблюдаем, как на деле осуществляется этот переход, однако ведет он к образованию не крестьянского землевладения, как предполагалось в 1991 г., а помещичьего хозяйства. Смогут ли крестьяне сохранить свое право на землю? Над этим и другими острыми проблемами современности размышляли участники пресс-конференции, которая состоялась в Доме журналистов. Принимал отраслевую прессу Геннадий Кулик, председатель комитета Госдумы по аграрным вопросам.

Как отметил во вступительном слове парламентарий, будущее России во многом зависит от реализации земельной реформы. К слову, это третья попытка, с которой фактически начинал свою политическую карьеру Б.Ельцин. Борис Николаевич в свое время справедливо заметил, что ленинский лозунг «Землю — крестьянам!» так и не был реализован. И реформаторы-либералы на словах вознамерились отдать землю крестьянам.

И надо отдать должное их энергии, за три месяца реформаторы первой волны фактически разрушили крупные сельхозартели и предприятия, приватизировали землю. Ими была предложена и опробована неудачная схема разгосударствления аграрных угодий. Но для рейдеров — схема оказалась как раз очень удачная.

Собственно, российский крестьянин в начале 90-х годов прошлого века не землю получал от государства, а расписку о том, что селянин имеет право на земельную долю в той сельскохозяйственной организации, в которой он работал. При этом был поставлен ограничитель. То есть, если аграрий трудился в организации, в которой было много земли, но мало сотрудников, то его надел не мог превышать среднего районного показателя. Остальная земля передавалась в госрезерв. Кроме крестьян в приватизации земель участвовали работники, которые содействовали развитию аграрного сектора экономики: учителя, медперсонал, сотрудники торговли, клубные работники, милиционеры и другие. В общей сложности 12,3 млн жителей были включены в такие списки.

Перевод земли из государственной в долевую собственность на этом и завершился. Ельцина избрали, а реформа затормозилась: крестьяне на руках ничего кроме бумажки — свидетельства на право собственности не имели.

Реальный динамизм процессу придал В.В.Путин, который инициировал принятие нового Земельного кодекса. Этот акт был принят с определенными уступками левым политическим силам. Во-первых, он очень долго обсуждался. Во-вторых, продавать пай, как ваучер нельзя. Эта мера сберегла в неприкосновенности землю! И еще нюанс: пока не оформлена земля, ваучер земельный можно было продать сельхозорганизации, и эта доля должна включаться в уставной капитал. Вторая особенность — пай можно продать члену своего кооператива или организации, в которой вы работали. Именно через эти каналы в последствии и стала уходить земля к рейдерам.

При этом владелец земельного ваучера имел право передать пай по наследству, мог подарить. Позднее эту норму отменили, что сократило стихию разбазаривания угодий, подчеркнул Геннадий Васильевич. Указом президента определялись районы, в которых можно было предоставлять землю в аренду иностранцам…Появилась и норма владения. Собственник имел право на площадь угодий, не превышающих 30% от общего клина земли в районе.

Что из себя представляет аграрная Россия в абсолютных цифрах? Это — 196 млн га сельскохозяйственных земель в т.ч. в частной собственности граждан находится 124, 4 млн га включая колхозников и рабочих совхозов и сельских жителей, приравненных к ним. Паи составляют 112 млн га, фермерские хозяйства в частной собственности имеют — 6,6 млн га, 4,4 млн га отведено под личное подсобное хозяйство, садоводы владеют 700 тысячами га, под индивидуальным жилищном строительством — 300 тыс. га, за малым и средним бизнесом закреплено — 1 млн га. В собственности юридических лиц — 5,2 млн га. Итого — 129 млн из 196 млн га. Примерно 3,4 млн га земель по разным причинам не имеют собственников, эти площади не востребованы. Остальные земли принадлежат муниципалитету, государству. Большой клин земли закреплен за 137 государственными унитарными предприятиями: племенными хозяйства, учебными полями, экспериментальными делянками в составе сельскохозяйственных академии, аграрных НИИ, вузов и т.д. Фактически передел земли состоялся: мы шагнули от 2% при тотальной госсобственности к 22% частных собственников.

Что не устраивает в современной ситуации? Очень осложнен процесс получения и регистрации собственности в Госкомимуществе, кадастровой службе и других инстанциях. Регистрация требует точного определения границ. В Восточной Германии мы, к примеру, изучали опыт оборота земель. Немцы, надо отдать им должное, сохранили всю первичную документацию на земельную собственность (до появления госхозов и колхозов). В их архивах сохранилась картография, земельные книги. Они приняли закон, стимулирующий создание крупных хозяйств. К примеру, если вы в силу каких-то обстоятельств передали в аренду свой надел, то на вас распространяется порядок поддержки государства, социальная защита и т.д. Германия сохранила крупные предприятия, что позволяет эффективно вести сельское хозяйство и соперничать с западной частью Германии.

Судя по сельскохозяйственной переписи, среднего размера хозяйства в России содержат на балансе примерно по 4000 гектаров (таких в стране 22 тысячи).

По итогам земельной реформы можно судить о том, что Россия выбрала свой путь аграрного развития, избрала путь многоукладной экономики: 55% угодий приходится на долю на граждан и 45% на долю крупных предприятий. К примеру, 85% овощей и картофеля в стране производит «частник», ему же принадлежит 45 % товарного молока. Так, в Нечерноземном центре сельское население получает до 85% дохода с личных подсобных хозяйств и подворий. Стабилизировался состав фермерских хозяйств и их специализация. Государство продолжает поддерживать все формы ведения сельского хозяйства.

Но это далеко не благостная картинка. У села по-прежнему немало проблем и одна из них — рейдерство. «Хранитель» неоднократно описывал злоключения потерпевших от рвачей и юристов с большой дороги. Геннадий Васильевич Кулик пополнил галерею отрицательных типажей медиапортала новым образом.

На вопрос из зала о том, что из себя представляет типичный рейдер и кто он? Парламентарий ответил, что рейдер, промышляющий в аграрной отрасли, — это преимущественно юрист, состоящий на службе у криминала, крупной корпорации или банка. Это профессионал высочайшего уровня, использующий в своих корыстных интересах несовершенство российского законодательства и конъюнктуру рынка.

Вот довольно типичная схема, с помощью которой наживается перекупщик сельхозугодий. К примеру, земельный пай стоит 50 тысяч рублей. Соискатель делянок приезжает с заманчивым предложением к агроному или зоотехнику агрофирмы, уважаемому человеку на селе. Возникает диалог примерно такого содержания:

— Сколько в селе владельцев земельных паев?

— Человек 500 наберется, — отвечает местный житель.

— А вы бы не смогли им предложить продать их наделы, скажем, по 70 тысяч рублей?

— Не знаю, но попробовать можно… И через некоторое время он сообщает своему визитеру, что сделку готовы провести на условиях покупателя более 200 человек…

В соответствии с законом РФ, право на распоряжение земельной собственностью наступает после того, как за то или иное решение выскажется одна треть собственников, пайщиков, членов кооператива. А далее нотариус с каждым пайщиком оформляет сделку. Члены агрофирмы проводят общее собрание и переизбирают нового председателя. Руководитель организует размежевание участков. С помощью энергичных юристов новый владелец земельных угодий получает кадастровый номер и бумагу на собственность. А затем, перепрофилировав хозяйство, новый землевладелец начинает реализовывать… излишки земли, как правило, под индивидуальное строительство, коттеджи по высоким рыночным тарифам…

Нередко крестьян обманывают. По дворам проходят «знающие люди» и сообщают, что держатели паев будут, мол, с 1 апреля платить высокий налог. Реакция — немедленно освободиться от убыточных бумажек. Купцы-рейдеры наживаются.

Блокировать эту заведомо неправую сделку нельзя. Действующий Гражданский кодекс несовершенен и формально он на стороне рейдеров. «Законодатели, прокомментировал эту ситуацию Г.Кулик, — думают над тем, как устранить несовершенство «неработающих» статей и сохранить земледельческий клин в неприкосновенности».

Наша справка. Кулик Геннадий Васильевич родился 20 января 1935 г. Закончил Ленинградский государственный университет им. А.А.Жданова (1957). Академик Российской академии естественных наук, профессор Российской инженерной академии менеджмента и агробизнеса. Председатель Комитета ГД по аграрным вопросам, заместитель председателя Комиссии ГД по техническому регулированию. Избран в Государственную Думу РФ от 015 избирательного округа (Калмыцкий округ, Республика Калмыкия). Член фракции «Единая Россия». Дата начала полномочий: 07.12.2003 года.