Следом за вступлением в международный торговый клуб ВТО Россия торопится попасть в клуб развитых стан мира – Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). На прошедшей неделе участники переговорного процесса и эксперты на круглом столе в Минэкономразвития подвели итоги длинной истории со вступлением России в ОЭСР.

Между тем, после вступления в ВТО российский бюджет, как сообщил министр финансов Антон Силуанов, уже потерял свыше 350 млрд. рублей и потеряет еще из-за проблем ряда отраслей отечественной экономики после введения правил международной торговли по сокращению господдержки. И вступление в ОЭСР тоже может стать достаточно дорогим удовольствием, поскольку оно связано с большими рисками для экономики России, предупреждают эксперты НИУ-ВШЭ.

Вообще непонятно, зачем развивающейся России, которая торгует сырьем на мировом рынке, вступать в клуб богатых стран, покупателей сырья? Чтобы связать себя по рукам и ногам требованиями ВТО и ОЭСР, и окончательно похоронить все остальное отечественное производство, кроме нефтянки?

Напомним, что сам переговорный процесс по присоединению к ОЭСР Россия начала в 2007 году. ОЭСР – это международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики. В организацию входят 34 государства, большинство из которых являются членами Евросоюза. Сейчас в ОЭСР работает 22 комитета по вопросам вступления России, каждый из которых дает оценку определенного сектора нашей экономики, и когда все комитеты представят свои отчеты, совет организации будет принимать решение.

В апреле нынешнего года первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что Россия рассчитывает уже до конца 2013 года решить половину вопросов, связанных со вступлением в эту международную организацию. По словам чиновников, от вступления в ОЭСР Россия получит очевидные выгоды: повышение инвестиционного интереса к российскому образованию, выравнивание рынка труда, рост высокотехнологичного сектора в экономике и удешевление отечественного туристического продукта.

Тем временем, на пути России в клуб свободной экономики встали труднопреодолимые препятствия: ОЭСР предъявляет к нам претензии в отношении эффективности госуправления, плохого делового климата, высоких показателей коррупции и низкой вовлеченности граждан в политический процесс.

Центральный пункт требований ОЭСР – введение уголовной ответственности для юридических лиц, так как административная ответственность их не устраивает. ОЭСР настаивает на введении уголовной ответственность за обещание взятки, что потребует пересмотра принципа оконченного или неоконченного преступления. Сейчас Верховный суд говорит, что преступление есть только тогда, когда получена хотя бы часть взятки.

Не устраивают ОЭСР и короткие сроки давности по даче взятки иностранным участникам сделок. Но это требует увеличить сроки давности по всем видам преступлений, ведь не может быть срок давности по взяткам такой же, как по убийствам. А это увеличит нагрузку на правоохранительную и пенитенциарную систему России, которая и без того работает на пределе.

Правительственные эксперты в один голос утверждают, что следование требованиям и рекомендациям ОЭСР стратегически выгодно России, в том числе и с экономической точки зрения. Чиновники заявляют, что не сдадут российских экономических интересов в угоду членству в престижном клубе. Но так ли это? Ведь, помнится, и при вступлении в ВТО говорилось то же самое. Те более, что даже участники переговорного процесса по вступлению в ОЭСР заранее снимают с себя ответственность за экономические последствия этого правительственного решения, заявляя, что вступление России в организацию будет чисто политическим решением.

"Сроки завершения переговоров важны, но гораздо важнее качественные параметры вступления, – заявил "Финмаркету" замдиректора департамента экономического сотрудничества МИД Анатолий Семенцов. – Вступление России в ОЭСР будет политическим шагом. Это с самого начала было понятно. Политизированность процесса вступления нарастает даже сейчас, на стадии технических переговоров. С нашей стороны соответствующие демарши против такого подхода были сделаны на всех уровнях. Иностранные партнеры стараются всеми правдами и неправдами продвинуть двусторонние повестки дня. Мы этому противодействуем. Политическое давление на нас будет нарастать. Мы к этому заблаговременно готовимся. В том числе будем подключать экспертов и тяжелую артиллерию в лице президента, премьер-министра и первого вице-премьера Игоря Шувалова".

Однако, по мнению экспертов, масштаб задач, которые предстоит решить России для принятия в ОСЭР, создает большие сомнения в том, что мы вступим в организацию в 2014-2015 годах, как говорят в правительстве. Пока все вопросы урегулированы лишь с 5 из 22 переговорных комитетов ОСЭР. Даже решение половины проблемных вопросов в этом году, как обещает вице-премьер Шувалов, кажется экспертам невыполнимой задачей.

А может оно и к лучшему – уж больно риски велики. Например, ряд комитетов ОЭСР рекомендует России принять обязательства о создании прямых иностранных филиалов в сфере 13 видов финансовых услуг, а также снять квоты на участие нерезидентов в российских финансовых организациях.

"Основной риск открытия нашей финансовой системы для международных игроков на рынке капитала заключается в отсутствии достаточных средств у населения для формирования длинных ресурсов, – говорит Татьяна Соколова из лаборатории анализа финансовых рынков факультета экономики НИУ-ВШЭ. – Это грозит тем, что развиваться будут только Москва и Санкт-Петербург, а остальные регионы будут отставать. Надо дать сначала окрепнуть российским банковской и страховой системам. И если открывать наш рынок банковских и страховых услуг, то только для компаний стран ОЭСР".

"Сектор банковских и страховых услуг относится к сфере стратегических интересов России, и безоговорочное снятие любых ограничений в данной сфере может повлечь значительные риски. Включая риск утраты российскими финансовыми организациями конкурентных преимуществ, притока в Россию спекулятивного капитала, увеличения зависимости внутреннего рынка от колебаний на мировых финансовых рынках", – говорится в докладе, опубликованном на сайте НИУ-ВШЭ.

Правда, министр финансов Силуанов на круглом столе заявил, что Россия на переговорах по присоединению к ОЭСР будет отстаивать сохранение запрета на открытие прямых филиалов иностранных банков на территории России. Ранее представитель правительства России на переговорах по присоединению к ОЭСР, директор департамента сотрудничества с международными организациями Минэкономразвития Владимир Ткаченко говорил в интервью "Интерфаксу", что вопрос об открытии филиалов иностранных банков неоднократно поднимался в ходе переговоров, но позиция переговорщиков остается прежней – запрет будет сохранен.

Стоит напомнить, что требование разрешить открывать филиалы иностранных банков в России выдвигал и ряд стран в ходе переговоров по присоединению к ВТО. Тогда переговорщикам удалось отстоять запрет, но в условиях присоединения России к ВТО было прописано, что вопрос пересмотра доступа иностранцев на финансовый рынок страны будет подниматься позже – "в рамках будущих переговоров о вступлении страны в ОЭСР, или следующего раунда многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО". Так что не факт, что переговорщики смогут отстоять финансовый рынок России и на этот раз.

Однако риски вступления России в ОЭСР кроются не только в финансовой сфере. В своем докладе эксперты НИУ-ВШЭ выделили несколько проблемных зон, например, невыгодным может оказаться следование нормам ОЭСР по поддержке экспорта. Российский экспорт пока еще не готов к международной конкуренции, считают эксперты. Потому что сейчас только 0,5 % российских компаний являются экспортерами, при этом 61 % российского экспорта составляет нефть и нефтепродукты, и лишь 5 % приходится на продукцию с высокой степенью переработки. К тому же, в мировом высокотехнологичном экспорте российская доля находится в пределах статистической погрешности – 0,3-0,4 %.

В рамках ОЭСР Россия намерена присоединиться к Договоренности по государственной поддержке экспортных кредитов (ДОЭК). Но это может привести к дополнительной нагрузке на экспортеров: они должны будут делать обязательную экологическую, антикоррупционную и социальную экспертизу проектов, обращаясь за господдержкой, а она может предоставляться только в национальной валюте, что тоже не всегда выгодно.

Выполнение норм ОЭСР в плане поддержки экспорта напрямую затронет интересы ряда отраслей отечественной промышленности, прежде всего, самолетостроения и энергетики, считают эксперты НИУ-ВШЭ. И химическим лабораториям тоже не поздоровится – придется пересматривать правила учета химических веществ. При этом в нашей стране вообще отсутствуют признанные в ОЭСР химические лаборатории, а это означает, что компаниям придется проводить экспертизы за рубежом.

В общем, свободная экономика, к которой стремится Россия, торопясь вступить в ОСЭР, на деле может оказаться миражом.

http://www.novopol.ru/-miraj-svobodnoy-ekonomiki-text145566.html