В конце этой недели начинает действовать законодательство о запрете российским должностным лицам владеть и распоряжаться заграничными счетами и ценными бумагами, хранить за рубежом деньги и ценности. Пакет законов о так называемой "национализации элиты" был принят Госдумой и Советом Федерации в конце апреля. 7 мая их подписал Владимир Путин, а 8 мая они уже были официально опубликованы.
Поскольку ни в одном из трех законов, составляющих этот пакет, не написано точно, с какого момента они вступают в силу, по общему правилу происходит это через 10 дней после официальной публикации. И, стало быть, с 18 мая начинается тот самый трехмесячный срок, в течение которого все перечисленные в законодательстве руководящие лица страны, а также их супруги и несовершеннолетние дети должны избавиться от своего иностранного добра. Им придется сначала решать, что для них важнее – ценности за границей или их должность. Если они выберут последнюю, то им предстоит решить, что делать с зарубежными активами – продавать, переписывать на дальних родственников, переводить в российские банки, просто обнулить все счета и так далее.
Напомним, что базовый закон данного пакета называется "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами". В его первых строках провозглашаются такие цели, как обеспечение безопасности страны, упорядочение лоббистской деятельности, расширение инвестирования средств в национальную экономику, повышение эффективности противодействия коррупции. Ради их достижения и "устанавливается запрет лицам, принимающим по долгу службы решения, затрагивающие вопросы суверенитета и национальной безопасности РФ" иметь любые иностранные активы.
Кто же эти лица?
Статья 3 базового закона сразу же ставит все условия выполнения вводимых запретов и санкции за их несоблюдение. Указано, что освободиться от всех иностранных счетов, денег, ценностей и бумаг необходимо за три месяца после вступления закона в силу. Если это не сделано, должностное лицо должно уйти в отставку или уволиться. Причем, никакие отговорки приниматься не будут. В законе специально сказано, что если
Запрет на иностранные авуары распространяется не только на действующих чиновников, но и тех граждан, которые хотят ими стать. Для них вводится такое правило: при подаче заявления о желании поработать на государство необходимо задекларировать все зарубежные активы, а если назначение состоялось – избавиться от них.
А вот для тех граждан, которые получают свои должности прямо или косвенно через выборы, порядок устанавливается более жесткий. Во входящем в тот же пакет втором законе написано, что избавиться от заграничных активов они обязаны еще до официальной регистрации в качестве кандидатов. В противном случае их не зарегистрируют. Кстати, если после успешного избрания кандидата выяснится, что он солгал, это будет причиной для его отставки или досрочного прекращения полномочий.
Кроме этой жесткой нормы во втором законе из пакета присутствуют изменения в ряд именных законов – о прокуратуре, о таможне, о Центробанке, о статусе военнослужащих и так далее, которыми запрет на иностранные активы вводится для соответствующих чиновников. Точно также, как в третьем законе пакета запретительные нормы вводятся для членов кабмина.
Как известно, главный вопрос любых ограничений заключается в том, кто и как будет проверять их исполнение. Пакет законов "о национализации элиты", с одной стороны, фиксирует, что проверочные механизмы здесь будут такие же, как и во всем антикоррупционном законодательстве, а с другой – устанавливает право администрации президента проверять всех подпадающих под действие этих законов. О том, кто будет проверять саму кремлевскую администрацию, ни в одном из трех законов не сказано. Если же посмотреть на подписанные в начале апреля указы Владимира Путина, то там написано, что экстраординарные проверки сможет проводить управление кадров и госслужбы – по поручению самого президента, руководителя его администрации или специально уполномоченного на то заместителя.
Ну, а обычные проверки, как это и положено по всем антикоррупционным законам, имеет право назначить руководитель в отношении подчиненного. Он может сделать это по информации правоохранительных и других госорганов, СМИ, руководства политических партий и общественных организаций, Общественной палаты РФ, если они утверждают, что тот или иной чиновник не соблюдает запретов. Анонимные "сигналы" при этом приниматься не будут. Но если информация официально подтвердится, то провинившихся ждет немедленная отставка или увольнение в связи с утратой доверия.
http://www.novopol.ru