"Газпром", наше общенациональное достояние, вновь оказался в сложной ситуации – между Россией и Украиной начался очередной газовый скандал. Российский концерн выставил Киеву счет на 7 миллиардов долларов за недобор газа – такой шаг основан на контракте, подписанном в 2009 году и рассчитанном на десять лет.

Воевать с Украиной "Газпрому" не впервой: в эти игры газовая монополия уже играла сначала в 2006-м году, затем в 2009-м. Причем, последний конфликт сопровождался крупным международным скандалом, поскольку в результате пострадали европейские потребители российского газа. При этом российскому концерну не удалось доказать своей полной невиновности и пришлось нести издержки в связи с недопоставленными объемами газа в Европу. Именно после этого премьеры обеих стран (Владимир Путин и Юлия Тимошенко) подписали договор, ставший на тот момент компромиссом, более или менее устраивавшим обе стороны.

В договор был заложен принцип "бери или плати" (take or pay), относившийся к 80 % годового объема газа. Однако это условие Украина ни разу не выполняла: уже в том же 2009 году Россия простила ей недобор газа. Дважды, чтобы избежать штрафов, пересматривались объемы поставок и на 2010 год. Так что 2012 год, когда Украина после безуспешных попыток договориться о сокращении контрактных обязательств опять не выбрала положенные 52 млрд. куб. м., ничем не выделяется среди прочих лет, прожитых после заключения договора.

О сумме штрафа говорить еще сложнее, поскольку в объем невыбранного включен газ, поставленный на Украину напрямую компанией Дмитрия Фирташа RosUkrEnergo. Эта маленькая деталь (RosUkrEnergo поставил, разумеется, по договору с "Газпромом", 8 млрд. куб. м.) повысила цену невыбранного газа до 800 долларов за 1 тыс. куб. м. Эта цена почти в два раза выше контрактной, поскольку в четвертом квартале 2012-го газ Украине продавался по 430 долларов за 1 тыс. куб. метров.

Между прочим, прошлой осенью российский концерн уже судился с потребителями по аналогичному делу. Тогда в международном арбитраже в Вене "Газпром" проиграл чешскому концерну RWE Transgas. Чехи доказывали, что могут снижать обязательства по отбору газа по принципу "бери или плати" на тот объем, который "Газпром" напрямую продает на рынке их страны. Российский монополист, как и ныне в случае с Украиной, доказывал, что вправе поступать как раз наоборот. Венский арбитраж постановил, что увеличивать обязательства RWE российская компания не вправе.

Судя по всему, если сейчас Украина решит выяснять газовые отношения с Россией в Стокгольмском арбитраже, очень велика вероятность того, что сумма штрафа с учетом импорта компании Фирташа будет урезана вдвое. Если иск будет подан еще и по поводу чрезмерно высоких цен контракта, 7 миллиардов долларов штрафа могут свестись просто к нулю.

Что же заставляет "Газпром", который только что предоставил скидки в пределах 10 % целому ряду европейских стран, проводить совсем другую политику в отношении ближайшего соседа? Дело в том, что, несмотря на бодрые реляции, дела у газового монополиста идут не слишком хорошо. Как следует из опубликованного отчета российского газового холдинга, в прошлом году он сократил экспорт газа на 8 %. В частности, экспорт в Европу снизился на 7,5 %. Причем, если снижение экспорта в Западную Европу составило 5,5 %, то в Центральную Европу – 13 %, а в страны СНГ и Балтии – 9,4 %. На 11,7 % сократились поставки в Германию, а это крупнейший европейский потребитель российского газа.

Между тем, впереди уже не за горами сланцевая революция. В тот момент, когда "Газпром" выставил соседям свои требования, президент Украины Виктор Янукович подписывал в Давосе соглашение с компанией Shell, выигравшей прошлой весной конкурс на разработку Юзовского месторождения сланцевого газа. Предполагаемый объем добычи – 10 млрд. куб. м. в год, в оптимистическом сценарии – все 20 млрд. (потребление газа на Украине в 2012 году – 54,7 млрд. куб. м., докризисный максимум – 69,8 млрд.).

И хотя ряд экспертов утверждает, что в ближайшие годы "Газпрому" на Украине бояться нечего, потому что разработка месторождений сланцевого газа с нуля займет значительное время, руководство концерна явно занервничало. Да и как тут не занервничать: экономика еврозоны сжимается и совсем непонятно, из чего исходят газпромовские аналитики, прогнозирующие рост поставок на европейский рынок. Ну, не будут европейцы закупать ненужный им газ только для того, чтобы поддержать российского монополиста.

Но это – не единственная печаль "Газпрома". Только что президент России Владимир Путин в ходе заседания президентской комиссии по ТЭКу публично признал актуальным вопрос о демонополизации поставок сжиженного природного газа (СПГ). Эту идею выдвинул НОВАТЭК, но затем открыто поддержал президент "Роснефти" Игорь Сечин, к которому присоединился глава "Зарубежнефти" Сергей Кудряшов. Плохой для монополии признак – "Газпром", который всегда резко выступал против демонополизации, на этот раз просто вывели из дискуссии. Более того, известно, что "Роснефть" уже обдумывает строительство завода СПГ на Дальнем Востоке. А это прямой конкурент газпромовскому проекту "Владивосток СПГ".

И все это делается в тот момент, когда отраслевые аналитики заявляют: изменения, происходящие на мировом газовом рынке, выходят далеко за рамки "сланцевой" темы. То, что мы наблюдаем в этой отрасли, с полным правом можно назвать глобальной газовой революцией. Три основных ее компонента: собственно сланцевый газ, СПГ и новые месторождения традиционного газа, например, в Израиле или Восточной Африке.

"Каковы причины газовой революции и почему она происходит именно сейчас? – пишет в "Ведомостях" стратег Citigroup в России и СНГ Андрей Кузнецов. – Исторически цены на газ были привязаны к ценам на нефть и взлетели вслед за нефтяными котировками, которые достигли пика в июле 2008 года. Ответом на взлет цен стал бум инвестиций в производство газа. В сочетании с новыми доступными технологиями это позволило резко увеличить производственные мощности. Важно и то, что, в отличие от нефти, рынок газа не столь монополизирован".

Разумеется, списывать "Газпром" со счетов никто не собирается. Российский газовый концерн должен пережить любой шторм на мировом рынке. Вот только потери при этом могут быть велики, причем, не только для самого монополиста. Мы ведь прекрасно знаем его манеру решать экспортные проблемы за счет повышения цен на внутреннем рынке. Так что следует готовиться к тому, что газпромовскую недостачу вынут из наших с вами карманов.


http://www.novopol.ru