Во вторник, 18 сентября президент Владимир Путин провел в Сочи совещание по проекту федерального бюджета
Однако, судя по итогам проверки Счетной палатой отчета Минфина об исполнении бюджета 2011 года, последний был исполнен как придется. Министерства и ведомства тратили деньги, не ограничивая себя критериями бюджетной эффективности. Общая сумма выявленных СП нарушений при исполнении бюджета за прошлый год составила 137,1 млрд. рублей, и еще 26 млрд. были использованы неэффективно.
Как констатируют аналитики агентства "Финмаркет", государственные деньги тратились не туда, куда было запланировано, но главные претензии аудиторов вызвало непонятное движение триллионов бюджетных средств из одной расходной статьи в другую.
В связи с этим встает вопрос: может ли правительство вести адекватное трехлетнее планирование, если оно не способно определить потребности российской экономики даже на один год?
Как сообщал ранее министр финансов Антон Силуанов, федеральный бюджет
Однако цены на нефть уже давно являются спекулятивными, и прогнозировать их не то что на три года, но даже на несколько месяцев вперед ни один серьезный эксперт не берется. Доказательством тому стали последние события на мировом нефтяном рынке. Поздно вечером в понедельник на
Так как же чиновники, исходя из них, намерены строить бюджетную политику на три года?
"Цена нефти спекулятивная – даже самого актива, не говоря уже о фьючерсе, который, по определению, представляет из себя спекулятивный инструмент, – подтверждает частный управляющий активами Юрий Чеботарев. – Мало того, они строят бюджет по цене российской смеси Brent, которая полностью спекулятивная. Если сорт WTI хоть
Но вернемся к
Кстати, с налогами дела обстоят тоже не лучшим образом: общая сумма задолженности по налогам и страховым платежам
Как выяснили аудиторы СП, еще хуже дела обстоят с планированием. Сумма всех изменений цели финансирования по сравнению с записанной в бюджете составила 1,8 трлн. рублей, или 16,5 % всех кассовых расходов бюджета. Больше всех "промахнулось" с назначением средств Росимущество – перебросы на другие статьи составили почти 90 % выделенного ведомству финансирования.
"Это говорит о том, что правительство имеет слабое представление, на что реально потребуются деньги, – констатирует гендиректор Центра проблемного анализа и
Но еще и бюджетополучатели не расходуют средства, а увеличивают их остатки на своих счетах. В прошлом году, как подсчитали аудиторы, остатки средств на счетах федеральных бюджетополучателей резко подскочили – почти в четыре раза, и к концу года они достигли 2 трлн. рублей. Причем, 160 млрд. рублей из них так и не были перечислены обратно в бюджет в определенные законодательством сроки.
"В связи с этим хочется вспомнить замечательное изобретение главы госкорпорации "Роснанотехнологии" Анатолия Чубайса, когда он перекачивал бюджетные средства в "Роснано", с последующей их "приватизацией", – говорит Сулакшин. – Изобретение называется "временно свободные средства на счетах бюджетополучателей", которые прокручиваются в рыночном финансовом режиме, принося доходы распорядителям, и в конце года возвращаются государству, не решая задачи, на которые они выделялись".
Между тем, и сам Минфин традиционно откладывает значительную часть бюджетных расходов на конец года. В декабре 2011 года было израсходовано 2,1 трлн. рублей – такого огромного "бюджетного навеса" не наблюдалось в последние одиннадцать лет. Как подсчитали аудиторы, две трети выделенных на год средств Росграница, Минкомсвязи и Курчатовский институт потратили только в четвертом квартале, а Росимущество на три последних месяца года умудрилось отложить почти 90 % выделенных ему средств.
"Напомню, что это в основном расходы на госзакупки, НИОКР и инвестиционные вложения, и причины такого использования средств бюджета кроются в том, что таким образом государственные деньги уводятся по карманам чиновников и связанных с ними фирм, – поясняет Сулакшин. – Например, за последние пару месяцев года никакие НИОКР сделать невозможно, но вполне можно имитировать их с помощью специально созданных фирм, производящих лишь бумажные отчеты о работах, и при этом делящих бюджетную оплату с чиновниками, которые заказывают эту "музыку". Этот несложный механизм достиг гигантских масштабов: речь идет о разворовывании миллиардов бюджетных рублей. Объемы откатов чиновникам при этом достигают от 50 % до 90 % – в зависимости от суммы выделяемых госсредств. Фактически мы имеем в России вполне сформировавшийся "бизнес на госрасходах", но при этом нет ни одного прецедента раскрытия и уголовного наказания его участников".
Впрочем, откаты существуют и при исполнении других расходных статей бюджета. Механизм таков: заканчивается год, оплата задерживается, а исполнителю кровь из носу нужны эти госсредства, чтобы завершить работы по контракту, и он готов на все. Тогда ему предлагают "откатить" часть средств, в обмен на их срочную выплату. По словам эксперта, такая несложная технология чиновников родилась еще
В недавно опубликованном рейтинге Всемирного экономического форума Россия заняла 133 позицию из 144 по уровню развития управления экономикой. И причина этого кроется, в первую очередь, в неэффективном управлении бюджетом.