Минэкономразвития (МЭР) повысило прогноз оттока капитала в 2012 году с 25 млрд. долларов до 50–60 млрд. Об этом сообщил вчера замминистра Андрей Клепач. Аналитики называют изменение прогноза ожидаемым, поскольку за первое полугодие из страны уже утекло 43 млрд. долларов, а обещанный во втором полугодии приток так и не начался. Кроме того, большинство сделок, осуществленных на российском рынке в последнее время, было связано с продажей бизнеса иностранными инвесторами и выводом прибылей.

Согласно обновленым данным МЭР, в 2013 году теперь прогнозируется нулевой приток (в прежней версии прогноза – приток в 15 млрд. долларов). Оценки же на 2014 и 2015 годы остались без изменений – приток в 30 млрд. долларов и 40 млрд. долларов соответственно. Г-н Клепач отметил, что повышение прогноза по оттоку капитала связано с тем фактом, что данное явление продолжается, и во втором полугодии вряд ли сменится притоком инвестиций, как это ожидалось ранее.

Напомним, что изначальный годовой прогноз Минэкономразвития и Банка России по оттоку капитала выглядел более оптимистично. В МЭР утверждали, что по итогам года мы увидим цифры в диапазоне 10–25 млрд. долларов, а в ЦБ полагали, что из страны уйдет всего 10,5 млрд. долларов, и выражали надежду, что во втором полугодии отток сменится притоком. Заметим, что схожая ситуация с прогнозами была и в прошлом году. В Центробанке рассчитывали, что в 2011 году из России вывезут 36 млрд. долларов, в ноябре прогноз пришлось повысить вдвое – до 70 млрд. долларов, а в реальности страна потеряла аж 84,2 млрд. долларов. Для сравнения: в 2009 году отток капитала составил 56,9 млрд. долларов, а в 2010-м – 35,3 млрд.

На проблему оттока капитала существуют разные взгляды. Так, эксперты Bank of America Merrill Lynch полагают, что отток капитала – это признак экономического здоровья, а его замедление, напротив, сигнализирует о надвигающихся проблемах. Однако большинство экономистов подобную точку зрения не разделяют, считая, что отток все же явление отрицательное, ведущее к ослаблению рубля. Есть, впрочем, и версия, что это явление связано с особенностями ведения бизнеса в России, и озвучиваемые цифры мало о чем, по сути, говорят. То есть компании просто выводят часть своей прибыли на офшорные счета, а потом вновь вводят через инвестиционные компании.

Как бы то ни было, прогнозы аналитиков на этот год довольно сильно расходились с официальными оценками. Илья Прилепский из Экономической экспертной группы, который в мае озвучивал «НИ» свой прогноз в 50–60 млрд. долларов, объясняет, что точно спрогнозировать величину оттока довольно сложно: слишком высока роль плохо предсказуемых внешних факторов. «Официальный прогноз изменен, поскольку по итогам первого полугодия отток частного капитала уже составил 43 млрд. долларов, а с учетом еще проблем в еврозоне, очевидно, что изначальные оценки были слишком оптимистичными, – сказал «НИ» эксперт. – Причины такого оттока – в изменении политики Центробанка. Раньше ситуация выглядела следующим образом: к нам приходила валюта, и какую-то ее часть скупал ЦБ, соответственно отток капитала частного сектора был меньше». Сейчас же участие Банка России в валютных интервенциях проводится, по словам экономиста, лишь с целью сглаживания резких колебаний курса, но не для поддержания какого-то определенного курса национальной валюты.

«Сейчас ЦБ существенно снизил объем интервенций, в итоге валюта, которая приходит в частный сектор, в нем и остается, к государству не переходит, а компании предпочитают вкладывать деньги в зарубежные активы, считая это более надежным, – поясняет г-н Прилепский. – Именно по этой же причине, когда последние месяцы шло некоторое снижение цен на нефть по сравнению с пиковыми значениями марта, когда было порядка 125 долларов за баррель, а сейчас около 110, мы наблюдаем снижение оттока капитала». Добавим, что МЭР оценивает отток капитала в июле на уровне 3–5 млрд. долларов. «Поэтому можно ожидать, что, хотя до конца года отток останется отрицательным, но его темпы существенно снизятся, – продолжает эксперт. – И поэтому прогноз ведомства на этот год, скорее всего, реализуется. Дальнейший прогноз делать сложно, так как слишком многое зависит не только от внутренних факторов, но и от внешних. Как будет разворачиваться ситуация в еврозоне, будет ли это рецессия краткосрочной или речь пойдет о более глубоком кризисе. Цифры по притоку в 30–40 млрд. долларов не являются какими-то сверхъестественным для нас, но диапазон колебаний очень широкий».

Директор аналитического департамента одного из крупных российских банков Кирилл Тремасов называет сложившуюся ситуацию закономерной. «В плане оттока капитала правительство всегда более оптимистично, чем рынок, – пояснил «НИ» эксперт. – Рыночные ожидания были на уровне прошлого года, предполагалось, что отток составит 70–80 млрд. долларов. Поводов для изменения тенденции нет, напротив, в этом году ситуация на мировых рынках и в мировой экономике ухудшилась, причем значительно. Европа практически оказалась в кризисе, в США также произошло существенное замедление, продолжает ухудшаться ситуация в Китае. Когда такое происходит, деньги всегда бегут с рискованных рынков. Это общая закономерность». Г-н Тремасов обратил внимание на характер сделок, осуществляемых на российском рынке в текущем году. «Иностранные инвесторы продают бизнес или часть бизнеса, выводят прибыли отсюда, – говорит собеседник «НИ». – В мировой экономике все плохо, и деньги возвращаются назад. При этом мы не видим каких-то сделок, которые говорили бы о приходе сюда крупных иностранных инвесторов. А вот российские инвесторы, напротив, покупают активы за рубежом».