Турецкий тигр
Ежегодный прирост ВВП: 11%
Ежегодный прирост импорта: 42,6%
Ежегодный прирост экспорта: 11,7%
Рост дефицита торгового баланса за год: 104%
Источник: Turkstat
Официальный рост превзошел ожидания рынка, в то время, когда многие из соседей Турции на Ближнем Востоке и в Европе с трудом справляются с политической нестабильностью и финансовым кризисом.
«Мы превзошли по темпам роста Китай и Аргентину, мы теперь №1 в мире», - похвастался премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган, в обращении к законодателям от правящей Партии справедливости и развития, или ПСР, в Анкаре. Экономика Китая и Аргентины выросла на 9,6% и 9,9% за год соответственно.
Турция резко контрастирует с большинством соседей Европейского союза, в частности с Грецией, лидер которой призвал своих граждан повторить успех старого соперника и преодолеть экономические невзгоды. Быстрый рост помог г-ну Эрдогану победить на выборах 12 июня, а Турции – продолжить движение к формированию самой мощной региональной державы. Но, несмотря на «турецкий парадокс», иностранные инвесторы не спешат вкладывать деньги.
Непростой триумф Турции
Ключевой проблемой Турции, говорят экономисты, является дефицит текущего торгового баланса, составляющий более 8% валового внутреннего продукта. Этот дисбаланс рассматривается как признак перегрева экономики, несмотря на относительно невысокие цифры инфляции. Новому правительству неизбежно придется контролировать этот дефицит.
Импорт в Турцию увеличился на 42,6%, он растет почти в четыре раза быстрее, чем экспорт (11,7%), в соответствии с Turkstat, органом государственной статистики.
«Экономическое будущее Турции ярко, ...но страна нуждается в новой модели роста, не завтра, не сегодня, но вчера», - сказал Эмре Алкин, экономист из Стамбула. Алкин - один из авторов 350-страничного доклада, заказанного правительством. Тема доклада: увеличение турецкого экспорта и методы создания сбалансированной экономики.
Рост экономики Турции до сих пор выражается, в основном, в расширении финансового, торгового и строительного секторов, он характеризуется быстрым ростом спроса и объемов кредитования, сказал г-н Алкин. Банковский сектор Турции держится достаточно устойчиво, но в стране с моделью экономики, ориентированной на потребление, так же, как в Испании и Китае, он уже не выглядит устойчивым в долгосрочной перспективе. Турция, по его словам, должна снизить издержки, производить больше, а импортировать меньше.
Вызывает нервозность инвесторов и то, что Стамбульская фондовая биржа была одной из худших среди развивающихся рынков в этом году, объем сделок сократился на 9,75% с начала мая. Валютные трейдеры, тем временем, были вынуждены продавать лиру, которая упала почти на 13% с прошлого ноября.
Иностранные инвесторы вкладывают больше денег в такие страны, как Польша, Германия и Россия. Турция в прошлом году привлекла прямые иностранные инвестиции на сумму 1,3% ВВП, по сравнению с 2,1% в Польше, 2,8% в России и 8,1% в Китае, по данным центральных банков этих стран.
В новейшем торговом центре Стамбула Demiroran, 12-этажном комплексе, который с помпой открылся на главной магистрали города в начале этого года, покупатели, кажется, совершенно равнодушны к какому-либо риску. Эта уверенность подпитывается ростом потребительского кредитования в прошлом году на 42%.
На левом рисунке рост ВВП, на правом – падение лиры.
«Что бы вы ни говорили о правительстве, мы наслаждаемся хорошей жизнью и чувствуем себя уверенно. Если наступит очередной кризис, мы к нему готовы, и мы сможем справиться с ним гораздо лучше, чем греки», сказал Дьюгу Эртем, 35-летний дизайнер интерьера, нагруженный сумками с покупками из торгового центра.
Эмрулла Туранли, председатель Tasyapi, одной из крупнейших строительных компаний Турции, также отклонил обеспокоенность скептиков о том, что Турцию ждут неприятности, если правительство не предпримет срочных мер.
«Все выглядит хорошо, - сказал он, - я не согласен, что Турция потребляет слишком много, посмотрите на использование электроэнергии в Турции и в развитых странах. Сколько киловатт потребляет Турция и сколько потребляют другие развитые страны»?
Он сказал, что у его компании много строительных проектов, на 7-8 миллионов квадратных метров, главным образом жилых комплексов и отелей.
Центральный банк пытается сократить банковское кредитование за счет повышения резервных требований для коммерческих банков. Но в то же время он снижает процентные ставки, пытаясь удержать приток краткосрочных инвестиций, которые финансируют дефицит текущего счета. Эта противоречивая политика становится все более спорной и не приносит результатов. Центральный банк считает, что требуется больше времени, чтобы увидеть эффект и что инфляция, хотя и идет вверх, недалеко ушла от рекордного минимума.
Тем не менее, многие экономисты и банкиры верят, что денежно-кредитная политика – это не то, что может помочь Турции. Производители сталкиваются с высокими расходами по сравнению с конкурентами, говорят экономисты, и поэтому, как правило, используют импортные полуфабрикаты, а не производят свои собственные компоненты. В результате, в то время как Турция производит больше, она и импортирует больше. 85% турецкого импорта - комплектующие и полуфабрикаты, по словам г.Алкина.
В четверг исполняющий обязанности министра внешней торговли Зафер Чаглаян объявил цель правительства – увеличение экспорта втрое, до 500 миллиардов долларов к 2023 году. Он пытался убедить инвесторов в том, что правительство сосредоточено на проблеме дефицита текущего счета. Кроме этого, он призвал автомобильный сектор страны не импортировать комплектующие. «Почему бы нам не делать наши собственные двигатели? Наши собственные компоненты трансмиссии?» - сказал г-н Чаглаян в телевизионном выступлении.
Перевод с английского Александра ХОЛЕВА
wsj.com