Украина была житницей Советского Союза, но через 17 лет после обретения независимости, страна стала экономическим инвалидом в результате кредитного кризиса - рейтинг страны в ряду экономического позора находится рядом с Исландией, Ирландией и Дубаем. После роста на 2,1% в 2008 году экономика страны упала в 2009 году на 15%, по данным официальной статистики, и это худший показатель с 1994 года. Кризис объясняется глобальным падением спроса на сталь, одного из крупнейших предметов экспорта Украины.
Теперь, когда бывшая советская республика согласилась на второй пакет помощи от Международного валютного фонда, положение начало выправляться. ВВП страны подросло в первой половине 2010 года на 6%.
Учитывая поддержку МВФ, инвесторы более благоприятно относятся к покупке украинского частного и государственного долга. Как сообщает Financial Times, международные долговые рынки, практически закрытые, когда Украина погрузилась в рецессию в 2008-2009 годах, теперь слегка приоткрылись. Компании, контролируемые Ринатом Ахметовым, самым богатым человеком Украины, поднялись почти на $ 2 млрд. благодаря размещению еврооблигаций и синдицированным кредитам. Ахметов, который близок к президенту Виктору Януковичу, надеется использовать эти деньги, чтобы расширить свое доминирующее положение в украинской сталелитейной промышленности.
Однако не существует такой вещи, как бесплатный сыр, и решение МВФ о предоставлении $ 15,1 миллиардов кредита в конце июля - которое совпало с $2 млрд. кредитом от российского ВТБ Банка - пришло с многочисленными условиями. Например, украинская газовая компания «Нафтогаз» должна разобраться в своих финансах. В разгар кризиса, Украина была не в состоянии оплатить свои газовые счета России. Москва была готова прекратить все поставки газа на и через Украину. Такая остановка могла принести вред репутации Украины как «транзитной» страны. Восемьдесят процентов газа для Европы из России проходит через трубопроводную систему Украины.
МВФ хочет, чтобы «Нафтогаз» оплатил свои долги России к концу 2011 года, что потребует повышения тарифов внутри страны (что будет болезненно для местных потребителей). Между тем, украинское министерство энергетики намерено привлечь $6,5 млрд., чтобы вложить в переоборудование транзитной сети. Правительство Украины обязалось сократить дефицит бюджета с 5,5% ВВП в 2010 году до 3,5% ВВП в 2011 году. Оно намерено добиться этого за счет налоговых и социальных реформ, структурных реформ, сокращения расходов и улучшения сбора налогов.
Джон Липски, первый заместитель управляющего МВФ, сказал: «Устойчивое осуществление этих реформ поможет Украине закрепить макроэкономическую стабильность, укрепить доверие, облегчить доступ к рынкам капитала и обеспечить более сбалансированный и устойчивый рост». Кредит МВФ следует за $10,6 млрд. кредитом от нью-йоркского фонда в конце 2008 года. Однако кредитование было приостановлено в ноябре 2009 года после того, как предыдущему правительству Украины не удалось урезать расходы, как было обещано перед президентскими выборами в январе, что вызвало рост дефицита бюджета до 8,8% ВВП.
Второй пакет МВФ также поможет сократить проценты по еврооблигациям, которые намерено выпустить украинское правительство. Мартин Райзер, глава представительства Всемирного банка в Киеве, недавно сказал, что банковский сектор на Украине остается нестабильным. Восстановление банковского сектора играет важную роль в восстановлении Украины. Без потока кредитов, инвестиции будут тормозиться, и это повлияет на темпы посткризисного роста ВВП».
В обращении к нации в июне, украинский президент Виктор Янукович сказал: «Ключевым показателем успешной реформы является высокий темп роста экономики, на уровне 6-7% в год. Кризис показал, что существующие модели экономического развития, основывающиеся на сырьевом экспорте, были исчерпаны. В то же время он стал катализатором для новых, современных реформ».
Перевод с англ. Александра ХОЛЕВА