Вашингтону хотелось бы видеть Восточную Азию открытым, свободным, демократичным и вписывающимся в глобальную экономическую систему регионом. Чтобы не допустить доминирования какой-то одной силы, США продолжат играть роль стабилизатора, укрепляющего двусторонние связи со своими партнерами в области безопасности, что не исключает развертывания там вооруженных сил США.

    Как отмечает Аарон Фридберг из Принстонского университета, к сожалению, две главные цели США противоречат двум основным целям Коммунистической партии Китая (КПК). США хотят устойчивого баланса сил в Восточной Азии и постепенного перехода от власти одной партии к политическому плюрализму, а Пекин хочет, чтобы у власти оставалась КПК и Китай имел абсолютное превосходство в регионе. Некоторые китайские аналитики говорят о том, США проводят «двурукую» стратегию «вовлечения», имеющую своей целью смену режима в Китае и ограничения роста его влияния.

    Китайско-американские отношения очень сложны и останутся такими в обозримом будущем. В них есть и сильные мотивы для сотрудничества, и устойчивые элементы вероятного стратегического конфликта. Администрация Обамы, чуткая к урокам истории, прекрасно понимает риски геополитического столкновения. Но она ни в коем случае не считает это неизбежным. Руководители США не воспринимают Китай как революционную силу, они скорее относятся к нему как к умеренному ревизионисту. Китай обладает чувством предназначения, он решительно настроен скорректировать существующие структуры глобального управления в соответствии со своими политическими предпочтениями и с препочтениями государства как абсолютной силы. Но вряд ли Китай, получивший наибольшие выгоды от глобализации, выступит против мирового порядка с доминированием Запада; причем этот порядок вполне отвечает устремлениям Китая.

   Широкие институциональные торги между Китаем и США возможны, по крайней мере, в короткой или в средней перспективе. США и соседи Китая имеют явный мотив для того, чтобы попытаться «зацементировать» китайскую лояльность глобальным и региональным структурам и его приверженность самоограничению. Китай имеет краткосрочный стимул в игре по установленным правилам и принимать существующий глобальный и региональный порядок, стремящийся препятствовать доминированию Америки в единоличном принятии глобальных решений (КНР не по душе такая политика!) и обеспечить дальнейшее присутствие американских войск в регионе.

   Чтобы добиться определенной предсказуемости на международной арене, Китаю придется пожертвовать частью своей политической независимости. Конечно, такой расчет может меняться по мере роста влияния КНР, но на данный момент существует множество причин для переговоров. В течение последнего десятилетия китайцы сформулировали несколько концепций мирового порядка, от «мирного подъема» до «мирного развития» и «гармоничного мира». Все они относительно согласуются с представлением заместителя Госсекретаря США Роберта Зеллика о Китае как об «ответственном акционере» мирового сообщества.

   Стремление к «новым стратегическим гарантиям»

   Удастся ли Китаю продолжить рост, не провоцируя при этом геополитического конфликта? Администрация Обамы считает, что Пекину следует создать курс «новых стратегических гарантий». Его основой стали бы торги или же молчаливая договоренность между США, Китаем и другими странами Азии. Заместитель госсекретаря США Д. Стейнберг отмечает, что «мы, как и наши союзники должны будем четко обозначить, что готовы приветствовать Китай как процветающую и успешную силу, так и Китай должен будет доказать миру, что его развитие и рост глобальной роли не будут происходит за счет подрыва безопасности и благосостояния остальных».

   Что касается двусторонних отношений, то администрация Обамы способствует установлению стратегических гарантий при помощи интенсивных переговоров, направленных, по словам Стейнберга, «на определение и укрепление областей общих интересов, исключения источников недоверия, будь они политическими, военными или экономическими». Основой этих попыток становится китайско-американский диалог по стратегическим и экономическим вопросам, который включает в себя непрерывные переговоры на уровне министров. Обе стороны не обсуждают противоречивых тем по правам человека, курсы валют и протекционизм. Переговоры предоставляют отличную возможность научиться понимать друг друга и содействовать росту доверия.

   Создание системы стратегических гарантий должен инициировать Китай. США и другие западные страны, соседи КНР стремятся найти доказательства того, что Пекин выйдет на международную арену как ответственный акционер, поставщик мировых и региональных товаров массового потребления. Общеизвестно, что КНР выступал против материальных обязательств при решении глобальных вопросов, как проблема потепления климата, на том основании, что он-де остается «бедной» и «развивающейся» страной. Администрация США будет благосклонна к стремлению КНР иметь более солидный политический вес в основных структурах мирового управления, если это стремление будет опираться на осязаемый вклад китайцев в мировой порядок.

   Роль Пекина в глобальной безопасности

  Скорее всего, США ожидают от Китая доказательств его мирных намерений и его готовности внести осязаемый вклад в поддержание глобальной стабильности. Учитывая потенциальное дестабилизирующее влияние его быстрого военного роста, важно, чтобы Пекин сделал прозрачными военную доктрину, структуру вооруженных сил и оборонный бюджет, что убедило бы соседей КНР в том, что у Пекина исключительно мирные намерения, снизило напряжение в регионе.

  Китай предпринимает определенные шаги в направлении усиления многостороннего сотрудничества и диалога с соседями при помощи таких механизмов, как подписание Договора о мирных отношениях и сотрудничестве с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии и шестисторонних переговоров по Корейскому полуострову. К слову, Вашингтон будет стремится к вовлечению Китая в переговорный процесс по Корейскому полуострову, к установлению эффективных отношений между КНР и Японией, склонять к признанию Пекином той роли, которую играют США и их партнеры в сфере безопасности на западном побережье Тихого океана.

   Администрация Б.Обамы ожидает, что Пекин будет нести большую ответственность за поддержание мира и безопасности, играть активную и конструктивную роль не только в решении проблемы Северной Кореи, но и в других горячих точках, таких как Судан, Иран и Мьянма. Эти переговоры, скорее всего, столкнутся с ситуацией, когда китайские традиционные концепции суверенитета и невмешательства войдут в противоречие с новой международной нормой «ответственности защиты». Вашингтон надеется, что КНР увеличит свое долевое участие в миротворческих операциях ООН. Что послужило доказательством готовности КНР, помимо удовлетворения национальных интересов, делить ответственность за мир на планете.

  Китай, будучи достойным членом Договора о нераспространении ядерного оружия, недавно присоединился к Группе поставщиков ядерных технологий и имеет хорошую репутацию в борьбе с международным терроризмом. Вместе с тем Пекин должен улучшить контроль за экспортом в государства, которые занимаются распространением оружия. Принимая во внимание особые отношения с Северной Кореей, Китай несет определенную ответственность за ядерные амбиции Пхеньяна. Тесное сотрудничество Пекина с администрацией Б.Обамы в рамках резолюции СБ ООН № 1874 подтверждает то, что КНР может защищать режим нераспространения от атак, если такие последуют. Администрация США стремится достигнуть подобного уровня решимости китайцев в противостоянии ядерным амбициям Ирана в рамках СБ ООН с пятью постоянными членами и Германией.

    Климат экономического сотрудничества

   Большей ясности США ожидают от Китая в экономической сфере. Вероятно, Вашингтон окажет давление на Пекин с тем, чтобы он провел переоценку искусственно заниженной валюты и предпринял другие внутриполитические шаги по борьбе с мировой финансовой нестабильностью. В Вашингтоне хотят, чтобы Китай спокойно относился к политике торговой либерализации в рамках ВТО (особенно в сфере обслуживания и производства) и чтобы он ценил права на интеллектуальную собственность. США настаивают на том, чтобы Китай отошел от двусторонних торговых отношений по политическим и стратегическим целям, поскольку это может стать причиной дефрагментации мировой экономики. Администрация Б. Обамы попытается убедить Пекин привести свою политику содействия развитию в соответствии с существующими нормами и стандартами прозрачности, а также противостоять политике «без обязательств» по оказанию помощи со стороны иностранных государств. И, наконец, Вашингтон будет способствовать тому, чтобы Китай воздерживался от практики ресурсного меркантилизма, придуманной для ограничения доступа к иностранным рынкам.

   Заместитель госсекретаря США Д.Стейнберг считает, что помимо разрушения международных рынков, подобная ориентация «ведет КНР к сомнительному вовлечению во взаимодействие с Ираном, Суданом, Бирмой (Мьянмой) и Зимбабве, подрывает образ Китая, заинтересованного в поддержании стабильности в регионе и осуществлении гуманитарных целей».

  Администрация Б. Обамы понимает, что без Китая невозможно найти решение тяжелой проблемы глобального изменения климата. Поскольку Китай выделяет около 20 % парникового газа и будет нести ответственность за половину выбросов до 2030 года. Хотя Пекин продолжает сопротивляться связывающим обязательствам и графикам снижения выделения парникового газа, за последние несколько месяцев он предпринял значительные экологические акции и объявил о готовности перехода к «фиксируемым и контролируемым» мерам по сокращению удельного энергопотребления. Как отмечает сотрудник СМО Майкл Леви, США и другие экономически развитые государства надеются, что Китай сможет улучшить правовые нормы и качество управления, чтобы достичь своих амбициозных целей.

                                                                                                                                                                                                                                                      Стюарт М. Патрик, www.cfr.org

Перевод с английского Марии Просвиряковой.

Наша справка: Стюарт М. Патрик, сотрудник Совета по международным отношениям (СМО), директор программы по изучению международных институтов и глобального управления.