Согласно выводам экспертов компании, трудности, которые испытывают Украина и Белоруссия – важные транзитные страны для поставок нефти и газа в Европу, – увеличивают напряжение в патнерских отношениях и могут привести к приостановке Россией поставок газа как в одну, так и в обе эти страны. Причем на данном этапе нынешние разногласия между странами намного глубже прежних.

Следует заметить, что российские эксперты скептически оценивают возможность повторения событий зимы 2008–2009. По мнению Владимира Уласа, члена Комитета Госдумы по бюджету и налогам, «Газпром» не пойдет на тот вариант, который имел место прошлой зимой. Поскольку все возможные издержки и неустойки будут покрывать фактически за счет России, за счет «Газпрома». Вместе с тем он отмечает, что сегодня Запад пересматривает очень многие аспекты отношений с РФ, а сложности с реализацией проектов по новым газопроводам возникли именно из-за прошлогодней «газовой войны». Повторение ее для России не выгодно стратегически. По словам Дмитрия Орлова, генерального директора Агентства политических и экономических коммуникаций, повторение газового кризиса возможно только при двух условиях: во-первых, если Украина не сможет рассчитываться за газ и, во-вторых, если в модернизации газотранспортной системы Украины будет участвовать Евросоюз без России.

Европа не осталась в стороне от обсуждения перспектив возможности возникновения нового кризиса в «газовых» отношениях между Россией и Украиной. Например, Чехия  ожидает, что повторение прошлогоднего сценария вполне возможно, поэтому чешское правительство планирует создать свои запасы газа. Попробуем разобраться, насколько  реальны такие опасения.

«Нефтегаз» и «Газпром»: Долги. Долги? Долги…

 

Несмотря на постоянный ажиотаж, возникающий в СМИ накануне каждой новой даты приближающихся сроков текущих платежей, «Нефтегазу» удается в полном объеме выполнять взятые на себя обязательства. Проблема заключатся в том, какой ценой это достигается. Увеличение уставного фонда компании за счет ОВГЗ Правительства и кредитов, полученных в государственных «Сбербанке» и «Укрэксимбанке», пока что помогают государственной энергетической компании справиться с расчетами. Однако еще неясно, как долго хватит этих средств и будет ли возможность конвертировать гривны в доллары (в которых ведется расчет за газ) в достаточном для дальнейших расчетов объеме, поскольку предсказать курс национальной валюты Украины не возьмется, наверное, и самый лучший астролог. Данные о форвардных контрактах по гривне дают весьма неутешительную картину  – на шестимесячный срок курс гривна/доллар идет в соотношении 21,975:1, то есть почти 22 грн. за 1 доллар США. Безусловно, форвардные контракты –  это в основном показатель возможного тренда и связанных с его реализацией рисков, однако продолжающаяся рецессия в Украине говорит о том, что повышение курса вряд ли возможно в силу естественных причин.

Не следует также забывать о том, что в начале октября НАК «Нефтегаз» находился в состоянии технического дефолта, и только удачно проведенные переговоры позволили ему реструктурировать долг по еврооблигациями на сумму $500 млн, срок погашения которых заканчивался 30 сентября нынешнего года. К счастью для «Нефтегаза» более 93% кредиторов из тех, кто владеет еврооблигациями, одобрили реструктуризацию долга компании на своем собрании в Лондоне. Они проголосовали за обмен этих ценных бумаг на новые со сроком погашения в сентябре 2014 года (под гарантии Правительства) с увеличением доходности с 8,125 % до 9,5 %.Однако не со всеми финансовыми неурядицами удалось разобраться так же хорошо. Например, остался открытым вопрос, как реструктурировать другие долги еще на $1,1 млрд и решить вопрос со штрафными санкциями «Газпрома», которые только за 9 месяцев накопились в сумме $5,9 млрд. В случае если «Газпром» будет требовать немедленной уплаты штрафов, то дефолт «Нефтегаза» неминуем. Также не следует забывать и о том, что на 20 сентября задолженность клиентов самого «Нефтегаза» составила 4,86 млрд грн., а прогнозные потери в результате реализации газа по льготной цене отдельным категориям потребителей и расчетов компенсаций между ценой реализации газа и ценой закупки составят к концу года 1,729 млрд грн.

«Нефтегаз» рискует недосчитаться к новому году почти $1 млрд. Все эти факторы повышают риск дефолта, но сам по себе дефолт «Нефтегаза» не выгоден «Газпрому», поскольку согласно текущему украинскому законодательству, не существует четкого порядка приоритетности платежей в отношении кредиторов. Поэтому тот, кто будет первым в списке кредиторов, тот и сможет стать новым собственником. А решать это будет Правительство Украины. В итоге, если будет начата процедура банкротства, внешние кредиторы могут получить «дырку от бублика», а не активы «Нефтегаза».

 

Северный и Южный потоки

Что может предпринять Россия, чтобы хоть как-то демпфировать угрозу неисполнения Украиной обязательств по транзиту газа в такой ситуации? Проекты по развитию газопроводных коммуникаций в обход Украины и Белоруссии существуют уже давно, и внимание к ним возрастает все больше. Однако до недавнего времени особых подвижек в области практических действий по их реализации со стороны европейских государств не отмечалось.

Третья декада октября ознаменовалась знаковым событием. Проект «Северный поток», который реализуют «Газпром», E.ON Ruhrgas, Wintershall и Gasunie получил значительный толчок в развитии. Дания, первая из затрагиваемых трубой стран, выдала компании-оператору Nord Stream AG разрешение на строительство трубы на ее территории. Датское энергетическое агентство санкционировало прокладку 87,7 км газопровода по дну Балтийского моря в территориальных водах и 49,9 км в исключительной экономической зоне. С одной стороны – первая ласточка весны не делает, с другой – начало работ это признание необходимости в серьезном изменении системы сложившихся энергетических отношений Россия – ЕС.

До конца 2009 года Nord Stream AG рассчитывает на получение разрешений от остальных четырех стран (России, Финляндии, Швеции и Германии) с тем, чтобы в следующем году начать строительство и прямую транспортировку российского газа в Европу в третьем квартале 2011 года.

Переговоры между премьер-министрами России и Италии, которые прошли 22 октября, касались и темы реализации проекта «Южный поток». Напомним, Южный поток – проект «Газпрома» и итальянской Eni стоимостью 8,6 млрд евро, призванный обеспечить доставку в Европу до 63 млрд кубометров газа в год. В ходе телемоста с премьером-министром Турции Реджепом Эрдоганом премьеры Италии и России выразили уверенность, что совместный проект «Южный поток» может быть реализован даже раньше, чем аналогичный проект «Северный поток». Позитивный результат переговоров прямо подтвердил министр энергетики РФ Сергей Шматко, который 24 октября заявил, что газопровод «Южный поток» может быть запущен уже в 2010 году. Шматко напомнил, что уже получено разрешение Турции на проведение соответствующих испытаний и исследований по маршруту прокладки подводной части трубопровода. Сам факт проведения подобных переговоров свидетельствует о серьезной обеспокоенности в ЕС проблемами диверсификации путей доставки газа европейским потребителям.

Предвыборная кампания и экономическая риторика

Начало предвыборной президентской кампании в Украине уже ознаменовалось целым рядом заявлений кандидатов о газовых отношениях между Украиной и Россией. Президент Украины Виктор Ющенко в сентябре, давая интервью Bloomberg, отметил, что газовое соглашение Украины с Россией можно пересмотреть «в любой момент».

В свою очередь,  Юлия Тимошенко заявила, что Украина не собирается выполнять свои контрактные обязательства перед Россией, так что в 2010 году она закупит российский газ в меньшем объеме, чем это предусмотрено договором. «В следующем году мы закупим такой объем газа, который будет необходим Украине. Это будет меньше, чем в 2009 году, так как мы сокращаем потребление природного газа, заменяя его на другие источники – электроэнергию, уголь, торф», – подчеркнула Тимошенко. Кроме того, 24 октября на церемонии выдвижения ее кандидатом в президенты Юлия Тимошенко заявила о необходимости использования в Украине угля вместо газа: «У нас будет самая лучшая энергетическая безопасность среди всех стран мира, потому что у нас наибольшие запасы угля», – сказала премьер-министр.

Виктор Янукович, премьер-министр «теневого кабинета», так и не дал четкого ответа на вопрос, будет ли он в случае победы на выборах инициировать пересмотр газовых соглашений с Москвой. При этом лидер Партии регионов заявил, что Украина должна быть надежным партнером для Европы в газовой сфере, пообещав «никогда не допустить повторения зимы 2006 и 2009 года».

Замыкающий пока тройку основных претендентов на президентское кресло Арсений Яценюк, лидер «Фронта перемен», выступает за создание с Россией энергетического консорциума. Он считает, что пересмотр газовых соглашений с Россией возможен только при формировании новой общей повестки дня отношений двух стран. Кроме того, Яценюк заявляет, что лидером в Восточноевропейском пространстве будет то государство, которое первым предложит новые международные инициативы.

Понятно, вряд ли кандидаты откажутся от такой предвыборной риторики, но идти у них на поводу и делать аналогичные по стилю заявления или комментировать их сегодня не в интересах России. Очевидно, что любая попытка России инициировать жесткий вариант развития «газовых отношений» с Украиной до подведения окончательных итогов президентских выборов в Украине, скорее всего, будет воспринято как внутри ее, так и в Европе как попытка повлиять на итоги голосования. Ссылки на экономические причины возможных штрафных санкций со стороны «Газпрома» по отношению к «Нефтегазу» будут отметаться сходу и переводиться в политическую плоскость.

В таких условиях начало любых «военных» действий на газовом фронте со стороны России представляется весьма недальновидным и маловыгодным, поскольку ставит под сомнение как выполнение существующих договоренностей по проектам «Северный поток» и «Южный поток», так и создание новых.

Учитывая то, что недавно в Австралии найдено одно из крупнейших месторождений газа –  около 14 трлн кубометров (для сравнения, в известном Ковыктинском месторождении, за освоение которого идут споры уже много лет, запасы газа где-то 1,8 трлн), а в США освоена технология производства газа из сланцев в промышленном масштабе, то рисковать срывом прибыльных проектов как минимум нерационально. Поскольку деньги инвестором могут быть направлены в менее рискованные, а потому более стабильные и надежные проекты. Переговоры же по возможному участию в модернизации украинской ГТС следует начинать уже после избрания нового президента, так как, скорее всего, после выборов в Украине появится и новый премьер-министр.

Рассчитывать на то, что Украина предпримет какие-то реальные шаги на пути к конфронтации с Россией в вопросах энергетической безопасности не стоит как минимум до окончания отопительного сезона, марта–апреля 2010 года. Поскольку никто не будет в разгар предвыборной гонки идти на риск оставить страну без тепла, а страны ЕС без газа. Ведь в подобном случае доведенные до крайности и отчаяния люди могут начать гражданскую войну под лозунгом «Уничтожим всех чиновников», а замерзающая без российского газа Европа не даст возможности избежать справедливого народного возмездия ни одному украинскому политику – западная граница будет на замке. Сепаратные же переговоры только со странами ЕС о модернизации украинской ГТС, даже если и будут инициированы со стороны Украины, опять-таки вряд ли дойдут до стадии реализации каких-либо конкретных договоренностей, так как Европа не отважится пойти на открытую конфронтацию с Россией в преддверии зимы.

Следовательно, риск новой «газовой войны» между Россией и Украиной на данный момент можно оценивать как минимальный. Однако полностью исключить такой вариант развития событий нельзя.

 

Юрий Гаврилечко, Украина.