Модернизация жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) может стать локомотивом выхода страны из кризиса. ЖКХ нуждается в новых трубах, кабельной продукции, расходомерах, современных котельных, системах автоматического управления, арматуре, цементе, железобетонных изделиях, окнах, полимерной и лакокрасочной, теплоизоляционной и кровельной продукции и других строительных материалах, использование которых задействует, с таким трудом, созданный за последнее десятилетие производственный потенциал малого и среднего бизнеса, что в свою очередь активизирует работу крупных предприятий по производству строительных материалов, других промышленных и металлургических предприятий.

Как известно, основные дороги в США были построены именно в период «великой депрессии» в начале прошлого века, и ничто не мешает нам в продолжение нынешнего экономического кризиса, наряду с дорогами, модернизировать наше ЖКХ.

Модернизация ЖКХ непременно вызовет оптимистический настрой у населения России, как динамика ремонта в квартире вызывает у человека ощущения долгожданного светлого и счастливого будущего в отремонтированной квартире. Это тем более актуально, поскольку в этом проекте будут задействованы высвобождаемые в настоящее время в стране российские рабочие ресурсы, и частично решится вопрос с безработицей.

Сопровождая этот проект масштабным переобучением рабочим специальностям, страна получит достаточное количество квалифицированных электриков, сантехников, плотников, сварщиков, каменщиков, что в целом повысит престиж рабочих специальностей в России. Кроме того, все это может способствовать возрождению в России культа труда. 

ЖКХ.RU – СЕГМЕНТ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 

Перед тем как направлять финансовые ресурсы в регионы для модернизации ЖКХ, необходимо обеспечить прозрачность расходования государственных средств.

Этому может весьма способствовать разработка сегмента электронного правительства, который условно можно назвать ЖКХ.RU. Этот сегмент должен содержать составляющие: российскую, региональные, городские, районные, поселковые. На каждом уровне местным чиновникам необходимо вменить в обязанность формировать базы данных о проделанных на их подведомственных территориях работах, подрядчиках, стоимости этих работ, использованных материалах и их стоимости. Кроме того, базы данных должны содержать программы, планы строительства, реконструкции, ремонтов, замены оборудования, информацию об авариях, чтобы каждый житель мог, с одной стороны контролировать расходование государственных средств, с другой стороны, быть в курсе о планируемых местной властью работах в его районе.

Базы данных для удобства пользования жителями и проверяющими органами целесообразно формировать с использованием планов городов, районов, чтобы каждый житель смог найти свой двор, и щелкнув мышью, например, на объекте «спортивная площадка», смог узнать: когда производилась ее реконструкция, какие материалы использовались и сколько, стоимость всех работ и материалов. Или, щелкнув на объекте «дом №…», получить информацию о количестве краски, израсходованной на покраску стен в подъезде.

Также целесообразно, чтобы на планах обозначались строящиеся объекты, в т.ч. и жилые, а базы данных содержали информацию о них, чтобы жители, вложившие свои средства в ипотеку, могли узнать планируемые сроки введения жилья и ход строительства.

Эти мероприятия необходимо сопровождать внесением в законодательство изменений, предусматривающих ответственность чиновников за ложную информацию. 

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАСХОДОВАНИЯ ГОССРЕДСТВ НА ЖКХ И НЕ ТОЛЬКО 

По нашему мнению, в случае, если руководство страны примет решение вкладывать значительные средства в ЖКХ необходимо будет придти к фиксированным ценам на виды работ и материалов, при этом имеющие региональные отличия.

К сожалению, проведение конкурсных торгов в России, имеющее цель снизить коррупцию не оправдывает себя. Впору вспомнить шутку: «Что немцу хорошо, то русскому смерть». Коррумпированные чиновники давно научились обходить те препятствия, которые мы им ставим. Поэтому существующий порядок проведения конкурсных торгов необходимо либо существенно корректировать, либо, вообще, отказываться от него в отдельных случаях.

Как известно, зачастую конкурсы выигрываются «приближенными» к ответственным за распределение государственных средств чиновникам юридическими лицами, созданными порой накануне торгов, не обладающие ни опытом работы, ни сформированными рабочими коллективами. Единственное их преимущество – меньшая цена, которую они предлагают на конкурсе. Выиграв конкурс, чаще всего, они берут на субподряд зарекомендовавшую себя за долгие годы организацию, которая работала на этом объекте до них. При этом львиная часть госсредств остается у этих «трутней».

Сформировавшийся в России на всех уровнях за годы коррупционный порядок проведения конкурсных торгов противоречит не только здравому смыслу, но и одному из основных принципов менеджмента, а именно, принципу выбора подрядчика. Принцип гласит, что при выборе подрядчика главными критериями являются: надежность, качество предоставляемых услуг, товаров, сроки выполнения заказа, цена. Таким образом, цена является одним, но не основным критерием при выборе подрядчика. 

ЖКХ – ШКОЛА ДЕМОКРАТИИ 

Развитие сегмента электронного правительства, связанного с ЖКХ, в предложенном виде будет способствовать процессу демократизации российского общества, станет школой демократии, самоуправления в России, так как люди получат широкие возможности контролировать деятельность местных властей.

В целом же, развитие электронного правительства, предоставит государству и обществу огромные возможности для борьбы с коррупцией. Этим объясняется такое ожесточенное сопротивление некоторой части российского чиновничества, выраженное в саботаже, процессу создания в России электронного правительства.

Именно поэтому Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев указал недавно на недопустимость проволочек при разработке архитектуры эффективного электронного правительства в России и выступил за его скорейшее создание.