Несмотря на усилия правительств разных стран, пока не удается преодолеть паралич финансовой и банковской системы, что неизбежно влечет за собой замедление развития реального сектора экономики. Наблюдается серьезное сокращение производства, обостряются социальные проблемы. Россия тут, увы, не исключение – более того, кризисная ситуация в нашей стране продолжает нагнетаться.

2009 год начался не самым лучшим образом - падение курса рубля стало неизбежным, растет инфляция, из регионов регулярно приходят все новые сообщения о закрывающихся предприятиях, множится армия безработных. Ряд аналитиков уже проводят параллели с августовским кризисом в России 1998 года - с той лишь разницей, что последствия нынешнего могут оказаться более плачевными.

В то же время финансовые власти и их представители хранят молчание, хотя в сложившихся условиях они сами, казалось бы, должны были бы инициировать широкое обсуждение путей выхода из непростой ситуации. Но ничего подобного не происходит. Представители, отвечающие за экономический блок в правительстве, также избрали тактику комментариев ситуации постфактум, когда маховик процессов уже запущен и остановить его сложно или вовсе невозможно.

Активно обсуждается пересмотр вступившего в силу закона о бюджете-2009. Министерство финансов как главный разработчик документа посчитало несбыточными заложенные в него параметры. Кроме того, документ был явно подготовлен с учетом завышенных цен на нефть - в день, когда принятый депутатами и одобренный сенаторами бюджет подписывал президент, министр финансов А. Кудрин публично признался, что заложенная в документе среднегодовая цена на нефть завышена на треть. Вместо 95 долларов за баррель, фигурировавших в законе, он назвал реальной ценой 66 долларов. Как считает эксперт Высшей школы экономики Сергей Вериго, сам факт перекраивания главного финансового документа в январе, можно расценивать как проявление некомпетентности финансовых властей, поскольку еще осенью стало очевидно, что бюджет в редакции Минфина выполнен не будет. Заложенные в него параметры никак не соотносились с реальной ситуацией в экономике. Фактически, не предприняв никаких мер по своевременной корректировке проекта закона, ведомство Кудрина ввело в заблуждение депутатов Госдумы, принимавших закон и президента, подписавшего его. Обманутым в итоге оказался и народ.

Напомним, что летом 2008 года, когда подготовка проекта бюжета-2009 была в самом разгаре, а кризис только разрастался, Минфин не сомневался в исполнении разрабатываемого документа. Приведем основные параметры бюджета в варианте, принятом Госдумой 31 октября: общий объем доходов федерального бюджета прогнозировался в сумме 10 927 137 733 тысяч рублей. Причем, более 4 с половиной триллионов казна должна была получить от нефтегазовых доходов. На расходы предполагалось направить 9 024 654 9989 024 654 998,3 тысяч рублей. При этом профицит составлял 1 902 482 734,7 тысяч рублей. В окончательной редакции никакого превышения доходов над расходами нет, напротив, впервые за несколько лет, бюджет будет дефицитным. От победных реляций Минфина не осталось и следа. И сегодня вместо прогнозируемого уровня инфляции в 8,5%, то же министерство дает 15%.

Понятно, что преодоление негативных моментов кризиса, прежде всего, зависит от эффективности экономической политики государства. Сегодня, утверждает Сергей Вериго, в нашей стране она пока весьма низкая. Министерство финансов блокирует модернизацию национальной экономики на протяжении всех последних лет. Между тем, если бы мы не вкладывали резервы страны в экономику стратегических конкурентов – таких, как США и Евросоюз, то вполне возможно, что нас кризис коснулся бы не слишком сильно. Но, как бы то ни было, надо смотреть в будущее. Тем более что у государства достаточно ресурсов, чтобы в ближайшие два года восполнять нехватку средств федеральной казны. Сокращение объемов доходов бюджета с 11 до 5,6 триллионов рублей в 2009 году, при оставлении без изменений отчасти раздутой расходной части, не должно привести к катастрофическим последствиям, поскольку государство в состоянии компенсировать недостающие доходы (оно располагает неиспользованными 7,5 триллионами рублей). Таких резервов достаточно, чтобы как минимум два года возмещать казне недополученные от экспорта углеводородного сырья доходы.

А теперь о самом неприятном. «Россию ожидает стагфляция - сочетание сразу двух фактов - когда экономика страны перестает расти, а высокая инфляция сохраняется, - заявил в интервью автору этих строк Сергей Вериго. - И правительство, судя по всему, смирилось с неизбежностью подобного негативного сценария. Ситуацию для страны в целом ухудшает еще и тот факт, что практически все руководство экономического блока - сторонники монетаристского подхода, который не дает внятных рекомендаций, как следует выходить из стагфляции, когда механизмы регулирования денежного предложения больше не содержат должных стимулов для развития экономики».

В России в 2009 году продолжается резкий спад производства, который начался в ноябре 2008 года. К ноябрю 2007 года промышленность упала на 8,7%, к декабрю - на 10,7%, и сегодня ясно, что падение экономики не удается остановить, а предпринимаемые властями меры по накачке банковского сектора бюджетными средствами не дают должного результата для поддержания производства. Энергопотребление в стране за первую половину января снизилось на 7,5% по сравнению с тем же периодом 2008 года. Наиболее интенсивно проявился спад в металлургии, где с 8 по 15 января предприятия сократили энергопотребление на 15–78% по сравнению с январем прошлого года.

К тому же, в отличие от Европы, которой угрожает дефляция, спад в России развивается на фоне двузначной инфляции, что также является признаком стагфляции. С этим явлением в экономике Россия сталкивалась в 90-е годы, когда монетизация никак не помогала остановить падение производства на протяжении почти десятилетия. Однако нынешняя ситуация может оказаться еще более тяжелой из-за глобального сокращения спроса на российскую продукцию. По словам Анны Васильевой, аналитика Экономической экспертной группы, денежное стимулирование производства при сокращении спроса, скорее всего, не даст результата. Для восстановления спроса должно пройти время, и никакие денежные вливания не ускорят этот процесс.

Даже при явно завышенном прогнозе среднегодовых цен на нефть марки Urals 50 долларов за баррель Минэкономразвития ожидает спад в промышленности на уровне 3,2%. При более же реалистичном прогнозе нефтяных цен на уровне 41 долларов спад производства наверняка превысит этот уровень.

Падающий спрос приводит к тому, что производители снижают оптовые цены, в то время как в рознице цены продолжают интенсивный рост. Так, по данным Росстата, в декабре 2008 года цены производителей упали на 7,6%, тогда как в ноябре они снизились на 8,4%, в октябре – на 6,6%, а в сентябре – на 5%. Резкое падение цен на протяжении последних четырех месяцев привело к тому, что российская промышленность впервые закончила год с дефляционным показателем – 7% по сравнению с 25% ростом цен в 2007 году.

Продолжающийся рост цен на импортные потребительские товары приведет к сокращению потребления. Спад цен отечественных производителей ухудшит финансовое положение предприятий, заставит их балансировать на грани рентабельности и сделает невозможным модернизацию производства. При увеличении тарифов на энергоносители и отсутствии доступа к дешевым заемным ресурсам это будет представлять прямой путь к банкротству. По мнению экспертов, стагфляция может повлечь за собой разрушение целых отраслей, на руинах которых, впрочем, затем можно выстроить качественно иную, инновационную экономику. Однако надо понимать, что это будет социально болезненный путь обновления.

Стагфляция в первую очередь будет угрожать тем отраслям, где низка технологичность и конкурентоспособность бизнеса. К таковым относятся, в частности, приборостроение, станкостроение, металлургия. Но, констатируя это, можно надеяться, что кризис этих производств в итоге оздоровит экономику, поскольку стимулирование спроса на продукцию высокотехнологичных, наукоемких, а также инфрастуктурно значимых производств – единственный способ оживить и перестроить неэффективные экономические хозяйства.

И власти, и экспертное сообщество признают, что в наступившем году страна может столкнуться с проблемой существенного падения занятости и ростом безработицы. Как считают эксперты, наибольшую сложность будут представлять даже не увеличивающиеся масштабы этого явления, а перекосы в структуре занятости по отраслям и регионам.

При росте российской экономики в наступившем году в пределах 0-2%. число только зарегистрированных безработных в стране на конец 2008-го - начало 2009 года составляет около 1,5 миллиона человек. Если использовать методологию Международной организации труда, общая безработица в России сейчас достигла 5 миллионов человек. Но и эта цифра (менее 7% от трудоспособного населения) относительно невелика по сравнению с положением во многих развитых странах.

Однако безработица в течение нынешнего года в России будет расти, и ее сильный скачок наблюдается уже в I квартале. Российский ВВП в 2009 году продемонстрирует отрицательную динамику, вследствие чего, по самым оптимистичным сценариям, безработица увеличится к нынешнему уровню на 30%. Проблема здесь осложняется тем, что правительство слишком долго боролось с банковским кризисом, отказываясь признать угрозу рецессии, и вследствие этого запоздало с антикризисными мерами в экономике.

В условиях падения внутреннего спроса из-за снижения экспортных доходов стимулировать экономику можно было бы за счет государственных заказов и снижения налогов. Однако бюджет пересматривается таким образом, что госзаказ сокращается, зато растут субсидии, то есть, по сути, подарки предприятиям, в ответ на которые те ничего не обязаны производить. Налоги же пока, в лучшем случае, не будут повышаться.

Таким образом, негативный экономический сценарий в России в 2009 году имеет много шансов для реализации, и общая безработица к концу года может вырасти вдвое – до 10 миллионов человек.

При всем этом число занятых в ряде отраслей российской экономики действительно избыточно. Скажем, в нефтегазовом секторе управленческий аппарат в последние годы был раздут вследствие сверхвысоких цен на нефть. В электроэнергетике наблюдался тот же процесс благодаря возможности устанавливать монопольные тарифы. Не блещут эффективностью и некоторые другие отрасли. Так, для выполнения одного и того же объема работ в российском банковском секторе занято в 4 раза больше сотрудников по сравнению с голландской банковской системой. Кроме того, в названных отраслях с начала 2000-х годов наблюдался непропорциональный рост зарплат.

Выходом в сложившихся условиях мог бы стать переток потерявших работу в инновационный сектор экономики или в традиционную обрабатывающую промышленность, однако инновационный сдвиг, о котором много говорилось в последнее время, пока так и не наступил.

Необходимое же движение кадров в промышленность сдерживается плохим качеством рынка труда по сравнению с 1990-ми. Если в 1990-е годы ВВП упал на 40%, то занятость сократилась только на 10%. Сейчас ситуация прямо противоположная - небольшой экономический спад приведет к массовому избавлению от излишнего персонала, которому трудно будет найти новую работу.

Также большой проблемой являются структурные перекосы в безработице по регионам. Например, в таком мегаполисе, как Москва, по данным государственной службы занятости, официальная безработица с 18,5 тысяч (0,3% от трудоспособного населения) в сентябре 2008 года выросла всего лишь до 24,5 тысяч (0,4%) в январе 2009 года. Правда, по данным профсоюзов, скрытая безработица в столице составляет около 250 тысяч человек. Но даже если последняя цифра верна, она намного меньше, чем в других крупных европейских столицах (Лондоне, Париже, Риме, Мадриде).

Безусловно, в Москве, как и по всей стране, идет сокращение персонала. Но в столице оно касается, в основном, граждан СНГ, которые отбывают к себе на родину, а также жителей Подмосковья и близких к Москве областей – люди должны будут регистрироваться как безработные в своих региональных службах занятости.

Самая же тяжелая ситуация складывается в моногородах, где почти все трудоспособное население занято на одном градообразующем предприятии. Это города Урала, Воронежской, Вологодской и ряда других областей, которые вскоре станут настоящими очагами безработицы и потребуют значительных вливаний государственных средств.

В то же время кризис, хочется верить, наконец, заставит власти правильно считать число безработных, повысить адресность выдачи пособий по безработице и улучшить качество профессиональной переподготовки кадров. После выхода из кризиса правительству необходимо будет воссоздать фонд занятости (по ошибке ликвидированный в начале 2000-х), из которого пособия по безработице будут выплачиваться по страховому принципу. Сейчас же выплата пособий безработным дополнительным грузом легла на бюджет.

В идеале, возможно, в стране возникнут настоящие профсоюзы, которые на деле будут отстаивать интересы наемных работников и добиваться увеличения их роли в управлении предприятием.

Таким образом, можно констатировать, что российская экономика вступила в полосу рецессии и связанных с ней социальных проблем. При этом Москва находится в более выигрышном положении и проблемы серьезной безработицы ее не коснутся. В то же время нашему правительству необходима четкая политика вывода страны из условий кризиса и вложения денежных средств в реальный сектор экономики

Call

Send SMS

Add to Skype

You'll need Skype CreditFree via Skype