Бич любого экономического кризиса – массовая безработица. По прогнозу генерального секретаря Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Анхеля Гурриа, число безработных в мире к 2010 году может увеличиться на 20-25 миллионов человек. России, выросшей из СССР, где безработицы не было как явления, стоит взглянуть на опыт тех стран, которые борются с ней веками. На тот же туманный Альбион, к примеру.

В нынешнем году в Великобритании могут потерять работу около 600 тысяч человек. Эта цифра станет рекордной, если брать в расчет период, начиная с 1991 года. Согласно заявлению британского Института по персоналу и развитию (CIPD), в стране в 2009 году из-за ожидаемой рецессии общее число безработных способно вырасти почти до трех миллионов человек, и рост будет продолжаться до момента начала восстановления экономики. Тем же, кому удастся сохранить свои рабочие места, грозит опасность лишиться части заработной платы.

В Британии даже появилась специальная молитва об уволенных по сокращению штата. Она призвана утешить тех, кто потерял работу, и содержит, в частности, такие слова: «Услышь меня, когда я взываю Тебе в своем смятении, помоги мне ясно мыслить и утешь мою душу». Родилась и другая молитва - от лица тех, кто не потерял работу, но чьи коллеги или близкие были уволены: «Среди этой неопределенности помоги мне сохранить работу, трудиться по мере сил и успевать со всем справляться каждый день».

Стоит отметить, что представители высшего духовенства Церкви Англии в свете разразившегося кризиса осудили неумеренное накопление капитала: глава британских католиков кардинал Кормак Мерфи О‘Коннор вообще заявил, что в результате последних мировых экономических событий «капитализм умер». А архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс в интервью радиостанции ВВС-4 обрушился с резкой критикой на премьер-министра Гордона Брауна, сравнив стремление премьера к увеличению госрасходов с наркозависимостью. По словам Уильямса, люди не должны «тратить деньги, чтобы спасти экономику», - им следует заботиться о своих нуждах.

Что ж, опыт борьбы англичан с безработицей действительно имеет серьезную историю.

В ней, этой самой истории, было время, когда безработных наказывали, а не поддерживали. Ни древность, ни Средневековье не знали понятия «безработный», поскольку люди четко делились на тех, кто был обязан работать, и тех, кто мог себе позволить роскошь ничегонеделания. Римские плебеи, как известно, считали любой труд недостойным римского гражданина, а в средневековых обществах люди, лишившиеся средств к существованию, пополняли армию «божьих людей» - нищих и убогих, которые жили за счет подаяния. Нищим в католической Европе жилось сравнительно вольготно, поскольку раздача милостыни бедным считалась долгом всякого христианина. Однако в XVI веке грянула Реформация, протестанты же объявили нищенство чуть ли не грехом. А поскольку нищие, лишенные подаяния, представляли угрозу для общества, заботу о неимущих стало брать на себя государство.

Первые законы, регулирующие жизнь безработных, появились в XVI веке именно в Англии, причем уже в них проявилась основная дилемма, неизбежно встающая перед каждым законодателем, берущимся помогать лишившимся работы: как сделать так, чтобы безработные не умерли с голоду, но при этом не решили, что для того, чтобы не умереть с голоду, работать вовсе не обязательно?

За разрешение этой проблемы взялась английская королева Елизавета I. Страна просто кишела неимущими бродягами - в большинстве своем крестьянами, лишившимися наделов. В 1563 году был принят закон, согласно которому все нуждающиеся в Англии делились на три категории: «достойные бедняки», к которым относились инвалиды, вдовы и сироты; «достойные безработные», которые могли и хотели работать, но не могли трудоустроиться, и «недостойные бедняки», которые не работали из отвращения к труду. «Достойным беднякам» по закону полагалась «помощь под открытым небом»: им раздавали одежду, еду и деньги, а «недостойных» ждали разнообразные кары, включая бичевание и отрезание ушей. Что же касается «достойных безработных», то угодив между двумя категориями бедняков, они не получали ни пособий, ни кнутов. Зато в 1576 году Елизавета обязала каждый город в королевстве бесплатно снабжать «достойных безработных» сырьем, а потом скупать у них готовую продукцию, а в 1601 году к тому же дала право местным чиновникам собирать с владельцев недвижимости налог на содержание бедных. Так родилась первая в европейской истории система помощи безработным, которой с незначительными изменениями суждено было просуществовать более 200 лет. Тогда же появилось и слово «паупер» (pauper) - «получатель пособия». О размерах тех пособий можно судить по тому, что слово «паупер» вошло во все языки мира как синоним слова «нищий».

Великобритания долгие годы оставалась флагманом борьбы с безработицей, причем в душах англосаксонских законотворцев постоянно боролись два желания: накормить голодных и наказать тунеядцев. Первоначально оба эти желания друг другу вовсе не противоречили, поскольку работные дома, появившиеся в Англии в XVII веке, прекрасно справлялись с обеими задачами. В XVII веке ими обычно управляли муниципалитеты, а в XVIII веке - частные подрядчики, которые выплачивали городской казне фиксированную сумму, а потом стремились получить прибыль путем экономии на пайках и интенсификации труда постояльцев. Жизнь в подобных заведениях была несладкой, но голодная смерть их обитателям не грозила. Однако в 1782 году взяло верх стремление приучить безработных к труду, и трудоспособных выгнали из работных домов, обязав местные власти их трудоустроить.

В конце XVIII века Англия втянулась в длительный конфликт с революционной Францией: и поставки продовольствия на остров оказались затруднены, причем ситуацию усугубили неурожаи. Цены на продовольствие поползли вверх, что, естественно, ударило в первую очередь по неимущим. Надо было что-то предпринимать – и решение проблемы пришло из провинции.

6 мая 1795 года мировые судьи графства Беркшир собрались в таверне «Пеликан», находившейся в деревне Спинхемленд, чтобы выработать программу борьбы с бедностью. Почтенные юристы постановили, что «нынешнее состояние закона о бедных требует дополнительной щедрой помощи беднякам», и приняли новую систему пособий, которая была с энтузиазмом встречена во многих графствах страны. Спинхемлендская система подразумевала выплату пособий лицам и семьям, чей доход был ниже суммы, достаточной для покупки хлеба, необходимого для поддержания жизни всех членов семьи. Если рыночная стоимость хлеба возрастала, пособие тоже должно было вырасти. Спинхемлендская система не была напрямую направлена на поддержание безработных, поскольку работающие бедняки тоже становились получателями пособий. Зато эта система способствовала тому, что безработных год от года становилось все больше.

Во-первых, наниматели получили возможность резко сократить зарплаты, поскольку работники в любом случае могли прожить на пособие. Это вело к появлению скрытой безработицы, когда человек мог вполсилы подрабатывать на какой-нибудь ферме или в мастерской, а жить за счет муниципального бюджета. Во-вторых, поскольку размер пособия зависел от количества едоков, в семьях становилось все больше детей - будущих безработных. В-третьих, наиболее ленивые подданные английской короны получили возможность вообще не работать. Наконец, налоги, за счет которых выплачивались пособия, собирались с представителей имущих классов, которые как раз выступали в роли работодателей. Поскольку налоги росли вместе с числом получателей матпомощи, сокращались и инвестиции в производство, а значит, и рабочих мест становилось меньше.

В результате в первые десятилетия XIX века число безработных в Англии стало быстро расти.

Если в трудные годы наполеоновских войн спинхемлендская система спасла королевство от голодных бунтов, то в 1830 году она их и породила. Поскольку число получателей пособий постоянно росло, денег на всех перестало хватать, - суммы помощи стали урезаться. В 1815 году среднее пособие на человека составляло 12 шиллингов и 10 пенсов, в 1830-м - только 9 шиллингов и 9 пенсов. Зарплаты также постоянно уменьшались, причем в графствах, где существовала спинхемлендская система, они таяли особенно быстро. Осенью 1830 года в спинхемлендских графствах вспыхнули аграрные волнения, участники которых громили машины, нападали на чиновников, ответственных за раздачу пособий. Волнения были подавлены, а общественное мнение вновь совершило резкий поворот: помощь безработным стали рассматривать как заигрывание с антиобщественными элементами.

В 1834 году правительственный доклад заклеймил спинхемлендскую систему как «поощрение лености и пороков», и система была повсеместно отменена. В том же году парламент принял новый закон о бедных, который должен был поставить тунеядцев на место. Чтобы безработным жизнь не казалась медом, их снова заперли в работные дома, причем вне оных помощь вообще не оказывалась. Сами же работные дома из богаделен для стариков, сирот и инвалидов быстро превратились в нечто среднее между трудовой коммуной и тюрьмой.

Накануне первой мировой войны англичане, изменив своим традициям, начали помогать безработным, точнее, стали учить безработных помогать друг другу. В 1906 году к власти в стране пришла Либеральная партия, одним из лозунгов которой было создание национальной системы страхования от безработицы. Суть идеи заключалась в том, чтобы обеспечить деньгами рабочих из отраслей, где большие заказы чередуются с временными простоями, то есть из таких, как судостроение, строительство и т. п. Предполагалось создать страховой фонд, в который рабочие вносили бы часть своей зарплаты, дабы в случае увольнения иметь возможность в течение некоторого времени получать страховку. Идея казалась вполне логичной, но традиционное отношение к безработным как к потенциальным бандитам оставалось живучим. В парламенте и правительстве разгорелись споры о том, что делать с рабочим, если он взносы платил, но уволен был за дурное поведение или потерял трудоспособность по собственной неосторожности. Многие влиятельные члены Либеральной партии считали, что в таких случаях страховку платить не следует, но им пришлось столкнуться с упрямством тогдашнего министра труда Уинстона Черчилля, который считал, что «если человек платил взносы, он должен получить деньги». Черчилль оказался одним из первых публичных политиков, кто отверг старые представления о том, что помогать следует достойным, а недостойных следует наказывать, заявив, что «не любит смешивать мораль с математикой». Так когда-то отвергнутые принципы спинхемлендской системы вновь стали овладевать умами, причем одним из поборников нового подхода оказался один из самых ярых противников любых социалистических идей.

В 1911 году был принят компромиссный вариант: на страховку мог рассчитывать любой уволенный, если он платил страховые взносы не менее 26 недель и если он не был уволен за нарушение трудовой дисциплины. Продолжительность выплат зависела от времени, в течение которого рабочий платил взносы: если, например, он вносил деньги в течение 50 недель, то в случае увольнения мог 10 недель жить на страховку.

Британский эксперимент вызвал большой интерес в других странах, но массовому внедрению страховки от безработицы помешала первая мировая война. Когда же в 1918 году в Европу пришел мир, оказалось, что вернуться к старому уже невозможно. Даже в победившей Англии система страхования от безработицы стала давать сбои, причем правительство только усугубило ситуацию. В 1920 году система страхования была расширена для самых разных категорий трудящихся, включая слуг, клерков, продавцов в лавках и т. п., но при существовавшем к тому времени уровне безработицы выплачивать страховки всем, кто платил взносы, оказалось просто невозможно. Безработным стали отказывать в страховых выплатах под любым предлогом, а суммы выплат стали сокращаться. Люди выживали как могли.

Настоящая революция в деле помощи безработным началась только после второй мировой войны. Уже в 1946 году в США был принят Акт о всеобщей занятости, после чего почти все трудоспособное население страны оказалось защищенным страховкой от безработицы. Аналогичный акт в 1948 году приняли англичане, которые к тому же, наконец, отменили работные дома. По мере того как Европа залечивала послевоенные раны, системы страхования стали создаваться и в других странах, а в 60-е годы на Западе уже заговорили о «государстве всеобщего благоденствия». И спор о том, как поступать с безработными, продолжается до сих пор. Одни по-прежнему считают, что чем тяжелее будет участь безработного, тем скорее он найдет в себе силы начать жизнь сначала, а другие - что человек имеет право на достойную жизнь, даже если работодатель не продлевает с ним контракт.

Ну, а пока что…

Пока что правительство Великобритании решило выделить 500 миллионов фунтов стерлингов на поддержку рынка труда страны. По словам премьер-министра Гордона Брауна, эти деньги пойдут на поощрение работодателей, которые согласятся принимать на работу людей, находившихся без работы как минимум полгода.

Размер выплат составит 2500 фунтов за каждого принятого на работу человека. Кроме того, власти будут отдельно платить фирмам, «нанимающим больше сотрудников, чем это необходимо». Другими мерами по борьбе с безработицей станет создание новых рабочих мест путем развития экологически чистых технологий, финансовые вливания в транспортную систему и предоставление кредитов автопроизводителям с целью избежать их банкротства. В интервью изданию Observer Гордон Браун уточнил, что правительство планирует создать около 100 тысяч новых рабочих мест благодаря финансированию ремонтов школ, прокладки новых железнодорожных линий, обустройства больниц и развитию высокоскоростных систем связи.

Гордон Браун уверен, что британское государство должно гарантировать работу или переподготовку его гражданам в течение шести месяцев после потери работы. Это, по его мнению, к тому же будет способствовать повышению доверия потребителей, которые на фоне глобального экономического спада стали экономить и снижать собственные расходы, что ведет к спаду продаж и промышленности страны. План премьера предусматривает беспрецедентную господдержку: например, тем домовладельцам, которые лишились своих рабочих мест, предлагается отсрочка по выплатам ипотечных платежей сроком до двух лет.

Впрочем, чиновники опасаются, что подобные гарантии могут привести к трудоустройству на заведомо неперспективные должности и обучению на невостребованные специальности, что сделает уровень безработицы в Великобритании искусственно низким. Кроме того, высококвалифицированных специалистов, потерявших работу, но не нуждающихся в переподготовке, трудно будет трудоустроить…