9 декабря на портале «Хранитель» был опубликован материал Юрия Чиркова «Тень великого кризиса», в котором автор напомнил читателям о тяжелейшей ситуации, сложившейся в экономике США и некоторых других стран в конце 20-х – начале 30-х годов XX века. Действительно, ситуация тех лет во многом схожа с настоящей. Из Великой депрессии Америку вывел президент Франклин Рузвельт, выдвинувший ставшую впоследствии знаменитой экономическую программу – «Новый курс». Что это были за меры? Насколько они применимы сегодня ко всей мировой экономике, и в частности к экономике российской?

Начало мировому кризису, как известно, было положено в США 25 октября 1929 года: началась паника на Нью-йоркской фондовой бирже в связи с катастрофическим падением курса акций, цена которых была завышена биржевыми спекулянтами. Паника на бирже стала отправным пунктом всеобщего эко­номического упадка, причиной которого являлось несоответствие между крупномасштабным расширением производства и поку­пательной способностью населения. Избыточный товарный запас, не находящий сбыта в силу ограниченной емкости рынка, делал невозможным, бессмысленным дальнейшее инвестирова­ние производства. Это вело к сокращению про­изводства, разорению предпринимателей, резкому снижению занятости и сужало возможности реализации про­изведенных товаров.

Экономический кризис, или «Великая депрессия», поразил все отрасли народного хозяйства. Так, за четыре года про­мышленное производство страны со­кратилось в целом на 46,2%. Наиболее сильно пострадало автомобилестроение, чу­гунолитейное и сталелитейное производство, значительно сократилась добыча угля и нефти.

Резкое сокращение производства в базовых отраслях оказало негативное воздействие на остальные отрасли экономики. Всего за годы кризиса в США обанкротились 135 тысяч про­мышленных, торговых и финансовых предприятий. Сильно пострадал и сельскохозяйственный сектор, где в ре­зультате резкого падения закупочных цен на продовольствен­ные товары (в среднем на 58%), при фиксированных издержках в виде арендной платы, налогов и т. д. происходило постоян­ное сокращение производства, что повлекло за собой разорение около 1 миллиона фермеров.

Одним из наиболее тяжелых проявлений кризиса перепро­изводства стала небывалая для США безработица. В начале весны 1933 года в стране насчитывалось около 17 миллионов безработ­ных, что составляло приблизительно одну треть трудоспособного населения. Одновременно произошло серьезное падение уровня заработной платы (почти вдвое), что вместе с безработицей еще больше сузило емкость внутреннего рынка, и следовательно, усугубило кризисные явления. В ре­зультате резко активизировались социальные протесты общества, носившие формы забастовок, голодных маршей, пикетов, демонстраций и т. п., что создавало определенную угрозу для политической сис­темы в целом.

Впрочем, довольно о том, в чем жесточайшим образом проявилось событие, названное историками Великой депрессией: это достаточно хорошо известно. Важнее, что предприняли власти США, – здесь содержится для нас кладовая историко-экономических уроков. С вопросами мы обратились к эксперту Высшей школы экономики Сергею Вериго.

- Сергей Александрович, правительст­во США предпринимало шаги к преодолению кризиса и пыталось смягчить его последствия. Но в основе первоначальных антикризисных мер ведь все же лежала иллюзорная вера в неограниченные возможности либеральной хозяйственной модели, в способность произвольного саморегулирования рынка?

- Именно так. Поэтому первоначально правительством не использовались уже апробированные временем рецепты борьбы с кризисом, такие как, например, усиление политики торгового протекционизма. С конца же 1931 года правительство перешло к ряду более активных, прямых действий по спасению и поддержанию на плаву крупных банков, промышленных, торговых фирм, транспортных компаний и крупных фермерских хозяйств путем государственного кредитования. Стали предприниматься и по­пытки государственного регулирования процесса ценообразования. Все это свидетельствовало о некотором пересмотре взглядов правительства на природу кризисных явлений и главное — на место и роль государства в системе хозяйственных отношений.

Однако и эти меры оказались малоэффективными, о чем свидетельствовало дальнейшее углубление кризиса, а вместе с ним и нарастание общественного недо­вольства.

На фоне этих событий в 1933 году к власти в США пришел новый президент, Франклин Рузвельт, предложивший свою программу выхода из кризиса, получившую название «Новый курс».

Рузвельт во многом действовал эмпирически, на основании требований реальной жизни, практики, а не каких либо догм и в своей деятельности опирался на так называемый «мозговой трест», состоявший из представителей виднейших ученых и практиков того времени и оформившийся в 1932 году во время его избирательной компании. Использование лучших умов нации было его ноу-хау.

Помимо биржевого и финансового кризиса, существовала проблема дефляции и кризиса перепроизводства, что объяснялось отсутствием спроса из-за политики монополий, тотально доминировавших на рынке - цены на большинство товаров были максимально высоки, в то же время зарплата была очень низка. Биржевой крах еще больше уменьшил платежеспособный спрос и в результате стала прогрессировать дефляция. На идеологическом уровне необходимые меры заключались в следующем - следовало осуществить перераспределение дохода путем роста бюджетных затрат, стимулирование платежеспособного спроса населения. И если президент Гувер стоял за сохранение индивидуализма, то Рузвельт настаивал на изменении распределительного механизма, призывая к обращению взглядов власти на «забытого американца у подножья экономической пирамиды». Хороший, очень современный призыв, право слово! Нашим властям, разумеется, надо вспомнить о россиянах.

Основной посыл реформ «Нового курса» сводился к социализации капитализма, усилению роли государства, повышению государственных расходов, применению антимонопольных мер - по тем временам это были очень революционные идеи о социальной ответственности государства.

- Говорят, Рузвельт очень много сделал уже в первые 100 дней своего правления.

- Поставив в центр правительственной политики задачу поддержания предпринимательской активности, Рузвельт, превратившийся в подлинного лидера нации, сразу предложил целый комплекс мер активного влияния на экономику, основными среди которых являлись следующие:

Ø    оказание поддержки финансово‑банковской системе и промышленным и торговым предприятиям при помощи крупных займов и субсидий;

Ø    стимулирование частных инвестиций при помощи налоговых льгот;

Ø    стабилизация падающих цен путем девальвации доллара и допущения усиления инфляционных тенденций;

Ø    принудительное картелирование промышленных предприятий;

Ø    государственное регулирование уровня промышленного производства;

Ø    введение отраслевых «кодексов честной конкуренции», определявших единую политику цен, фиксировавших размеры производства, распределявших рынки сбыта, рекомендующий уровень заработной платы.

Да, масштабы и насыщенность мер, предпринятых Рузвельтом уже в первые 100 дней его президентства действительно примечательны. За период с марта по июнь 1933 года он направил конгрессу 15 посланий и ввел в действие 15 законов, которые стали базой дальнейшего развертывания процесса преодоления кризиса и оздоровления экономики США.

Как конкретно решались проблемы? Скажем, сельского хозяйства?

- Знаменитый стодневный законодательный марафон начался 16 марта 1933 года, когда был одобрен закон о Реконструкции сельского хозяйства (ААА). Это был очень специфичный закон, обеспечивающий выплату фермерам компенсаций за незасев своей земли. Средства для выплат собирались в виде налога на тех, кто обрабатывал сельскохозяйственную продукцию. Для преодоления аграрного кризиса закон предусматривал меры повышения цен на сельскохозяйственную продукцию до уровня 1909 – 1914 годов. В их числе:

Ø    Сокращение посевных площадей и поголовья скота. За каждый незасеянный гектар фермеры получали компенсации и премию, средства, которые мобилизовались за счет налога на компании, налога на муку и налога на хлопчатобумажную пряжу. К моменту введения такой меры существовавшие цены на зерно делали более выгодным его использование в качестве топлива, и в некоторых штатах зерно и кукурузу сжигали вместо дров и угля.

Ø    Чрезвычайные меры по финансированию государством фермерской задолженности, которая к началу 1933 году достигла 12 миллиардов долларов, в результате чего продажа разорившихся ферм с аукционов прекратилась.

Проведение этого закона в жизнь привело к тому, что запахали 10 миллионов акров засеянных хлопком площадей. За один год действия ААА было забито 23 миллионов голов рогатого скота и 6,4 миллиона голов свиней. Часть мяса, молока, пшеницы и других продуктов питания превращались в удобрения, часть шла на прокормление голодавших (таким образом решалась проблема голода). Американские фермеры радовались, если наблюдались неурожаи (в 1934 году в США жесточайшая засуха и песчаные бури существенно сократили урожай).

Таким образом, правительству Рузвельта удалось поддержать цены и улучшить положение в аграрном секторе, вследствие чего доходы фермеров к 1936 году выросли на 50%. Благодаря займам многие фермерские хозяйства справились с кризисом. Однако 10% всех ферм (600 тысяч) разорились и были проданы с молотка. Это оставило на экономической арене наиболее конкурентоспособных. Меры, предусмотренные законом о регулировании сельского хозяйства, прежде всего, затрагивали мелкие фермерские хозяйства, так как крупные фермеры могли сокращать посевы за счет малоплодородных земель, компенсируя потери улучшением обработки хороших земель, покупкой сельскохозяйственных машин и удобрений, а также добиваясь повышения производительности труда. Льготными кредитами могли также пользоваться конкурентоспособные фермы, не обремененные долгами. Крупные сельскохозяйственные монополии и фермы имели большую прибыль от повышения цен. Благодаря этому процесс компенсации земельной собственности усилился.

- А что делалось в промышленности и налоговой сфере?

- В середине июня 1933 года Рузвельт подписал принятый конгрессом Закон о восстановлении национальной промышленности, или NIRA (National Industrial Recovery Act). В соответствии с ним Администрации общественных работ поручалось истратить по профилю своей деятельности 3,3 миллиарда долларов.

Инициаторами разработки NIRA выступили отраслевые организации бизнесменов, в которых доминировали представители, прежде всего, крупных компаний. Их целью было ограничение конкуренции со стороны малого и среднего бизнеса, а также закрытие «своих» рынков от чужаков. Высокие тарифы защищали их от иностранных конкурентов, и идея состояла в том, чтобы изобрести нечто подобное для защиты от своих собственных. Предлагая этот закон, они стремились обеспечить себе административное установление цен и условий ведения бизнеса (число рабочих мест, часов работы, производственных площадей и т.п.) на таких уровнях, которые могли быть под силу только крупным компаниям. Идеологи Нового курса с восторгом восприняли эту идею. Она отвечала их идеологической установке – привнесению в стихию рынка «планово-инженерного начала». Новый закон предоставлял широчайшие возможности не только статистам, но и массе администраторов.

Механизмом для достижения целей NIRA в этой части были выбраны так называемые отраслевые кодексы. Все компании не сельскохозяйственного и нефинансового сектора разбили на крупные группы («отрасли»), которые, в свою очередь делились на подотрасли. Для каждой подотрасли административно устанавливались все параметры деловой активности – объемы производства, уровень рентабельности, минимально допустимые цены. При этом рузвельтовские эксперты вдохновлялись образцами планирования в СССР. К разработке NIRA были привлечены профсоюзы, вписавшие в отраслевые кодексы максимальную продолжительность рабочей недели, рабочего дня и минимальные ставки заработной платы. Всего было подписано около 500 таких кодексов – по числу охваченных подотраслей, накрывавших практически весь частный бизнес Америки.

Для проведения закона в жизнь и контроля над его исполнением был создан новый государственный специализированный орган с широкими полномочиями – Администрация национального восстановления, NRA (National Recovery Administration) Фактически NRA соединяла в своей деятельности законодательную (в части принятия кодексов), судебную (законом о NRA вынесение решений по фактам нарушений и отступлений от условий кодексов было изъято из ведения обычных судов) и исполнительную власть. Полномочия NRA в этой последней части простирались от вынесения предупреждений до блокирования банковских счетов, приостановки деятельности и принудительной внесудебной ликвидации компаний. Существенная часть государственного финансирования направлялась на содержание аппарата NRA на местах, поскольку органы этого необычайного учреждения создавались не только в каждом штате, но и на местном уровне. Для успеха дела законодатели решили избежать правовой коллизии и в том же законе приостановили многие статьи антитрестовского законодательства, запрещавшего компаниям ограничивать конкуренцию, согласуя цены и уровни производства.

Для реализации принятых кодексов NRA завела собственную военизированную службу. Бизнес, особенно малый, подвергся настоящему террору. Сотрудники NRA проводили ночные рейды, взламывая двери цехов и мастерских, – они проверяли, не ведутся ли ночные работы, запрещенные кодексами. Обыски и изъятие бухгалтерии стали обычным явлением.

Подобная деятельность эмиссаров NRA парализовала бизнес. Начавшееся было оживление прекратилось. Промышленное производство с июля по декабрь 1933 года упало на 25%, рост продаж в магазинах прекратился (снижение на 1%), вновь стала расти безработица. Сенаторы от демократической партии, реагируя на протесты своих избирателей, подняли вопрос о расследовании деятельности NRA. Руководство NRA добилось, чтобы членов комиссии утверждал президент, а кандидатура руководителя согласовывалась с NRA. Сенаторы согласились, в мае 1934 года вышел отчет комиссии и начались слушания. Итог был сокрушительным – комиссия, назначенная президентом, обнаружила огромное количество злоупотреблений, а отчет был составлен в необычайно резких выражениях. 27 мая 1935 года Верховный суд США единогласно признал NRA неконституционной. В решении говорилось, что Конгресс под давлением президента, передав ему и NRA полномочия принимать законы, нарушил конституцию.

Это решение вызвало всеобщий вздох облегчения. Началось второе оживление, рост производства возобновился, безработица начала снижаться. Пик объема промышленного производства, достигнутый в июле 1933 года, был превзойден осенью 1935-го.

Одной из первых новаций Рузвельта в налоговой сфере было введение налога на дивиденды. Эта мера обосновывалась тем, что предприниматели, получая дивиденды, обкрадывают общество – вместо того, чтобы инвестировать в производство, они выписывают себе незаслуженное вознаграждение.

Администрация Рузвельта на этом не остановилась – в 1936 году президент внес в Конгресс билль о налоге на нераспределенную прибыль. По мысли советников и экспертов администрации, предприниматели стали уклоняться от вышеупомянутого налога на дивиденды, отказываясь начислять и получать их. Были введены и другие новые налоги – налог на наследование, федеральные акцизы на бензин и др. Кроме того, налоговое ведомство перешло к удержанию подоходного налога по месту выплаты заработной платы, фактически превратив предпринимателей в налоговых агентов государства. Рузвельт продолжил и «традиционную» линию Гувера - предельная ставка подоходного налога в течение 1930-х годов была повышена с 63 до 77%.

Все эти меры стали холодным душем для начавшего оживать бизнеса. Безработица, снижавшаяся с 1935 года, опять возобновила свой рост, достигнув к 1938 году 11 миллионов человек.

- Одной из знаменитых рузвельтовских мер стала конфискация золота у населения. Как это происходило?

- Важной мерой «Нового курса» стал закон о золотом резерве, принятый 30 января 1934 года, который предоставил президенту США полномочия по переоценке доллара в пределах 50-60% золотого содержания, установленного законом 1900 года и подтвержденного законом 1911 года. Рузвельт воспользовался этим правом, подписав указ, которым золотое содержание доллара было уменьшено. Это означало установление официальной цены золота на 59% выше паритета, зафиксированного законом о золотом стандарте 1900 года. В результате переоценки золотых запасов была получена «золотая прибыль» – долларовый эквивалент золотых запасов увеличился примерно на 2,806 млрд долларов США.

Эти средства образовали специальный «валютный стабилизационный фонд», созданный тем же законом от 30 января 1934 года. Фонд находился под исключительным контролем министра финансов США, который был наделен полномочиями использовать средства фонда для проведения любых операций, которые он сочтет необходимыми для стабилизации валютного курса доллара.

В соответствии с законом о золотом резерве была прекращена чеканка золотых монет. Граждан обязали продать все золотые монеты министерству финансов по указанной цене, после чего все эти монеты переплавили: они стали храниться в Минфине в виде слитков. Право владения запасами монетарного золота страны, включая золото на сумму 3,5 миллиардов долларов, хранившееся в федеральных резервных банках, было передано министерству финансов США.

Таким образом, была закрыта важнейшая глава истории банковского бизнеса не только США, но и всего мира. Она началась, когда частные лица, желая сохранить свои деньги, сдали их на хранение частным банкирам, получив взамен расписки и открыв счета для безналичных платежей. Затем последовал длительный период, наполненный не столько конкурентной борьбой за лучшее обслуживание потребителей банковских услуг, сколько поисками возможностей по получению от государства монопольных прав в области банковского дела в обмен на разнообразные услуги. Этот период завершился формированием двухуровневой системы, состоящей из центрального банка и банков с частичным резервированием, осуществлявших кредитную экспансию. Деньги вкладчиков, хранившиеся в банках, послужили основанием перевернутой пирамиды – банки эмитировали банкноты, учитывали векселя и открывали счета, отправляя в обращение необеспеченные платежные средства. Наличие центрального банка позволило затягивать период бума, поскольку устанавливаемая им учетная ставка использовалась при принятии решений как сигнал для инвесторов. Однако кризис выявил тот факт, что население считало «настоящими» деньгами только золото. Данное свойство банковской системы было признано пороком капитализма в его стихийной ипостаси.

В США институт центрального банка был создан позже, чем в других странах, и в откровенной форме картеля с государственным участием. От классических картелей, представляющих собой форму добровольного сотрудничества, он отличался наличием силовых полномочий по отношению к участникам и отсутствием свободы выхода. Этот картель смог организовать самое длительное искусственное расширение кредита, вызвавшее в 1920-х годах необычайно длинный период экономического подъема. 

- Каковы итоги политики «Нового курса»?

Антикризисные финансово-экономические и социальные меры «Нового курса», стабилизировавшие в известной мере экономику, имели ограниченный эффект, о чем свидетельствовал новый кризис, наступивший в США в 1937 году. Вместе с тем политика «Нового курса», направленная на преодоление глубочайшего в истории капитализма экономического кризиса, привела к оформлению как экономических, так и социально-политических основ государственно-монополистического капитализма в США в его буржуазно-реформистском варианте.

С этого времени совершенствование методов государственного регулирования капиталистической экономики и социальных отношений, в частности проведение активной политики в области бюджета и кредита, направленной на обеспечение устойчивого уровня спроса, производства и занятости, становится ведущим направлением эволюции американского капитализма.

В целом, можно констатировать, что «Новый курс» Рузвельта принес желанные результаты. Уверенность, оптимизм, напористость, с которыми действовал президент, рождали надежды. Началось экономическое оживление. Колоссальный перелом произошел и в общественном сознании, в понимании той роли, которую должно играть государство в экономической жизни страны. Прежде функции государства сводились в основном к тому, чтобы содержать армию и полицию, то есть оно обеспечивало внешнюю и внутреннюю безопасность, а также осуществляло административное управление. Теперь же от государства стали ожидать социальных гарантий, обеспечивающих прожиточный минимум всем, кто оказался вне благ рыночной экономики, — безработным, бедным, больным, пенсионерам, детям.

«Новый курс» положил начало коренному преобразованию американской экономики. Конечно, основой основ оставалось частное предпринимательство, а главной движущей силой — рыночная конкуренция, заставляющая бороться за потребителя, снижать издержки, создавать новую продукцию, двигать технический прогресс. Государство не стало заниматься непосредственно производством. Оно взяло на себя общее регулирование экономической конъюнктуры, стимулирование экономического роста и смягчение социальных последствий того общественного неравенства, которое рождает или обостряет рыночная экономика. В итоге появился новый экономический механизм, так называемая смешанная экономика, в котором взаимодействуют и рыночная конкуренция, и планирование в рамках крупных корпораций, и централизованное регулирование.

Важнейшую роль в централизованном регулировании экономики, наряду с бюджетом, стал играть Центральный банк, или Федеральная резервная система США, в которую входят двенадцать региональных банков. Всю ее деятельность определяет Совет управляющих, подчиненный только Конгрессу. Широкое распространение получили кредитные инструменты финансовой помощи государства — представление государственного кредита (в том числе льготного), а также гарантирование государством частного кредита, разнообразные формы кредитования мелких и средних предприятий.

Однако бюджетное регулирование таит в себе и большие опасности. Слишком быстрый рост расходов, появление устойчивых бюджетных дефицитов способствуют развитию инфляции. А при слишком высоких ставках индивидуального подоходного налога общество вырабатывает «защитные механизмы» — появляются разные способы уклонения от налогов, теневая экономика, возникает система всевозможных льгот и исключений из правил, создаваемая самим государством, что поощряет лоббизм и коррупцию.

И, тем не менее, это не умаляет значения проведенных в свое время Рузвельтом и его продолжателями реформ. В смешанной экономике была найдена та золотая середина, на которой надо было остановиться.

- Сергей Александрович, а какие выводы то, что проводилось в рамках политики «Нового курса», позволяет сделать для России?

- Конкретизация мер требует отдельного разговора, но вот что главное.

Сегодня мы имеем немало общего с ситуацией, характерной для времен Великой депрессии: это - неиспользуемые производственные мощности, значительный спад производства со времен СССР; существенная явная и скрытая безработица - когда многие граждане получают крайне низкую заработную плату менее 100 долларов в месяц; избыточная монополизация рынка; низкий платежный спрос значительной части населения; низкий уровень социальной поддержки; отсталость ряда регионов; тяжелое положение в сельском хозяйстве.

В наследии «Нового курса» Рузвельта, прежде всего, стоит тщательно изучить, как на коротком историческом отрезке изменялась роль американского государства: нам сегодня оно необходимо как активно-преобразующая, направленная на развитие экономики, освоение громадных территорий сила, итогом деятельности которой было бы конкретное улучшение жизни граждан. Такая стратегия требует увеличения государственных расходов, бюджета развития, более эффективного использования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, создания механизмов эффективного использования государственных расходов. Несмотря на то, что российская экономика получила статус рыночной, капитализм как таковой у нас пока не сформировался - нет развитого класса национальных производителей, нет массового «среднего класса», а что касается глубинки, то в самой ее запущенной части нет даже экономики как таковой. Наши наиболее успешные предприятия работают на экспорт. В США же крупную буржуазию сориентировали на внутренний рынок.

Наш народ, имея историческую память о последствиях революционных потрясений, пока не способен предъявить какие-либо серьезные требования к государству. Этому же способствует отсутствие конструктивной оппозиции с ясными идеями развития страны. Таким образом, низы имеют кажущееся бесконечным терпение и пока еще способны жить в создавшейся ситуации: изменения же сверху идут умеренными темпами.

Но ведь все, как говорится, до поры до времени. Наша национальная элита должна понять реальные масштабы экономических и социальных проблем страны, обратить внимание на нужды обычного, «забытого» русского человека, в том числе из глубинки. Руководство страны обязано предложить экономическую и политическую идеологию, адекватную имеющимся внутренним и внешним вызовам. Только при этом условии может произойти переориентация всей экономической политики России в необходимом русле.