Мы должны сделать все, чтобы человек, которому народ доверил управлять Россией, смог делать это легко.

На совещании, посвященном развитию малого и среднего бизнеса Дмитрий Анатольевич Медведев «дал сигнал» правоохранительным органам и органам власти перестать «кошмарить» бизнес.

Ранее, задолго до этого, будучи еще первым вице-премьером, Д. А. Медведев при посещении Мурманска резко раскритиковал многочисленные проверки местного чиновничества российских промысловых рыболовецких судов, что вынуждало их разгружаться в портах иностранных государств. Д.А. Медведев поставил задачу упростить процедуру разгрузки рыбопродуктов в российских портах. Что произошло за это время по этой проблеме? Стало ли комфортно нашим рыбакам работать на нашей земле, вернее, в море? Или, как это часто бывает, проблему «замотали» при снятии пристального внимания из центра?

В силу описанных проблем, в российском государстве необходимо создать механизм мониторинга, позволяющего отслеживать все этапы реализации политических решений от момента их высказывания (попадания в публичное пространство) до процесса осуществления их в жизнь.

Мониторинг позволил бы вовремя сигнализировать о тех препонах, которые возникают при их реализации. Если получится осуществить первый лабораторный мониторинг любого из политических решений (идей), на этом примере можно сформировать предложения по реформированию тех подразделений и структур, в которых возникают наибольшее количество проблем (препонов) в сфере реализации политических решений.

Полагаю, что этот лабораторный опыт встряхнет чиновничество. Никто из них не будет знать, реализация какого именно политического решения (идеи) отслеживается с привлечением лучших умов России и сотрудников соответствующих органов. Такого рода выборочное сопровождение политического решения мониторингом будет держать чиновничество в страхе и неуверенности: не сопровождаются ли и другие политические решения таким же мониторингом. Эта система могла бы действовать по принципу «одной действующей видеокамеры и десяти фальшивых». Тогда водитель (чиновник) не сможет узнать, на каком из перекрестков расположена настоящая камера, и ему придется не нарушать правила и на всех остальных.

Какую из проблем взять под усиленную разработку, подразумевающую отслеживание не только цепочки принятых решений по данному вопросу, но и эффективность и соответствие  их генеральной линии Президента, решает Президент.

По сути, было бы целесообразно ввести институт уполномоченных лично Президентом лиц, отвечающих за эффективность реализации тех или иных политических решений. Это люди, которые были бы освобождены от рутины, люди, имеющие неограниченный доступ в министерства и ведомства, администрации. В их работу входили бы следующие задачи: анализ ситуации, координация министерств и ведомств, региональных администраций, подготовка кадровых решений в связи с обнаруженными препонами в деле реализации политического решения, подготовка предложений для Президента по оптимизации и повышению эффективности в сфере реализации конкретного политического решения, которое каждый из уполномоченных лиц сопровождает. Эти люди должны обладать навыками управленческой работы, умением анализировать ситуацию, навыками работы со СМИ по сопровождению политических решений, умением работать с общественными организациями.

В их задачу входила бы как скрытая деятельность по сбору адекватной информации через СМИ и спецслужбы, так и открытая деятельность по координации работы на местах по порученному им сопровождению политического решения.

Безусловно, их деятельность должна делать акцент не на карательной составляющей, а на оказание всесторонней помощи и принуждению к выполнению принятого стратегического решения.

Известно, что современное российское чиновничество хорошо научилось скрывать все концы при приезде высокопоставленных чиновников и подготавливать «оптимистические» отчеты о своей деятельности. Поэтому одной из важнейших задач уполномоченных Президентом лиц, будет самостоятельный сбор адекватной информации о происходящем процессе, в т.ч., пополненную из бесед с местными жителями, представителями общественных организаций, рядовыми сотрудниками. Одна из важных задач будет состоять в том, чтобы с помощью информации спецслужб выявить мотивацию конкретных местных чиновников при выявлении саботажа политического решения.

Уполномоченные за реализацию политического решения несли бы личную ответственность перед Президентом и выполняли бы распоряжения исключительно Президента. Их появление на местах должно рассматриваться чиновниками разного уровня и подчинения, как появление уполномоченного Президентом лица. 

Фото пресс-службы Президента России