Тема инноваций − главная. Это абсолютно разумно: мы действительно с ними связываем надежды на принципиальное изменение траектории движения России в сторону от экстенсивного роста в пользу интенсивного. Но вопрос в том, за счет чего и каким образом мы обеспечим передачу технологий и многих элементов, необходимых для того, чтобы инновационный путь реализовался. Здесь мы видим огромное количество проблем.

В докладе, который подготовила «Деловая Россия» на сегодняшний конгресс, предусмотрено много мер, которые обеспечивают переход к экономике стимулов. Эти меры позволяют преодолевать четыре важнейших барьера, которые сейчас имеются: дефицит кадров − профессиональных, нужных нам кадров, инфраструктурные барьеры, барьеры, связанные с деятельностью различных администраций, государственных органов, налоговых служб.

Вот у нас футбольная тема сейчас очень популярна. Что произошло? Два иностранных менеджера − господа Хиддинг и Адвокаат − обеспечили блестящую реализацию поставленных задач в конкретной области − в первенстве Европы и Кубке УЕФА. Да, был определенный риск, когда этих специалистов приглашали на работу, были определенные противники, которые говорили, что нет, надо опираться на собственные кадры и т.д.

К сожалению, российской экономике, которая развивалась традиционным образом, ориентируясь прежде всего на сырье, для того чтобы перейти на инновации, нужны кадры, которые знают, как это делать, как управлять инновациями от старт-апа до массового производства. Поэтому нам необходимы и менеджеры, и технологи, и инженеры, и высококлассные рабочие, которые будут реализовывать эту линию. Но для этого придется менять иммиграционное законодательство, которое у нас абсолютно не соответствует этим целям. Оно не дифференцировано по группам специалистов, оно не дифференцировано по отраслям и носит слишком общий характер.

Об инфраструктурных барьерах. Все мы, бизнесмены, по крайней мере большая часть из нас, страдаем от того, что у нас огромные выплаты за подключение к электросетям, газовым магистралям, проблемы с дорогами. Пятьдесят тысяч населенных пунктов Российской Федерации не имеют постоянных дорог, то есть дорог с твердым покрытием. И это означает, что огромное количество населения Российской Федерации фактически обречено на натурализацию хозяйства, в конечном счете на вымирание или, по крайней мере, перемещение в крупные города. Эту проблему надо решать, но ее надо рассматривать как бизнес-проект, как инвестиционный проект.

Кроме отдельных случаев, инфраструктура − это инвестиции. Инвестиционные проекты − окупаемые. Да, просто срок окупаемости гораздо дольше, чем это принято в обычном бизнесе. Чаше всего не нужны здесь государственные средства, но очень были бы полезны государственные гарантии. И тогда бизнес будет рассматривать эти проекты как свои. И если необходимы модернизация производства или строительство нового предприятия, а это отдельный инвестиционный проект, то рядом с ним будет возникать менее выгодный, может быть, более долгосрочный, но не приносящий убытков инфраструктурный проект, которым надо заниматься.

Разговоры об административных барьерах стали общим местом такого рода форумов и «круглых столов». Пять лет назад активно работала комиссия Правительства РФ по административной реформе. Она подготовила предложения по изменению около трехсот законодательных актов, которыми регламентируются различные функции государственных органов, признанные избыточными.

Как вы думаете, сколько процентов этого массива удалось реализовать на практике? Меньше десяти процентов! Бюрократия − главный враг инноваций. Что такое инновация? Это прорыв в новое, использование нового. Бюрократия − символ косности, символ традиционности, они вечные враги. Если не будет четкой политической линии, ограничивающей присутствие бюрократии в экономике, ни о каком инновационном пути развития речь идти не может. Ведь когда вы попытаетесь вашу инновацию, которую много лет лелеяли (от старт-апа до мелкосерийного производства, а может быть, до опытных партий), внедрять, то столкнетесь с бюрократическими проволочками согласований, разрешений, сертификаций и многого другого. А если срок жизни соответствующей продукции короток (как, например, трубка мобильного телефона, которая шесть месяцев живет), то за период «согласований» не можете решить ничего.

Поэтому мы в части преодоления административных барьеров предлагаем: во-первых, вернуться к коррекции содержания упомянутых трехсот законопроектов, наладить обратную связь бизнеса с правительством, чтобы оно знало, какие функции нужны и как они реально на практике реализуются. Для этого мы предлагаем создать экономический совет при Правительстве РФ, преобразовав Совет по конкурентоспособности и предпринимательству. На эту часть работы бизнеса и государства именно как партнерство должны обращать особое внимание.

А кроме того, предлагаем сделать единый реестр административных проверок, чтобы прокуратура, как держатель этого реестра, могла четко выделить для каждого субъекта Российской Федерации, какие предприятия являются «любимчиками» губернаторов и различных проверяющих органов, а кто ходит в роли Золушки. И тогда, по крайней мере, станут понятны пристрастия проверяющих инстанций.

Мы хотим ввести презумпцию согласия, в соответствии с которой, если вы обратились в государственный орган и не получили в срок соответствующий ответ на свое ходатайство, он считается одобренным. А если кому-то во властных структурах что-то не нравится − пожалуйста, в суд. Мы хотим ввести правило, в соответствии с которым любой отчетный или уставный документ предприятия, будучи хотя бы один раз переданным в какой-либо государственный орган, считается переданным государству, и тем самым его больше никогда не надо передавать в какие-либо иные органы. Это нас, по крайней мере, освободит от безумного количества копий, которые вечно делаются всеми бизнес-организациями. Это безумное количество макулатуры между тем лежит в течение года-другого в контролирующей инстанции, а потом сдается в утиль. Но при каждом удобном случае вновь запрашивается. Такого рода практика должна быть полностью искоренена.

Должен быть единый реестр соответствующих документов. Если сгорело или пропало какое-то дело, что-то случилось с государственным органом, тогда в судебном порядке восстанавливайте, если хотите, запрашивайте у нас эти документы. Такого рода механика является предметом партнерства государства и бизнеса. Когда мы изучали концепцию «Двадцать − двадцать», то обратили внимание на стиль, дух документа, из которого следует, что бизнес является в ней объектом государственного воздействия, а не партнером, вместе с которым надо реализовывать инновационный путь развития. К сожалению, преодолевать этот патерналистский взгляд государства на бизнес, вероятно, придется еще долго.

Антон Данилов-Данильян, председателю экспертного совета «Деловой России»