Настало время для разработки нового кодекса корпоративного поведения, который бы соответствовал лучшей отечественной и зарубежной практике.

В первую очередь хотелось бы сказать, что целью стратегии социально-экономического развития до 2020 года является превращение России в одного из глобальных лидеров мировой экономики с выходом на уровень высокоиндустриальных стран. Это в свою очередь невозможно без развития предпринимательства, улучшения инвестиционного климата и превращения России в один из ведущих мировых финансовых центров, который бы обладал независимой инфраструктурой и обеспечивал лидирующие позиции не только на рынках СНГ, но и в Центральной и Восточной Европе. И приоритетным направлением эффективного развития национального финансового рынка, безусловно, является повышение инвестиционной привлекательности, привлекательности в целом российского фондового рынка.

Это происходит в том числе и за счет быстрого роста публичных компаний, который мы наблюдаем на протяжении последних лет, повышения их инвестиционной привлекательности и прозрачности, повышения качества корпоративного управления, развития механизмов защиты прав акционеров и инвесторов, что должно приводить к существенному росту капитализации как российских компаний, так и фондового рынка в целом.

Без этого невозможно привлечение масштабных иностранных инвестиций, иностранного капитала − важного фактора технологической модернизации, повышения конкурентоспособности российских компаний и интеграции России в мировую экономику. Без этого также нельзя рассчитывать на эффективные мероприятия по стимулированию инвестиционной активности населения, по формированию широкого социального слоя акционеров и инвесторов. И все это может быть достигнуто только при выработке и неукоснительном исследовании правил поведения, которые регулируют взаимоотношения акционеров, инвесторов и объектов инвестирования, в том числе публичных компаний.

Мы многого добились на пути формирования цивилизованного финансового и фондового рынка, но жизнь не стоит на месте, и нам нужно двигаться дальше, приводить правила поведения к тем стандартам, которые уже существуют или должны существовать на рынке. Государство при этом может играть более активную роль в защите прав собственников, в регулировании делового информирования, предупреждения недружественных поглощений, рейдерских атак.

Дополнительной проработки требуют и такие, например, вопросы, как обязательства компаний, которые делают предложения по приобретению публичных компаний, обеспечение прав и законных интересов акционеров и инвесторов в ходе таких сделок. И, по-видимому, настало время для разработки нового кодекса корпоративного поведения, который бы соответствовал лучшей отечественной и зарубежной практике. Поэтому, как мне кажется, одной из ключевых тем взаимоотношений государства и бизнеса является дальнейшее совершенствование законодательного регулирования в сфере корпоративного управления и защиты прав акционеров.

Именно в этой сфере бизнес может и должен задавать направление движения. Вкладом бизнеса в решение этой задачи должны стать, с одной стороны, обозначение актуальных проблем, требующих особого внимания законодателей, а с другой − деловая этика и высокие стандарты корпоративного управления. Хочу заверить коллег, что «Норильский никель» и впредь будет не только придерживаться высоких деловых и этических стандартов, но и предлагать такие нормы для других участников рынка, культивируя деятельность на принципах честности, прозрачности, подотчетности и ответственности.

Денис Морозов, генеральный директор ОАО «Норильский никель»