«Хранитель» продолжает знакомить читателей с наиболее значительными выступлениями участников IV ежегодного конгресса национального бизнеса «Стратегия 2020: от экономики директив к экономике стимулов». С незначительными сокращениями мы публикуем выступление президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) А.Н.Шохина.

У государства и бизнеса единое понимание целей социально-экономического развития − это сильная инновационная экономика, базирующаяся на высоком уровне благосостояния граждан и предпринимательском духе. Россия стала уже во многом глобальным игроком, но действительно, нельзя идти вперед с повернутой назад головой, и мы должны все сделать для того, чтобы сегодняшнее место России в глобальной экономике существенным образом изменить. Если оценивать положение России в мире, в мировой экономике по рейтингам ведущих российских компаний, в таком рейтинге, как, например, FT-500, то мы увидим, что в нем представлены тринадцать российских компаний. Это прежде всего нефть и газ − пять компаний, банковская система − две компании, электроэнергетика, почившая в бозе РАО ЕЭС России, металлургия − три компании, телекоммуникационный сектор − две компании. Образ, честно говоря, не слишком благоприятный: энергетика, металлургия, полугосударственные банки. Исключение, пожалуй, составляет телекоммуникационный сектор. Этот сектор развивался практически с нуля (он не является наследием советской экономики) и в условиях достаточно жесткой конкуренции, которая, к сожалению, не всегда свойственна другим секторам экономики.

В то же время в инновационных секторах позиции России достаточно слабые: фармацевтика и биотехнология, компьютерный бизнес, химическая промышленность, автомобилестроение, электронное оборудование, машиностроение и даже аэрокосмическая, авиационная и оборонная индустрия − это сектора, которые не представлены в ведущих рейтингах. Ситуация меняется, лишь если брать рейтинг по Восточной Европе: здесь сразу шестьдесят две российских компании из ста ведущих компаний Восточной Европы занимают ведущие позиции, но опять-таки на добычу полезных ископаемых и ТЭК приходится существенная часть. Здесь я бы тоже к футбольным аналогиям перешел. Мы вышли в полуфинал чемпионата Европы, и действительно, на европейских площадках у нас показатели лучше, но нам надо выходить из группы на мировом чемпионате, может быть, доходить и до финала. Время до Южной Африки чуть меньше, чем до 2020 года, поэтому у экономики есть больший запас времени и возможностей сделать это.

Самое главное − вот из этих цифр сделать правильный вывод. Не нужно ориентироваться на мобилизационный путь развития, то есть не нужно искусственно укрупнять компании. Корейские компании, как известно, из мотора экономического и инновационного роста в шестидесятые и семидесятые годы превратились в тормоз модернизации Республики Южная Корея в девяностые годы. Не нужно создавать и государственных экономических монстров. Большая часть компаний, входящих в рейтинги, которые я упоминал, - это частные компании. В стратегических отраслях, где частный российский бизнес объективно не может справиться самостоятельно, можно создавать госкорпорации, но их число не должно увеличиваться, а также частный бизнес не должен вытесняться, отжиматься из тех секторов, где действуют государственные корпорации.

Конкуренция − это действительно основа экономического роста, наиболее эффективный регулятор рынка и стимул инноваций. При достаточно неплохом антимонопольном законодательстве, в том числе новой редакции Закона «О защите конкуренции», мы должны признать, что правоприменительная практика еще хромает у нас, а зачастую и просто не работает. Большинство российских компаний сталкивается с недобросовестной конкуренцией, и решить эту проблему нужно в самое короткое время. Здесь уже прозвучал тезис о том, что государство должно доверять бизнесу, а бизнес должен доверять государству, но это доверие действительно должно покоиться на фундаменте законов и однозначной правоприменительной практике, однозначном толковании законов в судах. Завершение выбранного цикла обеспечило преемственность экономической политики, и, с другой стороны, у нас появилось новое окно возможностей для реализации структурных и институциональных реформ, которые намечены были в начале этого десятилетия, но не все из которых были реализованы. И мы надеемся, что концепция долгосрочного социально-экономического развития будет не просто соглашением о намерении сторон, в том числе власти и бизнеса, но в нем будут определены и конкретные механизмы, инструменты, тактика реализации этих стратегических целей. Без этого никакая стратегия не позволит достичь поставленной амбициозной задачи - изменить место России в мире.

Необходимо конкретизировать характеристики социально-экономических реформ, в частности устранить неясности в проведении налоговой политики. И дело не только в том, что у бизнеса и власти различаются взгляды на экономическую политику. У нас внутри правительства разные ведомства отстаивают разные точки зрения. И мне кажется, что наш конгресс может помочь правительству сформировать правильную точку зрения, а именно то, что снижение налогов и улучшение налогового администрирования − это не послабление для бизнеса, а действительно инвестиции в будущее развитие. И дискуссия по НДС должна вестись именно через призму такого подхода. Не только будущие шаги государства нуждаются в уточнении, но и критерии, из которых исходили авторы концепции долгосрочного развития при разработке сценариев будущего.

На мой взгляд, наблюдается недоучет влияния внешних рисков, отсутствует четкое понимание того, какова роль инфляции и методов борьбы с инфляцией, присутствует немотивированный в ряде случаев выбор ключевых секторов экономики, и, на наш взгляд, упор должен делаться прежде всего на развитие рыночных стимулов и институтов, а также на компаниях, готовых работать в условиях конкуренции, поэтому не нуждающихся в тепличной поддержке и в тепличных условиях. Также нужно акцент сделать на устранение избыточного влияния государства. Государство должно заниматься только тем, чем оно обязано заниматься, и существенную роль здесь играют оптимизация функций государства и устранение коррупции.

Бизнес готов к сотрудничеству, в том числе и на основе аутсорсинга. В последнее время в правительстве были анонсированы как минимум несколько инициатив. Они были президентом поддержаны. В частности, это аутсорсинг, связанный с управлением федеральными целевыми программами, и привлечение независимых директоров в компанию с госучастием. Два дня назад закончилась серия годовых собраний акционеров ведущих компаний. Я просил бы вас обратить внимание на то, что ни на одного человека не увеличилось число независимых директоров в советах директоров компаний. Была такая возможность, но тем не менее правительство не воспользовалось этой возможностью, тем самым не выполнило указание президента и премьер-министра.

Хотелось бы отметить в качестве одного из ключевых направлений для сотрудничества научно-технологическое прогнозирование, так называемый форсайт, который должен как раз определять ключевые сектора инновационного, технологического развития. Известно, что эта методология предполагает формирование согласованного представления широкого круга экспертов, в том числе представителей бизнеса и гражданского общества. Полагаю, что можно было бы идеологию «форсайт» применить и к социальному прогнозированию и разработке сценариев не только технологического, но и социального развития, развития Российского государства.

Очень много мы в последние годы говорили о промышленной политике. Российское бизнес-сообщество нашло здесь понимание с фракцией «Единая Россия», и мы рады тому обстоятельству, что сейчас уже этот законопроект готовится к первому чтению. Но важно понимать одинаково основные цели этого закона и промышленной политики. И мы исходим из того, что промышленная политика − это не ограничение конкуренции на рынке, а выравнивание условий экономической деятельности компаний по сравнению с ключевыми конкурентами. Это не произвольный выбор ключевых секторов, а их определение на основе форсайта. Это не индивидуальные преференции, а прозрачные стимулы для всех.

Я не буду подробно останавливаться на других направлениях нашего взаимодействия с фракцией, партией «Единая Россия», правительством, связанных с развитием инфраструктуры, кадрового потенциала, скажу лишь о том, что для достижения вот этих целей, которые для нас, как я уже говорил вначале, являются общими − и для бизнеса, и для государства, − необходимо поддержание социального согласия, в том числе на рынке труда и в обществе в целом. Принципы и практика социального партнерства, которые сформировались в последнее время, прежде всего должны основываться на законе. И именно закон должен сформировать поле ответственности российского бизнеса и сообщества работодателей. РСПП уже на протяжении шестнадцати лет участвует в создании системы цивилизованного регулирования социальных трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений.

Сегодня РСПП является единственным общероссийским объединением работодателей, которое объединяет и координирует позицию российских работодательских отраслевых и региональных объединений во взаимодействии с социальными партнерами. И сегодня у нас есть все основные компоненты для эффективного функционирования российской модели социального партнерства. Достаточная законодательная база, разветвленная система представительства интересов сторон, современные технологии переговорного процесса и способы и механизмы разрешения конфликтов, в том числе трудовых и корпоративных. И система социально-трудовых соглашений, которая сложилась сейчас, включает в себя несколько уровней.

Во-первых, это коллективные договоры на предприятиях.

Во-вторых, это региональные и отраслевые соглашения и, наконец, генеральное соглашение, положения которого действуют в масштабе всей страны, которое в конце прошлого года было подписано на очередные три года. Эта система строится на принципе сбалансированности социальных и экономических интересов, и наш союз заинтересован в ее цельности и непротиворечивости.

Кстати, отмечу, что национальный реестр, который ведет РСПП, включает сто тридцать девять соглашений разного уровня, заключенных под эгидой РСПП. И мы пытаемся в этих соглашениях добиваться конкретности, достижимости, взвешенности обязательств, которые принимаются сторонами, и повышения ответственности за их выполнение, а также распространение системы коллективных договоров, соглашений и вширь и, что называется, вглубь. И сейчас этими соглашениями практически охвачены уже все отрасли и очень многие предприятия. Мы считаем, что инициатива «Единой России» заключать подобного рода соглашения − правильная, но еще было бы важно соединить эту, основанную на законе, технологию отраслевых, региональных и общероссийских соглашений с инициативой, проявленной «Единой Россией» по заключению отраслевых соглашений несколько иного уровня.

Российский союз также заинтересован в том, чтобы все большее число российских компаний использовало в своих бизнес-стратегиях универсальные принципы корпоративной ответственности. У нас, как известно, уже долгие годы существует Социальная хартия российского бизнеса. Год назад мы ее обновили на съезде РСПП, утвердили новую редакцию. И самое главное то, что в 2007 году Социальная хартия российского бизнеса была официально признана Организацией Объединенных Наций национальным документом, соответствующим принятым в мировой практике стандартам корпоративной ответственности.

И еще скажу об одном инструменте совершенствования корпоративного управления. Это корпоративные нефинансовые отчеты. У нас разработана система базовых индикаторов, на основе которых компании обеспечивают сопоставимость своих социальных нефинансовых отчетов. И мы рекомендуем бизнесу, не только членам РСПП, но и членам других бизнес-объединений, использовать эту систему индикаторов. Наш реестр нефинансовых отчетов уже включает сто двадцать корпоративных нефинансовых отчетов. Мы сделали его общедоступным, так что можно присоединяться и к этой методологии. В целом мне хотелось бы пожелать участникам конгресса успехов в работе. И в следующем году, я надеюсь, наш конгресс будет организован уже большим числом бизнес-объединений, которые обсудят не только планы на будущее, не только роль бизнеса в формировании «Стратегии «2020», но и первые результаты этой работы.

Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей