Идет процесс глобализации, который сильно напоминает колонизацию XVIII XIX веков. Колонизацию на новом витке человеческого развития. Объектами для этих завоеваний является земля как объект экономического хозяйствования, интеллект, информационное пространство и природные ресурсы. В некотором смысле для оценки инновационного прорыва нужно понимать то, что национальные границы в экономике инновационного процесса стираются. Из этого следует несколько очень интересных выводов.

Вывод первый: нельзя построить инновационную экономику в одной, отдельно взятой стране. Можно построить инновационную экономику для себя и для всего мира, то есть наша задача откусить большой кусок «инновационного пирога» и разместить его на своей территории.

Второй вывод интересен тем, что та утечка мозгов, которая происходила за последние 20 лет (по статистике, порядка полумиллиона научно-технической элиты уехало из нашей страны), при правильной организации в современных условиях инновационного процесса становится не проблемой, а конкурентным преимуществом. Самое главное это достаточность интеллекта на территории России. А все наши бывшие сограждане работают на ведущих рынках научных исследований, и они могут стать добровольными агентами по продвижению наших инновационных продуктов.

Третий вывод – старые конкурентные преимущества в настоящий момент являются все более и более проблемными. Идет процесс разрушения традиционных технопарков, и всем известно, что есть проблемы и в Силиконовой долине. И уже сейчас инновационные бизнесы, например проектирование, начинают модернизировать свой подход. Классическим примером стало проектирование «24 часа», когда крупные мировые фирмы открывают в различных странах проектные офисы, и 24 часа идет процесс работы над проектом. Таким образом, размыкается, собственно говоря, пространство, вместо 8 часов проект работает 24 часа.

Но нужно четко понимать, какие у нас сложности, для того чтобы их правильно преодолеть. О чем идет речь?

Первое наша страна, к сожалению, разучилась ставить системные задачи и их системно реализовывать.

Второе это разрыв между бизнесом и наукой. Бизнес покупает западный продукт и внедряет его в свое производство, а наука – та, которая жива, – уже стала элементом цепочки западных проектов. Соответственно на этом сейчас и базируется взаимодействие, то есть нет моста между бизнесом и наукой.

Третья проблема у нас практически нет рынков, которые производят инновационную продукцию. Даже если они есть, они не систематизированы, они фрагментарны. Что касается интеллекта, здесь та же проблема: российский интеллект и наша наука находятся на очень высоком уровне, но также не систематизированы и не решают стратегические задачи, не работают над определенными приоритетами.

Для того чтобы решить задачу, на мой взгляд, необходимо увязать пять элементов.

Первый элемент это роль и место фундаментальной науки.

Второй − конкурентные преимущества России.

Третий как построить новую инновационную инфраструктуру.

Четвертый – как выбрать приоритеты. Сюда надо отнести и взаимодействие государства и бизнеса на инновационной почве. Кратко скажу об элементах.

Фундаментальную науку, считаю, можно условно разделить на две части. Первая, очень важная государственная функция, это финансирование уровня научной среды: математики, теоретической физики и т.д. То есть уровень интеллекта, то, что отличает интеллектуальную страну от неинтеллектуальной.

Вторая часть − это финансирование фундаментальных разработок, которые направлены на конкретные прорывы.

Взаимодействие государства и бизнеса должно осуществляться по трем направлениям.

Первое − нам совместно необходимо выбрать инновационную модель. Поскольку старые успешные модели сейчас начинают разрушаться, нам необходимо создать новую собственную российскую модель. Моя рекомендация естественно, не отвергать мировой опыт и сделать некоторый гибрид с лучшими элементами американской и китайской модели: четкое американское бизнес-проектирование и высокая скорость внедрения инноваций и быстрое реагирование на изменение рынка, характерное для китайской модели.

Вторая задача, которую нужно решить, это определиться, чем занимается государство и чем занимается бизнес. Если говорить бытовым языком, то государство выбирает семена, взращивает рассаду, бизнес потом растит деревья и делает бумагу, целлюлозу и остальные готовые изделия.

И третья задача это совместно определить приоритеты развития, то есть какие рынки мы выбираем для своего развития.

Следующая важная проблема это инновационная инфраструктура. В мире за счет того, что пространство начинает быть единым, классические технопарки начинают разрушаться. Что такое классический технопарк? Это идея, это научно-исследовательские работы, потом ПИРы, потом ОКРы, затем опытно-промышленные установки, мелкосерийное производство и, в конечном счете, производство.

За счет того, что Интернет объединил планету, эта цепочка стала разрушаться, и на смену технопаркам приходит такая система, как научный интегратор. В научном интеграторе могут работать от 1 до 10 человек. Это люди, которые понимают рынок, ставят задачу, разбивают ее на составляющие части и заказывают по всему миру. Затем в опытной лаборатории проверяют, работает продукт или нет, и начинают продавать этот интеллектуальный продукт опять же по всему миру.

Конечно же, немедленно перейти от технопарков к научному интегратору невозможно. Поэтому, собственно, предложение наших специалистов, которые работают со мной, - сделать так называемый промежуточный этап. Мы назвали его «технохаб». Основная задача технохаба − это концентрировать интеллект, то есть строить несколько суперсовременных научных центров с универсальными лабораториями, в которых концентрировать различные области знаний. И главная задача технохаба – преодолеть этот мостик между наукой и бизнесом, где идеи превращаются в изобретения, изобретения в технологии, технологии коммерциализируются, затем бизнес это подхватывает и начинает реальное производство. Задача технохаба обеспечить это недостающее звено в нашем инновационном процессе.

Инновационный прорыв должен лежать в области основных проблем человечества: это проблема энергии, проблема экологии, очистка воды, продовольствие, и новая проблема проблема перемещения. Исследования показывают, что через семь лет при том росте энергии, который сейчас существует, и той тенденции, которая наблюдается, практически только 10% населения Земли может позволить себе переезды.

Приоритеты. Представьте себе пирамиду, которая разделена на три части. Первый уровень мы должны создавать новые рынки или иметь большой процент от этих новых рынков. К конкурентным преимуществам России я бы отнес четыре элемента.

Первое конкурентное преимущество мы великая энергетическая держава с огромным запасом полезных ископаемых, сам бог нам велел удлинять инновационную цепочку.

Второе у нас самая большая территория, мы великая транспортно-транзитная держава, мы можем соединять различные рынки.

Третье все отмечают повышенную креативность нашего народа.

И четвертое у нас исторически сильны традиции серьезной фундаментальной науки.

Таким образом, на первом уровне я бы выделил следующие возможности.

Первое − это альтернативная энергетика. На мой взгляд, переход от невозобновляемых источников энергии к возобновляемым абсолютно очевиден. Вопрос, когда это будет. Но вместо того, чтобы обсуждать, когда это будет происходить, необходимо брать пальму первенства. К альтернативным источникам энергии я отнес бы водородную энергетику, солнце, ветер и ядерную энергетику, где стоит задача на порядок поднять возможности использования урана, у которого сейчас КПД составляет 1,5–2%. И если не поднять на порядок использование урана, всех мировых запасов хватит на 100–120 лет, то есть старыми технологиями не решается принципиальный вопрос обеспечения человечества энергией.

Второе направление это катализ. Это все, что связано с очисткой воды, с экологией, с экологичным транспортом, экологичным производством. У нас мощнейшая школа катализа, нужно создать рынки, которые эту научную продукцию могут производить и продавать по всему миру.

Третье направление это образование, поддержка высокого уровня интеллекта. У нас огромная территория и, к сожалению, недостаточное количество населения. В глобальной экономике мы не можем конкурировать с Китаем и Индией, где огромное количество рабочих рук, но мы просто обязаны и можем конкурировать интеллектуально. Интеллект сейчас дает больше, чем простое и расширенное воспроизводство.

Следующее направление это, как это ни парадоксально, сельское хозяйство. Есть направление, в рамках которого наша страна еще впереди планеты всей, это семеноводство. У нас уникальные семена, которые являются предпосылкой для создания уникальных гибридов семян их можно продавать по всему миру.

И последнее альтернативный транспорт. Наша страна занимает девять часовых поясов. Если так же будет продолжаться удорожание сырья, то перелеты и переезды будут невозможны, поэтому никогда человек из Калининграда во Владивосток не попадет.

Это то, что называется «реальные рынки и их создание».

Второй уровень это ключевые обеспечивающие отрасли. Одна из них – материаловедение, куда, кстати, входят и нанотехнологии, которые важны для инновационных рынков, на которых присутствуют квалифицированные заказчики. К этим же обеспечивающим отраслям я бы отнес химию, математику, биотехнологию, молекулярную биологию и некоторые другие.

И третий уровень это собственно обычный инновационный рынок, который развивается вместе с развитием страны. Это возможности для любого уровня бизнеса развиваться и преодолевать, скажем так, ментальную лень, пытаться изобрести и обогнать не только своих конкурентов, но и западных.

И последнее создание моды на инновации. Это мощнейший побудительный стимул. В этой плоскости и есть одна из важнейших иррациональных задач и государства, и бизнеса любого уровня: заниматься инновациями должно быть модно, чтобы во всех светских и несветских местах обсуждалось, помимо того, кто куда сходил и где был, но и кто что изобрел и какие инновации продвигает на рынок.

Считаю, что у нас есть все возможности для устранения критических отставаний в экономике. Все находится в наших руках, и мы способны на инновационный прорыв.

Михаил Прохоров, президент группы «ОНЭКСИМ»