Идет процесс глобализации, который сильно напоминает колонизацию XVIII − XIX веков. Колонизацию на новом витке человеческого развития. Объектами для этих завоеваний является земля как объект экономического хозяйствования, интеллект, информационное пространство и природные ресурсы. В некотором смысле для оценки инновационного прорыва нужно понимать то, что национальные границы в экономике инновационного процесса стираются. Из этого следует несколько очень интересных выводов.
Вывод первый: нельзя построить инновационную экономику в одной, отдельно взятой стране. Можно построить инновационную экономику для себя и для всего мира, то есть наша задача − откусить большой кусок «инновационного пирога» и разместить его на своей территории.
Второй вывод интересен тем, что та утечка мозгов, которая происходила за последние 20 лет (по статистике, порядка полумиллиона научно-технической элиты уехало из нашей страны), при правильной организации в современных условиях инновационного процесса становится не проблемой, а конкурентным преимуществом. Самое главное − это достаточность интеллекта на территории России. А все наши бывшие сограждане работают на ведущих рынках научных исследований, и они могут стать добровольными агентами по продвижению наших инновационных продуктов.
Третий вывод – старые конкурентные преимущества в настоящий момент являются все более и более проблемными. Идет процесс разрушения традиционных технопарков, и всем известно, что есть проблемы и в Силиконовой долине. И уже сейчас инновационные бизнесы, например проектирование, начинают модернизировать свой подход. Классическим примером стало проектирование «24 часа», когда крупные мировые фирмы открывают в различных странах проектные офисы, и 24 часа идет процесс работы над проектом. Таким образом, размыкается, собственно говоря, пространство, вместо 8 часов проект работает 24 часа.
Но нужно четко понимать, какие у нас сложности, для того чтобы их правильно преодолеть. О чем идет речь?
Первое − наша страна, к сожалению, разучилась ставить системные задачи и их системно реализовывать.
Второе − это разрыв между бизнесом и наукой. Бизнес покупает западный продукт и внедряет его в свое производство, а наука – та, которая жива, – уже стала элементом цепочки западных проектов. Соответственно на этом сейчас и базируется взаимодействие, то есть нет моста между бизнесом и наукой.
Третья проблема − у нас практически нет рынков, которые производят инновационную продукцию. Даже если они есть, они не систематизированы, они фрагментарны. Что касается интеллекта, здесь та же проблема: российский интеллект и наша наука находятся на очень высоком уровне, но также не систематизированы и не решают стратегические задачи, не работают над определенными приоритетами.
Для того чтобы решить задачу, на мой взгляд, необходимо увязать пять элементов.
Первый элемент − это роль и место фундаментальной науки.
Второй − конкурентные преимущества России.
Третий − как построить новую инновационную инфраструктуру.
Четвертый – как выбрать приоритеты. Сюда надо отнести и взаимодействие государства и бизнеса на инновационной почве. Кратко скажу об элементах.
Фундаментальную науку, считаю, можно условно разделить на две части. Первая, очень важная государственная функция, − это финансирование уровня научной среды: математики, теоретической физики и т.д. То есть уровень интеллекта, то, что отличает интеллектуальную страну от неинтеллектуальной.
Вторая часть − это финансирование фундаментальных разработок, которые направлены на конкретные прорывы.
Взаимодействие государства и бизнеса должно осуществляться по трем направлениям.
Первое − нам совместно необходимо выбрать инновационную модель. Поскольку старые успешные модели сейчас начинают разрушаться, нам необходимо создать новую собственную российскую модель. Моя рекомендация − естественно, не отвергать мировой опыт и сделать некоторый гибрид с лучшими элементами американской и китайской модели: четкое американское бизнес-проектирование и высокая скорость внедрения инноваций и быстрое реагирование на изменение рынка, характерное для китайской модели.
Вторая задача, которую нужно решить, − это определиться, чем занимается государство и чем занимается бизнес. Если говорить бытовым языком, то государство выбирает семена, взращивает рассаду, бизнес потом растит деревья и делает бумагу, целлюлозу и остальные готовые изделия.
И третья задача − это совместно определить приоритеты развития, то есть какие рынки мы выбираем для своего развития.
Следующая важная проблема − это инновационная инфраструктура. В мире за счет того, что пространство начинает быть единым, классические технопарки начинают разрушаться. Что такое классический технопарк? Это идея, это научно-исследовательские работы, потом ПИРы, потом ОКРы, затем опытно-промышленные установки, мелкосерийное производство и, в конечном счете, производство.
За счет того, что Интернет объединил планету, эта цепочка стала разрушаться, и на смену технопаркам приходит такая система, как научный интегратор. В научном интеграторе могут работать от 1 до 10 человек. Это люди, которые понимают рынок, ставят задачу, разбивают ее на составляющие части и заказывают по всему миру. Затем в опытной лаборатории проверяют, работает продукт или нет, и начинают продавать этот интеллектуальный продукт опять же по всему миру.
Конечно же, немедленно перейти от технопарков к научному интегратору невозможно. Поэтому, собственно, предложение наших специалистов, которые работают со мной, - сделать так называемый промежуточный этап. Мы назвали его «технохаб». Основная задача технохаба − это концентрировать интеллект, то есть строить несколько суперсовременных научных центров с универсальными лабораториями, в которых концентрировать различные области знаний. И главная задача технохаба – преодолеть этот мостик между наукой и бизнесом, где идеи превращаются в изобретения, изобретения − в технологии, технологии коммерциализируются, затем бизнес это подхватывает и начинает реальное производство. Задача технохаба − обеспечить это недостающее звено в нашем инновационном процессе.
Инновационный прорыв должен лежать в области основных проблем человечества: это проблема энергии, проблема экологии, очистка воды, продовольствие, и новая проблема − проблема перемещения. Исследования показывают, что через семь лет при том росте энергии, который сейчас существует, и той тенденции, которая наблюдается, практически только 10% населения Земли может позволить себе переезды.
Приоритеты. Представьте себе пирамиду, которая разделена на три части. Первый уровень − мы должны создавать новые рынки или иметь большой процент от этих новых рынков. К конкурентным преимуществам России я бы отнес четыре элемента.
Первое конкурентное преимущество − мы великая энергетическая держава с огромным запасом полезных ископаемых, сам бог нам велел удлинять инновационную цепочку.
Второе − у нас самая большая территория, мы великая транспортно-транзитная держава, мы можем соединять различные рынки.
Третье − все отмечают повышенную креативность нашего народа.
И четвертое − у нас исторически сильны традиции серьезной фундаментальной науки.
Таким образом, на первом уровне я бы выделил следующие возможности.
Первое − это альтернативная энергетика. На мой взгляд, переход от невозобновляемых источников энергии к возобновляемым абсолютно очевиден. Вопрос, когда это будет. Но вместо того, чтобы обсуждать, когда это будет происходить, необходимо брать пальму первенства. К альтернативным источникам энергии я отнес бы водородную энергетику, солнце, ветер и ядерную энергетику, где стоит задача − на порядок поднять возможности использования урана, у которого сейчас КПД составляет 1,5–2%. И если не поднять на порядок использование урана, всех мировых запасов хватит на 100–120 лет, то есть старыми технологиями не решается принципиальный вопрос обеспечения человечества энергией.
Второе направление − это катализ. Это все, что связано с очисткой воды, с экологией, с экологичным транспортом, экологичным производством. У нас мощнейшая школа катализа, нужно создать рынки, которые эту научную продукцию могут производить и продавать по всему миру.
Третье направление − это образование, поддержка высокого уровня интеллекта. У нас огромная территория и, к сожалению, недостаточное количество населения. В глобальной экономике мы не можем конкурировать с Китаем и Индией, где огромное количество рабочих рук, но мы просто обязаны и можем конкурировать интеллектуально. Интеллект сейчас дает больше, чем простое и расширенное воспроизводство.
Следующее направление − это, как это ни парадоксально, сельское хозяйство. Есть направление, в рамках которого наша страна еще впереди планеты всей, − это семеноводство. У нас уникальные семена, которые являются предпосылкой для создания уникальных гибридов семян − их можно продавать по всему миру.
И последнее − альтернативный транспорт. Наша страна занимает девять часовых поясов. Если так же будет продолжаться удорожание сырья, то перелеты и переезды будут невозможны, поэтому никогда человек из Калининграда во Владивосток не попадет.
Это то, что называется «реальные рынки и их создание».
Второй уровень − это ключевые обеспечивающие отрасли. Одна из них – материаловедение, куда, кстати, входят и нанотехнологии, которые важны для инновационных рынков, на которых присутствуют квалифицированные заказчики. К этим же обеспечивающим отраслям я бы отнес химию, математику, биотехнологию, молекулярную биологию и некоторые другие.
И третий уровень − это собственно обычный инновационный рынок, который развивается вместе с развитием страны. Это возможности для любого уровня бизнеса развиваться и преодолевать, скажем так, ментальную лень, пытаться изобрести и обогнать не только своих конкурентов, но и западных.
И последнее − создание моды на инновации. Это мощнейший побудительный стимул. В этой плоскости и есть одна из важнейших иррациональных задач и государства, и бизнеса любого уровня: заниматься инновациями должно быть модно, чтобы во всех светских и несветских местах обсуждалось, помимо того, кто куда сходил и где был, но и кто что изобрел и какие инновации продвигает на рынок.
Считаю, что у нас есть все возможности для устранения критических отставаний в экономике. Все находится в наших руках, и мы способны на инновационный прорыв.
Михаил Прохоров, президент группы «ОНЭКСИМ»