Февральское «газовое перемирие», заключенное в Москве Владимиром Путиным и Виктором Ющенко, не решило другой, сугубо «самостийной» проблемы, когда украинские энергетические проекты на деле становятся прожектами.

Ничем особо не примечательный райцентр Броды Львовской области стал широко известен 11 лет назад, когда здесь началась крупнейшая на западе Украины стройка. От местной нефтеперерабатывающей станции до нефтетерминала «Южный» в районе Одессы предстояло проложить 667 километров труб большого диаметра. Планировавшиеся объемы перекачки сырья захватывали дух – от 40 до 70 миллионов тонн нефти в год!

– Эти расчеты не были утопической философией, а вполне реальными, – говорит бывший председатель правления львовского государственного акционерного общества «Магистральные нефтепроводы «Дружба» Любомир Буняк, руководивший «стройкой века» с октября 1996 года по август 2001 года, когда был сварен последний стык. – Параллельно с прокладкой нефтепровода велись интенсивные переговоры о создании нового евро-азиатского нефтетранспортного коридора с азербайджанскими, казахстанскими и туркменскими поставщиками нефти. Надежда на то, что их сырья будет в достатке, и оно станет бесперебойно поступать в Польшу, Чехию, Германию и другие страны, основывалась на взаимовыгодности проекта. Руководство Украины заверяло, что быстро найдет общий язык с партнерами и проблем с наполнением трубы не будет.

Действительно, были подписаны и вселяющие оптимизм так называемые протоколы о намерениях всех заинтересованных сторон, и намечены схемы нефтенесущих веток до нефтеперерабатывающих заводов, и оговорены принципы эксплуатации трубопровода. Однако уже вскоре политические и экономические расхождения партнеров стали углубляться. Польша, к примеру, явно не спешила со своей долей участия в задекларированном продолжении нефтепровода от Броды до Плоцка и Гданьска, скрупулезно подсчитывая возможные доходы и убытки. Чехия, Словакия и Германия рассматривали иные варианты получения сырья. А самое главное – обнадеживавшие поставщики нефти после заключения договоров с другими потребителями заявили о неготовности наполнять трубу на украинской территории.

В республике разгорелись страсти. В адрес Буняка и его коллектива посыпались обвинения в том, что «в землю бездумно зарыты 470 миллионов долларов», хотя эта национальная программа осуществлялась при поддержке президента и правительства. Самые нетерпеливые призывали создать международный консорциум для поставки каспийской нефти в Европу, отводя в нем главную роль… американским фирмам. Но дальше разговоров и это дело не продвинулось.

Лишь в 2004 году труба наполнилась российской нефтью, причем она стала прокачиваться не из Одессы в Броды, а в реверсном направлении. Сначала этим занималась «Тюменская нефтяная компания», затем к транспортировке стратегического сырья подключились «Лукойл», «Роснефть», «Татнефть» и другие поставщики, в результате чего в 2007 году объем прокачки возрос до 7 миллионов тонн.

Так что сегодня введенный в строй шесть с половиной лет назад нефтепровод Одесса – Броды загружен лишь на 10 процентов проектной мощности, да и то в реверсном направлении, благодаря российским компаниям.

А что же в перспективе? Горизонт вроде бы просветлел после недавнего энергетического саммита в Вильнюсе, где президенты Украины, Азербайджана, Грузии, Польши и Литвы подписали соглашение о создании совместной компании по воплощению в жизнь проекта «Одесса – Броды – Плоцк».

Увы, эта политическая договоренность является предварительной и не подкреплена никакими технико-экономическими обоснованиями. Нет даже бизнес-плана. Более того – Азербайджан предупредил, что может выделить для наполнения нефтепровода крайне мало сырья, а от других поставщиков обнадеживающих обещаний и вовсе нет.

Как следует из официального заявления президента республики Виктора Ющенко, на очередном энергетическом саммите, который пройдет в 2008 году в Киеве, Украина предложит разработать график реализации проекта транспортировки каспийской нефти в Европу.

Вывод очевиден: словесной и бумажной волоките не видно конца, а проекты все более похожи на прожекты. И нечего удивляться тому, что ни один зарубежный нефтеперерабатывающий завод, в том числе и в соседней Польше, до сих пор не подтвердил Украине готовность получать сырье, так как не имеет конкретных сведений о его происхождении и запасах.

Юрий Кириллов,

г.Львов.