Вспомним, какой ажиотаж поднялся в начале этого года, когда транзит российской нефти по территории Белоруссии был временно прекращен. Вот что тогда сообщалось по этому поводу белорусской стороной. Транзит нефти по территории Белоруссии через нефтепровод «Гомельтранснефть «Дружба» прекращен по распоряжению концерна «Белнефтехим», информировал тогда Интерфакс со ссылкой на представителя «Гомельтранснефть «Дружба».

«Республика Беларусь не прекращала прокачку нефти по территории нашей страны транзитом в третьи государства», − прокомментировал белорусский МИД. В то же время факт приостановки прокачки нефти он косвенно подтвердил. «Давление на входе нефтепровода «Дружба» на территории Беларуси было понижено не по вине белорусской стороны», уточнил представитель Минска.

«Мы категорически отрицаем ранее появившиеся в СМИ сообщения о том, что по решению белорусской стороны остановлена прокачка нефти по направлению «Унеча — Мозырь − Адамово» и «Унеча − Мозырь − Броды», − несколько позже уточнил и генеральный директор РУП «Гомельтранснефть «Дружба» Алексей Костюченко. По его словам, такое решение приняла российская сторона. Также он сообщил, что пока иного решения по этому вопросу не принято.

Напомним, что тревогу подняли и польские потребители. «Россия прекратила поставки нефти в Польшу и Германию по транзитному нефтепроводу «Дружба», − сообщил польский оператор трубопроводов PERN. «Поставки нефти по нефтепроводу «Дружба» в Польшу и Германию были прекращены ночью. Мы направили письмо в Беларусь, прося объяснений. На данный момент мы не знаем, почему поставки были остановлены», − сказал пресс-секретарь PERN Томаш Закржевски.

«Насколько нам известно, это связано со спором между РФ и Беларусью по поводу экспортных пошлин с одной стороны и транспортных платежей − с другой», − выдвинул версию произошедшего заместитель министра экономики Польши Петр Наимски в эфире новостного канала TVN24. Одновременно с этим в российских СМИ появилась информация о том, что Минск незаконно откачивает нефть из нефтепровода «Дружба». Белорусская сторона с этим не согласилась…

Такая вот публичная трубопроводно-энергетическая риторика. Я привел эти факты, чтобы показать, насколько важен «вопрос о трубе» как для России, так и для ее соседей. К слову, Москва принимает все меры для того, чтобы транзитные нефтегазовые потоки всегда оставались надежными. От этого зависит и имидж России как партнера западных потребителей.

По мнению некоторых российских специалистов, надежность транзита надо укреплять за счет строительства Северо-Европейского газопровода по дну Балтийского моря. Правда, такая стройка обойдется российской казне довольно дорого. Это − во-первых.

Но дело не только в финансовой стороне вопроса. Возведение подводной газовой трубы породит и экологические проблемы. И по этому поводу некоторые общественные организации зарубежных стран уже высказывают свои опасения. Будет ли надежно защищен этот проект с экологической точки зрения? Ведь одно дело тянуть «газовую нить» по земле (точнее, под землей) и совсем иное – под водой. Это − во-вторых.

И наконец, в-третьих: Северо-Европейский газопровод, если он будет построен, пройдет в обход Белоруссии! Но ведь Москва, «обделив» соседей-белорусов транзитными деньгами (в случае постройки этой подводной «трубы»), может получить от Минска встречный «иск»! Скажем, потребует у России платить денежную компенсацию за расположенные на белорусской земле российские военные объекты. Кстати, этот вопрос в ходе нефтегазового российско-белорусского конфликта в Минске уже был озвучен.

Но и это еще не все. Предложенные в этом году Минску высокие цены на российские нефть и газ ощутимо бьют по белорусской экономике. Да и в будущем белорусам никто не дает гарантии, что эти цены не будут расти. Что остается делать Минску в такой ситуации? Искать альтернативные варианты? Он так и делает.

Как российские, так и белорусские специалисты сходятся во мнении, что после «газового конфликта» между Москвой и Минском осталось немало проблемных вопросов. К примеру, такой: какова сегодня у белорусской стороны стратегия эффективной эксплуатации магистральных газопроводов, которые пересекают ее территории? Да и есть ли вообще эта стратегия? Как уже отмечалось, транзитная политика довольно сильно «замкнута» на политические отношения российской и белорусской сторон. Некоторые российские СМИ справедливо подчеркивают, что Москва выстраивает эти отношения исходя из сугубо прагматичных интересов. Что в этой ситуации остается делать Минску? Делать «правильные» выводы.

А если этого не последует? То Россия может и обойтись без белорусского транзитного пути. Вот для этого случая Москва, видимо, и готовит запасной вариант с прокладкой трубы по дну Балтийского моря. Как сообщает российская пресса, вариант строительства Северно-Европейского газопровода по дну Балтийского моря, который в перспективе может оттянуть транзит газа по белорусской территории, прорабатывается.

Какие альтернативные варианты в этой связи ищет Минск? Не так давно президент республики Александр Лукашенко заявил, что Минск планирует в ближайшее время начать добывать нефть и газ в Иране. Речь идет о разработке месторождения «Джуфейр». «В ближайшее время мы сможем добывать, перерабатывать или забирать и продавать в любом регионе мира углеводородное сырье, а также природный газ», − сообщил глава белорусского государства по итогам переговоров с президентом Ирана Махмудом Ахмадинеджадом, который посетил белорусскую столицу с официальным визитом в мае этого года. Тогда же глава белорусского государства поблагодарил Ахмадинеджада за «исключительную поддержку страны и народа».

Итак, после нефтегазового конфликта Россия сделала следующий шаг: объявила о строительстве обходного нефтепровода − через Великие Луки в Приморск, на Балтике. Мощность новой магистрали − до 50 млн. тонн в год. По мнению финансовых аналитиков, строительство новых терминалов и самой магистрали будет весьма затратным (по некоторым данным, 2-2,5 млрд. долл.).

Мнения относительно реакции на такое строительство со стороны Европы расходятся. С одной стороны, если проект будет реализован, энергетическая безопасность Европы значительно повысится. Но при этом могут возникнуть недоразумения с соседями. И экология в данном случае – не единственная проблема. Не получится ли так, что, один из двух нефтепроводов будет работать лишь на половину мощности, ведь нарастить нефтяной экспорт в Европу на 50 млн. тонн ежегодно, чтобы полностью заполнить обе трубы (если Лукашенко вдруг начнет неукоснительно соблюдать все достигнутые договоренности), нереально.

Речь идет прежде всего о «геополитических» инвестициях. С другой стороны, прокладкой обходного нефтепровода по своей территории Россия сэкономит на оплате транзитного тарифа, который Александр Лукашенко грозится постоянно повышать, и продемонстрирует западным потребителям свою готовность идти на серьезные шаги ради бесперебойной доставки им топлива.

Впрочем, подобный проект строительства в газовой сфере (Северо-Европейский газопровод по дну Балтийского моря), призванный отчасти преодолеть проблемы, возникшие с другими транзитными странами – Польшей и Украиной, европейцев пока не слишком успокоил. Некоторые специалисты считают, что заявление о строительстве нового трубопровода − только шаг в российско-белорусских переговорах.

А что думают белорусские политики и рядовые жители Белоруссии по данной проблеме? «Конечно, Москва вольна принимать любые решения − как в экономических так и в политических целях. В том числе и при перекачке российских нефтегазовых ресурсов на Запад. Но думается, что белорусско-российские отношения нельзя измерять только в денежном отношении. Мы ведь еще и стратегические партнеры. Минск никогда не предавал Москву. Думаем, так будет и дальше»… Вот примерно таков общий лейтмотив высказываний моих собеседников.

«Нас, рядовых жителей Беларуси, мало волнует, что творится в высших эшелонах белорусских и российских политиков. Думается, что там часто идет какая-то подковерная игра. В том числе и в вопросах поставок нефти, газа. А волнует нас другое: чтобы бы эта игра не отразилась на добрых и давних взаимоотношениях двух братских народов – россиян и белорусов, вместе прошедших суровые испытания. И сохранивших верность друг другу», − сказал мне рабочий одного из минских заводов Сергей Филипченок.

Примут ли в расчет мнение народной дипломатии лидеры двух стран?