Эксперты Совета Безопасности отмечают, что если положение не изменится, то в ближайшем будущем иностранные компании будут обладать всей полнотой информации о стратегических запасах российской нефти и газа. Ситуация усугубляется еще и тем, что техническое отставание россиян в области применения высоких технологий в нефтедобыче порой компенсируется вхождением иностранного капитала в уставные фонды наших добывающих компаний. Развитие событий по такому сценарию вполне может привести к образованию компрадорского капитала и его геополитическому влиянию, идущему вразрез с национальными интересами России.
По прогнозам ученых, в нашей стране рентабельные для отработки запасы нефти смогут обеспечить текущий уровень добычи в течение максимум 20 лет. Далее, при отсутствии упреждающего воспроизводства минерально-сырьевой базы, последует резкий спад уровня добычи углеводородного сырья. Угроза развития такого сценария вполне реальна, поскольку общая выработанность разведанных запасов нефтегазового комплекса весьма высока. Уровень воспроизводства нефти, существенно отстает от уровня добычи, что же касается природного газа, то более 80 проц. от его добываемых объемов приходится на месторождения, вступающие в фазу падающей добычи. Если положение в ближайшее время в корне не изменится, то в период с 2010-2015 гг. может произойти резкий спад добычи нефти и газа.
Все имеет свое начало и конец
Сырьевые отрасли России, имеющие фундаментальное значение для обеспечения экономической безопасности государства, переживают ни много ни мало, но системный кризис. Тому причин несколько. Во-первых, действующее законодательство о недрах не обеспечивает эффективного недропользования и воспроизводства минерально-сырьевой базы, поскольку государство за последние годы утратило какие-либо рычаги влияния в сфере добычи и переработки минерально-сырьевых ресурсов.
Сегодня по целому ряду полезных ископаемых, и в первую очередь по нефти и газу, перед страной замаячила реальная перспектива скорого исчерпания имеющихся запасов даже при нынешних уровнях их добычи, что создает непосредственную угрозу экономической безопасности страны. Во-вторых, наши добывающие компании в условиях рыночных отношений мало озабочены проблемами рационального недропользования и уж тем более не думают о восстановлении минерально-сырьевой базы доставшейся им почти даром. В большинстве своем, они стремятся лишь к получению максимально возможной прибыли за счет отработки наиболее доступных запасов, разведанных еще в советское время.
Еще не все потеряно
А пока что нас обнадеживают результаты, полученные в Ханты-Мансийском автономном округе. Там была проведена оценка потенциальных ресурсов углеводородов, которая показала, что не выявленные ресурсы, т.е. требующие поиска, оценки и разведки, составляют еще около половины общего нефтяного потенциала региона. Кстати, одного из самых перспективных и хорошо изученных. Так что есть, над чем работать и к чему стремиться.
В чем же дело? Почему расширенное воспроизводство не поспевает за добычей? По мнению экспертов Совбеза всему виной резкое сокращение объемов геологоразведочных работ, произошедшее после известных изменений в налоговом законодательстве: с 1 января 2002 года были упразднены отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, за счет которых худо-бедно, но существовали государственные геологоразведочные службы, как федерального подчинения, так и в регионах. Их разрушение привело к тому, что объемы изыскательских работ сократились более чем в три раза, почти полностью исчерпан поисковый задел, необходимый для дальнейшего наращивания разведанных запасов.
Вскоре после отмены ставок ВМСБ произошло ощутимое снижение прироста запасов. Только по нефти их объемы сократились в 1,5 раза. Но мир не терпит пустоты. Освободившуюся нишу после развала единой государственной системы геологоразведки самым активным образом начали занимать западные сервисные компании, располагающие современным оборудованием и владеющие новейшими методами разведки полезных ископаемых. В итоге наша страна оказалась перед реальной угрозой монополизации национального рынка геофизических услуг со стороны западных компаний, которые сегодня самым активным образом скупают акции российских, предприятий, оказавшихся в трудном положении. Так, в Ханты-мансийском автономном округе геологоразведочные партии из-за малого объема работ вынуждены бороться за место под солнцем, снижая расценки до минимально возможного уровня, утрачивая при этом возможность развиваться, внедрять новую технику и технологии.
Россиян отодвинули
Из-за низких зарплат высококвалифицированные геологи уходят в добывающие компании, и страна упускает из рук золотой фонд специалистов, создавших российскую геологическую школу. Очевидно, что в таких условиях наши геологоразведочные предприятия не в состоянии конкурировать с западом на рынке сервисных услуг. Им не по плечу тягаться с такими компаниями как Halliburton (годовая выручка 12,6 млрд. долл.) или Шлюмберже (годовая выручка 14 млрд. долл.). Если в 2001 году в том же Ханты-мансийском автономном округе работало более десяти отечественных сервисных компаний, осуществляющих поисковое бурение, то к 2006 году, их число сократилось более чем в 3 раза!
Что же касается геофизики и применения современных методов увеличения нефтеотдачи, то в этих областях произошло практически полное замещение услуг, предоставляемых российскими компаниями. При проведении гидроразрывов пласта наши недропользователи применяют большей частью иностранные технологии, оборудование, программное обеспечение, материалы, привлекают специалистов из-за рубежа. Более того, полевые измерения практически всеми российскими геофизическими компаниями выполняются с помощью телеметрических комплексов производства, США и Франции (фирма SERSEL, INRSUN). Обработка и интерпретация полученных данных так же обеспечивается применением программного продукта западного производства (Schlumberger, Technology, PGS, Landmark Grafics Corporation и другими). Понятно, что все это не может положительно сказаться на экономике России, ее будущем. Техническое отставание нашей страны в области инновационных технологий требует немедленной структурной перестройки экономики, переориентации финансовых потоков из сырьевого сектора в научно-технический, под развитие конкурентоспособной государственной геофизической службы. В противном случае, мы обречены уступить место на этом поприще более продвинутым, более удачливым, более мобильным... иностранным компаниям.
Играй, но карты не показывай
Это сегодня происходит повсеместно, и глупо винить российский бизнес за отсутствие патриотизма или еще за что-то в этом роде: наши нефтяники всего лишь стремятся быть эффективными собственниками и отдают предпочтение тому, кто лидирует на рынке. В отсутствии государственного протекционизма по отношению к российским сервисным компаниям, западные партнеры не мытьем, так катанием добиваются заказов на отечественном рынке геофизических услуг. Зачастую россияне получают от иностранных «партнеров» льготные кредиты в обмен на полную информацию о недрах, о запасах, в том числе и стратегических. Бывает, что передача новых технологий сопряжена с участием западного партнера в уставном капитале россиян.
Скажем, уже упоминавшаяся одна из крупнейших в мире сервисных компаний «Шлюмберже» не первый год расширяет свое присутствие в России. В Башкортостане ее представителями изучается возможность выкупа блокирующих пакетов акций предприятий ОАО «Башнефтьгеофизика», ОАО НПФ «Геофизика», ОАО «Геофизприбор» с целью захвата всего объема проводимых на территории республики геофизических работ.
По последним данным активность «Шлюмберже» на этом поприще увенчалась успехом. Компания приобрела контрольный пакет акций российской нефтесервисной фирмы «Петроальянс». В марте 2003 года представители ОАО «Газпром» и компании «Шлюмберже» подписали меморандум о взаимопонимании по вопросу создания технологического альянса. И тотчас западные специалисты приступили к консультациям своих российских коллег по вопросам разработки программного продукта, дающего возможность проводить подсчеты запасов, планировать добычу, проводить квартальное, годовое и перспективное планирование.
По информации из достоверных источников «Шлюмберже» к 2007 году планирует выполнять в России до 70 проц. объемов геофизических работ.
Здесь, как говорится, комментарии излишни. Если ничего не изменится, может статься, лет через пять Запад будет являться собственником подробной и детальной информации о недрах России, в том числе об основных запасах и уровнях добычи сырья, имеющего стратегическое значение. А это уже слишком.
Под крылом иностранного капитала
Никто не оспаривает тот факт, что технический прогресс, привнесенный в нефтегазовую отрасль иностранными нефтяными компаниями, несомненное благо для нашей страны, как, впрочем, и любые инвестиции. Но с другой стороны, чрезвычайно важно соблюсти баланс между объемами такой помощи отечественным компаниям и степенью их зависимости от иностранного капитала - с тем, чтобы сотрудничество было взаимовыгодным, и тем более не представляло угрозы для экономической безопасности страны. А такая угроза сегодня реально существует.
Например, создание совместного предприятия ТНК-ВР позволило иностранцам получить доступ к основным месторождениям на юге Тюменской и Оренбургской областей, в городах Нижневартовск, Мегион, Нягань и Новый Уренгой. Сегодня в компании ОАО ТНК — 95,73 акций принадлежит ООО «Дойче Банк», у нефтяной компании «Сиданко» — 57,4 проц. акций во владении того же банка, 60,5 проц. акций НК ЮКОС принадлежит Group MENATEP и вполне естественно, что интересы западных финансовых структур не привязаны к национальным интересам России.
Повышенный интерес иностранных инвесторов к российской нефтегазовой отрасли помимо экономического имеет ярко выраженный геополитический аспект. На фоне четко обозначившейся тенденции объединения крупных компаний и поглощения ими мелкого и среднего бизнеса возникает реальная угроза монополизации отрасли и получения иностранными ФПГ контроля над большей частью нефтяной промышленности России. Мировой опыт показывает, что установление подобного контроля над бюджетообразующими отраслями ведет к формированию компрадорского капитала, ориентированного на защиту интересов Запада, уверены аналитики Совбеза России.
По их мнению, было бы целесообразным сформировать национальную стратегию недропользования для обеспечения расширенного воспроизводства минерально-сырьевой базы и в рамках административной реформы разработать концепцию функционирования Федеральной геологической службы России.
Но, к сожалению, благие пожелания так и остались на бумаге.
Сколько людей — столько мнений
В числе рекомендаций Совбеза и необходимость наискорейшего внедрения механизма экономического стимулирования отечественных недропользователей, осуществляющих поиск и разведку месторождений за собственные средства. Предлагается предоставлять им право первой руки — без конкурсов и аукционов отдавать в разработку месторождения тем, кто вложился в поисковые и разведочные работы. В то же время эта мера поощрения не должна ограничивать широкого применения в практике недропользования гражданско-правовых отношений — договора аренды, концессии и других. Право «первой руки» нашло отражение в новом законопроекте «О недрах», но когда он будет внесен в Госдуму и тем более принят — это вопрос вопросов.
Совет безопасности рекомендует произвести дифференциацию НДПИ в зависимости от условий добычи — с тем, чтобы стимулировать эксплуатацию низко дебитных скважин, допуская переход с этой целью от налоговой системы к взиманию дифференцированных рентных платежей. МЭРТ вот уже несколько лет намеревается осуществить дифференциацию, но на практике никак не может определиться с чего начать. Далеко не все предложения экспертов Совета Безопасности, направленные на исправление ситуации, сложившейся в минерально-сырьевом комплексе страны воспринимаются однозначно в регионах.
Так, губернатор ХМАО Александр Филиппенко считает необходимым с осторожностью относиться к применению в минерально-сырьевом комплексе таких форм гражданско-правовых отношений, как концессии, договора аренды и подряда. Свою точку зрения он обосновывает «неутешительной практикой применения договорных форм недропользования на Сахалине». Анализ хода выполнения действующих в России СРП Сахалин-1 и Сахалин-2 свидетельствует о сложной ситуации и очевидном проигрыше государства. Сахалин же, напротив, всячески ратует за действующие соглашения о разделе продукции, которые оживили экономику региона. Сколько людей, сколько интересов, столько и мнений. В их изобилии и противоречивости важно соблюсти государственный интерес, основанный на взвешенном отношении к проблеме и необходимости в первую очередь обеспечить экономическую безопасность страны. Предложения известны, настала пора сделать выводы.