Новые акцизы, увеличение стоимости лицензий и введенная с 1 июля Единая государственная автоматическая информационная система учета алкогольной продукции (ЕГАИС) ощутимого экономического результата не дали.
Зато они привели к массовым отравлениям людей, увеличению незаконного оборота спирта и исчезновению целого ряда недорогих и привычных алкогольных продуктов. Сейчас ситуация признана критической, и дальнейшие меры, предлагаемые правительством, грозят ее только усугубить.
Для начала стоит вспомнить хронологию событий. Незадолго до нового — 2006 года — было объявлено о повышении акциза на спирт. Его подняли до 159 рублей за литр. При этом себестоимость спирта в зависимости от марки составляет 15-18 рублей. Накрутка составила 1000 процентов. То есть любая организация, будь то ликероводочный завод, химический комбинат или парфюмерная фабрика при приобретении легально произведенного литра спирта должны заплатить в казну 159 рублей, независимо от того, выпускают они рябиновую настойку или жидкость для полировки стекол. Благодаря новому акцизу, минимальная цена легально выпущенной бутылки водки с 35-40 рублей «скакнула» до 60.
Необходимо отметить, что технические условия на выпуск новых акцизных марок Гознак получил только за 10 дней до нового года. Это означает, что обсуждение такого значительного увеличения акциза продолжалось до последних дней 2005 года. В силу этого первые новые акцизные марки начали поступать на ликероводочные заводы только в феврале. Причем — сначала на самые крупные заводы, по принципу «кто больше закажет (а значит, и заплатит) — тому и первому». Одновременно торговать спиртным без новых акцизных марок, и даже перевозить его со склада на склад запретили. Следовательно, в целом ряде регионов России уже в марте-апреле возник ощутимый дефицит алкогольной продукции.
Затем, исходя из нового акциза, был подсчитан оборот среднего для России винно-водочного торгового отдела, в связи с чем до 250 тыс. рублей была повышена цена лицензии на продажу алкоголя для таких точек. Кроме того, исходя из цифр общих продаж произведенного в стране алкоголя (включая легальный, нелегальный и «серый»), была рассчитана средняя производительность ликероводочного завода и повышена цена лицензий и для них. Таким образом, в России к середине года прекратить свою деятельность были вынуждены не менее 20 небольших ликероводочных заводов и около 10 тысяч отделов по продажам спиртного в магазинах. В основном, в сельской местности. Эти магазины, торгуя социально важными товарами — хлебом, сахаром и т.д. — выживали только за счет продажи спиртного. Новая цена лицензии их просто добила. Это означает, что в целом ряде областей сначала начались перебои с поставками спиртного, а затем закрылись местные небольшие предприятия и сами точки, где приобреталось спиртное.
Тем временем реформа алкогольного рынка продолжалась, и с 1 июля в стране был введен ЕГАИС. Для построения единой системы учета алкогольной продукции каждая линия на каждом спиртзаводе должна быть оснащена электронным счетчиком, который бы через Интернет передавал бы данные о произведенном спирте сразу в Единую систему. Однако никаких государственных средств на организацию системы выделено не было. То есть заводы должны были сами закупить и установить необходимое оборудование. Совсем не дешевое. Помимо того, практически все спиртзаводы России располагаются в сельской местности, где на момент введения ЕГАИСа далеко не везде была даже телефонная связь. Так что поначалу доходило до абсурда: данные счетчиков на дискетах везли в областной центр и там «под роспись» сдавали контролирующей организации. Все это порядка, конечно, не прибавило. Тем не менее, уже первые данные ЕГАИСа показали, что каждая вторая бутылка водки, продаваемая в России, содержит спирт, который официально не проходит через счетчики.
И вот тут, естественно, встает вопрос: откуда и почем берется спиртное в наших магазинах. Как мы уже говорили, акциз на спирт сейчас составляет 159 рублей за литр. При 40-процентном содержании спирта в водке нетрудно посчитать, что только спирт в каждой поллитровой емкости, если она выпущена легально, стоит 35-37 рублей. Прибавьте производство, тару, этикетку, транспортировку, продажу, НДС с продажи. В сумме получается чуть меньше 60 рублей. Столько и должна стоить сейчас в России бутылка легально произведенной водки.
Но достаточно зайти в любой магазин в ближнем Подмосковье, и мы увидим широкий выбор «беленькой» по цене 45-50 рублей. Контрафакт? Купив бутылку водки производства завода в Смоленской области с акцизной маркой, качественной наклейкой и ГОСТом на этикетке за 45 рублей, наш корреспондент отправился к эксперту. Им стал научный редактор специального бюллетеня «Ликероводочное производство и виноделие», спиртовик с 40-летнем стажем Борис Ефремов. Эксперт не стал открывать бутылку. Он раскрутил бутылку, потом перевернул и минут 5 наблюдал, как микропузырьки подымаются к воздушной прослойке у дна.
— Нормальная водка. Я знаю это предприятие, там недалеко спиртзавод, один из лучших в России. Спирт оттуда. Так что пейте смело.
— Но ведь не может водка столько стоить.
— Почему? Если произведена в «третью» смену, минуя систему учета, то может. Сегодня средний ликероводочный завод производит 135-140 декалитров в год. Из них только 100 декалитров проходят через легальный учет. С этой, легальной водки производители имеют 1 рубль с бутылки. Все остальное уходит на налоги. Волей неволей приходится вводить третью смену. Иначе просто не свести концы с концами.
— И как дешево может стоить водка, произведенная в «третью» смену?
— В периоды самого низкого платежеспособного спроса доходила до 30 рублей за бутылку. Но так дешево оказалось невыгодно продавать. В этом случае цена приходит в нишу самогона или, как ее еще называют, «устойчиво качественного контрафакта». Пьющий народ всегда предпочтет то, что он уже пробовал.
— А ниша самогона — это сколько?
— От 25 до 35 рублей. Торговать дешевле — получается себе в убыток.
— А еще дешевле что-нибудь есть?
— Дальше идет ниша медицинских препаратов и одеколона, которые не попали под сферу действия нового акциза. 100 грамм спирта «для наружного употребления» в аптеке стоят 12,6 рубля. Те же 25 рублей за поллитра. Дальше одеколон, настойка «Боярышника», в пересчете на спирт от 15 рублей за 0,5.
— И все это можно употреблять без вреда для здоровья?
— Вполне. Во всяком случае, скорого отравления не последует.
В свете сказанного выходим на причины «эпидемии» отравлений, которая прошла по стране в сентябре-октябре. Как мы уже говорили, к концу лета в ряде областей в районах закрылись небольшие заводы и прекратилась официальная продажа спиртного в магазинах. Что делать тем, кто без него не может? Сначала одеколон, потом химия — жидкости для полировки стекол, для чистки ковров и так далее. Это для нашей страны не в новинку. Но дело-то в том, что производителям этих жидкостей покупать пищевой спирт оказалось теперь слишком накладно — 1000-процентный акциз. Они и заменили его на метиловый. А его, если, например, выпьешь 150 грамм в начале ноября, то к новому году наверняка угодишь в больницу. В лучшем случае. Оповестить о замене широкую пьющую «общественность» не удосужились.
С одной стороны, все это очень плохо, с другой, «радует» то, что в столицах и областных центрах эпидемии отравлений маловероятны. Во-первых, большинство торговых точек в больших городах лицензию приобрели, территориального вакуума нет. Во-вторых, средний уровень заработной платы здесь не в пример выше, чем в сельской местности, так что, даже побираясь, на удобоваримую выпивку насобираешь. В-третьих, все ценовые ниши на алкогольную продукцию, начиная с 15 рублей за поллитра, заняты плотно. Есть даже выбор. Поэтому не смысла пить какую-то «синьку».
С тем, кто виноват, мы разобрались. Остается другой эпохальный вопрос: что делать? Правительство в первую очередь рассматривает вопрос о снятии акцизных льгот с медицинских и парфюмерных препаратов. В этом случае исчезнет наполнение ценовой ниши 15-25 рублей за поллитра 40-процентного алкоголя. Это решение лоббируют крупные предприятия отрасли, которые воспользуются возможностью и поднимут планку самой низкой цены в 60 рублей. Как мы уже показали, прибыль в 1 рубль с бутылки их расходов не окупает. Таким образом, часть населения уже и в больших городах останется без привычной выпивки. И тогда следует ожидать эпидемии отравлений и здесь. Поэтому с окончательным решением и не спешат.
Другой путь — введение полной и жесткой монополии на производства спирта во всей стране. Подобный опыт в России есть. Например, в Татарстане всегда сохранялось жесткое государственное регулирование производства спирта. Все спиртопроизводящие предприятия находятся под контролем одной структуры, стопроцентно в собственности республики — «Татспиртпрома». За счет этого, а также благодаря строгому контролю над продажей алкоголя, Татарстан занимает первое место в стране по уплате налогов от производимых крепких напитков с одного декалитра. Есть и еще один существенный нюанс: в республике очень жестко регламентирован ввоз алкогольной продукции извне, то есть, по сути, нарушено антимонопольное законодательство — созданы условия особой экономической зоны. Но их на всю Россию никак не «растянешь». Прежде всего потому, что половина отечественных спиртзаводов находится в фактической частной собственности. И, по оценке экспертов, суммарная цена их контрольных пакетов, если государство пойдет путем их выкупа, превышает годовой бюджет страны.
Наконец, третий путь, на который, вроде бы вступили, но идут по нему очень осторожно. По инициативе Союза участников алкогольного рынка (СУАР) создана экспертная комиссия, которая пытается найти решения, которые не нанесли бы этой стратегической отрасли еще больший вред. Некоторые наработки этой комиссии водочники озвучили во время прошедшей недавно в Москве выставке «Интердринк 2006». Во-первых, предлагается разделить ответственность по ведомствам, как было в СССР. Тем самым станет возможно отделить алкогольную отрасль от химической и парфюмерной промышленности, которые должны регламентировать прохождение спирта сами. Во-вторых, собираются выделить в отдельную отрасль виноделие (соответствующий закон готовится к весенней сессии Госдумы). В-третьих, предлагают сделать акциз на спирт различным для разных регионов. В-четвертых, ввести ЕГАИС не только на производство, но и на продажу… И так далее. Каждая из предлагаемых мер сама по себе не решает проблемы, но некая их комбинация может помочь вывести отрасль из кризиса.
Во всяком случае, понятно одно — глобальные решения, спускаемые «сверху», пока принесли только вред, и загонять назад выпущенного на свободу «зеленого змия» придется еще долго.