Пять метров менталитета  

Говорят, что отсутствие национальной идеи – главная проблема сегодняшней России. Мол, та, что объединяла и воодушевляла советский народ, умерла (или кем-то похоронена – кому как нравится). Новая же, которая могла мы сплотить российский, всё никак не родится.  

А собственно, много ли нужно усилий, чтобы «родить» национальную идею? Оказывается, для этого необходимы лишь два условия – желание и талант. Последнего «ресурса» в России всегда было с избытком. Выходит, не хватало желания.    

20 марта 2013 года в РИА Новости были объявлены итоги конкурса «Национальная идея России» и представлен макет будущей скульптуры, концептуально изображающей эту идею в виде арт-объекта. Макет изготовили небольшой (см. фото внизу). Скульптура же будет не менее пяти метров в высоту. Чтобы нагляднее представить себе её масштабы в сопоставлении с человеческим ростом, на заставке к этому материалу рядом с будущим арт-объектом изображены организаторы конкурса – художник Денис Саунин и куратор Георгий Мамин, основатели арт-группы CF. Не забывайте, что эта махина будет ещё и раскачиваться, ведь её задача, повторю, иллюстрировать новую национальную идею России – «Попробуй завали».  

История возникновения и проведения конкурса тоже весьма интересна. Она являет собой красноречивый пример того, какими невероятными способами могут рождаться весьма дельные и жизнеспособные проекты. Идея возникла в 2012 году, во время проведения ярмарки современного искусства Арт-Москва. Произошло это абсолютно спонтанно – по всей видимости, только вследствие крайне насыщенной концентрации творческой энергии на единицу пространства, что, как правило, свойственно художественным выставкам вообще, а выставкам современного искусства в особенности.  

То ли в шутку, то ли всерьёз Георгий и Денис бросили в народ призыв: «Потеряли арт-концепцию. Нашедшему 10 тыс. $». Неожиданно их «Пункт приёма арт-концепций от населения» стал гвоздём программы всей Арт-Москвы. Слух разнёсся моментально. Посетители ярмарки – художники, журналисты, критики, просто любители искусства и даже совершенно далёкие от творчества люди – разве что не вставали в очередь, чтобы предложить «зачинщикам» свою идею. Несколько десятков концепций поступило только за время работы ярмарки. Не остановился их поток и после её закрытия.  

Организаторы поняли, что «попали». В прямом и переносном смысле. В прямом – что неожиданно для самих себя угадали тренд, нащупали пульс общественных настроений: оказывается, людям есть, и возможно уже давно есть, что сказать, и они хотят, даже горят желанием, поделиться этим с другими. В переносном же всё оказалось несколько прозаичнее: обещали «10 тыс. $» – придётся отвечать.   

Из полученных арт-концепций предстояло выбрать одну – самую достойную вознаграждения. Но стало понятно, что сравнивать их без единой заданной темы и чётких критериев невозможно. 

– С точки зрения теории искусства, – рассказал Георгий Мамин, – произведение – это выражение творческого Я. Зрителю, как правило, чуждо чистое само-выражение художника. Часто весьма любопытные, даже сенсационные произведения или перформансы не вызывают у публики интереса, если в них нет никакой связи с жизнью людей. Вопрос: как объединить потребности рядового зрителя с самовыражением художника? Что может их объединить? А всех нас? Что у нас общего? В чём особенность нашего бытия? И тут произошёл инсайт! Загадка русской души – вот что всех нас объединяет и отличает от всех прочих!  

Ну, а дальше, через самоидентификацию русского народа до национальной идеи было уже рукой подать. Так, из аморфной арт-концепции, из узко-корпоративной и в общем-то чистой PR-задачи возник проект, интересный огромному числу людей и важный для страны вообще. Был организован всероссийский конкурс арт-концепций на тему «Национальная идея России» с призом 300 000 рублей.    

Конкурс проводился с декабря 2012 года по март 2013-го. Было прислано около 500 концепций. Самые интересные публиковались на сайте конкурса, где все желающие могли проголосовать за понравившуюся идею. По результатам был сформирован short-list, также выставленный на голосование, в котором однако могли участвовать только члены арт-сообщества (художники, кураторы, галеристы) по специальным закрытым ссылкам. 

В итоге определилось шесть номинантов, из которых оргкомитет сделал окончательный выбор. Победителем стал москвич Виталий Сабуров с арт-концепцией «Россия – страна Ванька-встанька». В качестве базового визуального образа Виталий (который, кстати, никогда не имел никакого отношения к искусству, по профессии маркетолог) предложил использовать известную всем детскую игрушку-неваляшку. После художественного осмысления концепции Денис Саунин изготовил макет, который и был представлен общественности. В натуральную величину динамическая скульптура «Россия – попробуй завали» впервые будет продемонстрирована во время Венецианской Биеннале-2013.  

– Неваляшка по своей сути очень точно отражает российский менталитет и историю страны, – пояснил решение кураторов Георгий Мамин. – Россия полна противоречий, именно они не дают ей устояться. Она раскачивается в поисках новых смыслов, но какая-то неведомая сила удерживает её в равновесии и позволяет выживать в казалось бы безнадёжных ситуациях.   

Большинство за либерализм    

Истинное художественное произведение тем и отличается от ширпортреба, что может вызывать несходные оценки и реакции. И чем оно талантливее и глубже, тем больше разных мыслей, отношений, эмоций и суждений рождается у зрителей. Вот и арт-объект «Россия – попробуй завали» оказался, на мой взгляд, отнюдь не плоским, не однозначным.  

Что принято считать национальной идеей? Толкований множество. Но всё их многообразие можно разделить на два принципиальных подхода. Первый – это констатация существующего. И тогда национальная идея (от древне-греческого ἰδέα – вид, форма, прообраз) – это образ реальности, представление о стране или народе, соединяющее основные особенности страны и самые существенные черты национального характера народа.   

Второй – устремление в перспективу, замысел, намерение, план. Именно так трактуется это понятие в идеалистической философии, где идея – причина и источник исторического развития. И тогда национальная идея России – это главная мысль и основная цель, краеугольный камень и магистральная задача, ориентируясь на которые следует строить и развивать страну.   

Если коротко, то первый подход отвечает на вопрос что, второй – на вопрос как. Оба важны. Но лично мне ближе второй.   

«Россия – попробуй завали» как национальная идея – безусловно, относится к идеям первого порядка. Она отлично иллюстрирует данность. Однако, во-первых, никак её не объясняет. Помните, Георгий Мамин тоже упомянул в своём пояснении какую-то «неведомую силу», которая удерживает Россию в равновесии и не даёт опрокинуться. Мне кажется, попытка понять, что же это за сила, была бы, с точки зрения описания нашей национальной идеи, ещё интереснее.  

А во-вторых, в предложенном варианте отсутствует, на мой взгляд, главное – вектор. При том, что скульптура называется динамической, динамики-то ей как раз и не хватает. Если принять эту национальную идею как руководство к действию, то получится, что нам и дальше, во веки веков, предстоит мотаться из стороны в сторону, от одной беды к другой, от одной крайности к следующей, только и делая, что пригибаясь да уворачиваясь, безо всякого роста, без развития, без устремления. Перспектива, на мой взгляд, незавидная.    

 

Крайне интересно было бы серьёзно проанализировать остальные 499 идей, присланных на конкурс. А также результаты голосования, в котором приняло участие около 20 тысяч человек. Это могло бы стать настоящим социологическим исследованием. 

Но даже беглый взгляд уже позволяет сделать первоначальные выводы о том, как и с чем страна себя идентифицирует. Вот, к примеру, самый общий список тем, предложенных участниками конкурса в качестве национальной идеи: 

 

1.      Дети и семья как первооснова нации.

 

2.      Гордость за прошлые свершения россиян (в литературе, культуре, космонавтике), а также положительные национальные качества (гостеприимство, широта души).

 

3.      Критика проблем сегодняшней действительности и желание исправить эти недостатки (сырьевая зависимость, коррупция, алкоголизм, неустроенный быт).

 

4.      Восстановление былой (как в годы СССР) значимости страны.  

 

5.      Религия и духовность.

 

6.      Терпимость и толерантность.

 

7.      Человек – это главное.  

Самое любопытное (и радостное для меня лично) – то, что из всех перечисленных тем наибольшее количество сторонников в результате голосования набрала… последняя. Человек, его права и свободы должны стать основным мерилом благополучия государства и фундаментом общественного и экономического порядка – только при этом условии Россия будет двигаться вперёд. Так что задумайтесь, политики: из множества национальных идей страна выбирает либеральную!

 

Но организаторы остановили свой выбор на идее страны-неваляшки. Именно она показалась им максимально концептуальной, символичной и понятной. И никто не вправе предъявлять к ним за это какие-либо претензии. Ведь конкурс они провели исключительно по собственной инициативе, приз сформировали исключительно из собственных сбережений, изготавливать скульптуру будут сами и повезут её в Венецию тоже только «на свои». 

А обратные предположения уже вовсю циркулируют в Сети. Причём критики успели разделиться на три группы. Первые, назовём их демократами, уверены, что конкурс «проплачен Кремлём для отвлечения внимания россиян от действительно важных вещей». Вторые, настроенные патриотически, считают, что он задуман для того, чтобы в очередной раз опорочить Россию – и тогда «ясно, откуда денежки». Третьи, в основном из художественной среды, просто «в шоке»: а кто вы собственно такие, что за выскочки, как смели замахнуться на такую тему? Или у вас просто нет собственных идей – так решили за деньги купить наши?  

Вывод напрашивается сам. Наше общество очень хочет и давно готово к тому, чтобы вместе что-то обсуждать. Только эта тема должна быть чем-то по-настоящему важным – для страны, для людей, для всех. А обсуждение – не абстрактным, а очень конкретным, желательно зримым. Оказалось, что с помощью художественного образа это стало возможно организовать. Люди активно включились в процесс сотворчества. Зрители пришли на территорию искусства, и оно их легко объединило. И вопрос национальной идеи из непонятного и абстрактного превратился в конкретное дело.

Выходит, нас сплачивает не столько сама национальная идея, сколько её поиск. А как только она бывает найдена, общество снова делится: на сторонников и противников найденного. Но путь интересен всем. И первопроходцами на этом пути снова, уже в который раз, становятся художники.

Фото Владимира Богданова

На снимке: 

Куратор и организатор конкурса Георгий Мамин, художник Денис Саунин, автор арт-концепции национальной идеи Виталий Сабуров и директор портала ARTinvestment.RU Константин Бабулин представляют макет динамической скульптуры «Россия – попробуй завали».