Приходит настоящая весна, пахнет цветением, и, не заглядывая в календари, мы чувствуем приближение Дня Победы. Приходит праздник, который обязывает нас быть достойными героических традиций.

Мы живём во втором десятилетии ХХI века. С годами подвиг советского народа в Великой Отечественной воспринимается нами с особой остротой как святыня, как единственный всенародный государственный праздник. Хочется верить, что праздник Победы навеки останется для нашей страны культурообразующим, заветным днём, который никто не посмеет замарать или омрачить клеветой. С 1996 года в обновлённой России слышны призывы выработать некую национальную идею. Профессиональным идеологам и пропагандистам кажется, что такая идея родится из учёных споров или правительственных директив. А она давно существует в России – с первых вех образования государства. Только мы не привыкли называть её на американский манер национальной, для нас это всенародная идея – идея Победы.

Новгород, Киев, Владимир – наши столицы озарены светом побед, свободолюбивым духом непокорного народа. Этапы становления российской государственности, взлёты народного самосознания были неизменно связаны с идеей Победы. Куликовское поле, ополчение Минина и Пожарского, победы Петра Великого и Суворова, Бородино – всё это не просто яркие страницы военной истории и истории государства. Это культурообразующие явления, без которых нельзя представить ни государства Российского, ни нашего народного единства. Не случайно именно к памяти о прежних победах обратился Сталин в своей речи 7 ноября 1941 года на легендарном параде, о котором речь впереди. Великая Отечественная стала последним, ключевым звеном в этой цепи. И поныне память о Победе сплачивает многообразный российский народ и вселяет надежды на восстановление единства на постсоветском пространстве. Характерно, что всенародная идея Победы связана с принципом коллективизма, соборности. Связана она и с идеей жертвенности. Родину во все времена защищают, не щадя живота своего. Победа может быть только всенародной, личный успех здесь менее важен. Как это не похоже на предлагаемую нам «рыночниками» «протестантскую этику» с её культом индивидуального успеха, с прославлением работящего собственника, хозяйчика! Если бы мы помнили уроки Великой Отечественной, если бы не забывали о всенародной идее Победы – не было бы и утомительных, напрасных попыток перестроить сознание России, превращая великую державу с героическим народом в огромный Лихтенштейн, в ухудшенную копию иноземного оригинала.

День Победы навевает мысли о современной российской армии, о её судьбах. Начиная с петровских времён армия и просвещение в России всегда шли бок о бок. В истории образовательных учреждений России многие страницы написаны педагогами и питомцами военно-учебных заведений. Много веков наш народ шёл на лишения, отказывал себе в самом необходимом во имя централизации государства, во имя укрепления армии. Во имя обороны. «Всё для фронта, всё для Победы» - лозунг истинно народной войны отчасти был актуален и в мирное время. В мощной армии мы видели и видим гарант сохранения родного народа, его государства, его культуры. И сегодня наше общество в растерянности внимает печальным вестям о нынешнем состоянии Российской армии, которая уступает свои позиции, теряет техническое превосходство над другими армиями мира. Как будто прервалась связь времён – и армия перестала быть всенародным делом, всеобщей заботой. И мы не чувствуем себя в безопасности, не чувствуем надёжного плеча «несокрушимой и легендарной». В армии же ощущается идейный вакуум: без моральной поддержки всего народа, на развалинах прежнего государственного устройства… Вот офицер спецназа, наследник славных фронтовиков Великой Отечественной, Герой России, прошедший горячие точки современной России, пишет: «Сейчас солдату всё сложнее понять, кому и зачем он служит. Раньше была идея социального равенства, единства всех людей, и были люди, которые должны были это общество защищать. А теперь что защищаем? Кто-то покупает футбольные клубы и продаёт нефть, а кто-то живёт в нищете, получает пенсию или пособие 70 рублей на ребёнка…». Эти раздумья офицера ещё раз подтверждают: народ и армия едины, и все язвы общественной жизни болезненно отражаются в служебном армейском обиходе.

Уходит поколение фронтовиков – носителей человеколюбивой и непобедимой идеи Победы. И, к сожалению, военно-патриотическое воспитание, недостаток которого, по большому счёту, и приводит к духовному вакууму в армии, в последние годы выглядит натужным, трафаретным, канцелярским. У нас хватает имитации патриотизма, хватает мёртвых высоких слов. В молодёжной среде популярен и радикальный национализм, наполненный фанатичной, слепой спесью. А вот искренний и пристальный взгляд на судьбы героев-фронтовиков – редкость. У них многому можно научиться.

Прежде всего – умению терпеть, бескорыстности, дружному коллективизму. Наши фронтовики – павшие, ушедшие в послевоенные годы и ныне здравствующие – всегда готовы подставить своё надёжное плечо, выручить, как не раз выручали друг друга и нас. Только их образы способны вдохнуть жизнь в программу патриотического воспитания. С ними Герой России, молодой полковник запаса Сергей Шаврин не чувствовал бы себя таким одиноким, каким он стал в обществе воинствующего эгоизма, не терпящем героев.

Нам хотелось бы видеть Российскую армию оснащённой технически и идейно. Разве можно равнодушно смотреть на деградацию, на отступление с занятых позиций? Но и на этот счёт имеются различные мнения.

Так, директор Института политического и военного анализа А.А.Шаравин заявил в студии радиостанции «Маяк»: «Сегодня увеличивать или укреплять ядерный щит страны не имеет смысла. Это в большей степени лозунг: нам не от кого этим щитом загораживаться. Мы ведь заявляем, что США и НАТО для нас партнеры. И мы понимаем, что никакого ядерного нападения с их стороны на нас быть не может. Это означало бы полную катастрофу и для них, и для нас». Можно позавидовать оптимизму и спокойствию господина директора! Только мне больше по душе слова В.В.Путина, сказанные после бесланской трагедии: «Слабых бьют». Это старинное правило, которое на разные лады формулировали и Пётр Великий, и Сталин.

К тем, кто не заботится о новейших средствах вооружений, никто в современном мире не прислушивается. Может быть, России не стоит финансировать институты, в которых обитают столь респектабельные аналитики? А вот с родной армией и, в частности, с ракетными войсками, народ поделится последним кровным рублём и будет прав. А Шаравин через некоторое время после того лихого интервью на голубом глазу критиковал Правительство за отсутствие новейших разработок в области оружия массового уничтожения… Что с него взять, эфир всё стерпит.

День Победы – самый уважаемый в народе праздник. Его не вычеркнуть из нашего календаря. То, что все социологические опросы подтверждают приверженность россиян этому дню – вселяет оптимизм. И ставшее когда-то расхожим клише словосочетание «подвиг народа» уже воспринимается с подлинной остротой. И мы понимаем, что к идеалу Победы нужно стремиться, держать равнение на тот народ, что выстоял, перетерпел – и победил. «Мы выстояли. Мы выдержали. Мы победили» - эти слова в 1975 году, в день тридцатилетия Победы произнёс Л.И. Брежнев. Нужно признать, что авторы этой речи генерального секретаря и политрука Великой Отечественной нашли удивительно точные слова. Именно терпение и выдержка – коренные качества русского народа – были решающими слагаемыми Победы. Помнить о Победе, учиться у наших дедов – это наша сокровенная задача. Тогда, в 1975-м, фронтовики ещё стояли на капитанских мостиках в самых разных сферах жизни. И общество чувствовало их верную, крепкую руку. Тогда же, в семидесятые, сформировалось трепетное отношение молодых людей к празднику наших дедов «с сединою на висках». Время неумолимо, и в 2011-м на перекличке сводного полка фронтовиков мы снова недосчитаемся многих участников прошлогодних празднеств. Но время не властно над благодарной памятью. Старые солдаты не умирают, они просто тихо уходят – сказал американский фронтовик, генерал Макартур. Мы добавим – они уходят в историю, чтобы всегда быть рядом с нами.

С первых послевоенных десятилетий основой школьного военно-патриотического воспитания стала история Великой Отечественной. Изучались биографии героев-фронтовиков, ушедших на войну с порога родной школы. Их именами назывались пионерские отряды, их фотографии хранились в школьных музеях как реликвии. Так и должно быть. Это нужно не ветеранам, это необходимо нам.

Останется в памяти и героизм работников тыла, не жалевших сил для фронта. Основной рабочей силой на заводах и в колхозах стали тогда женщины, старики и дети… Полуголодные, они выдавали по две нормы, не считаясь с лишениями… Известно, что колхозник Ферапонт Петрович Головатый внёс 100 тысяч рублей на постройку самолёта для Красной Армии. В этом взносе – труд не одного Ферапонта Петровича, а и тех детей, пионеров, которые не разгибали спин в крестьянской работе. За четыре года войны в фонд обороны пришло около ста миллиардов рублей от простых советских людей, блиставших не материальным, а духовным богатством. На фронт отправляли тёплую одежду, рисунки, письма, в которых дети воодушевляли бойцов – пионерские посылки шли в армию все годы войны. О тех детях, кто рано встал к станку в военные годы, кто ковал меч Победы, фронтовой корреспондент, командир Красной Армии Сергей Михалков написал стихотворение «Данила Кузьмич»:

- А сколько вам лет? - я спросил у Смирнова.

- Четырнадцать минуло двадцать восьмого, -

Сердито ответил он басом солидным

(Должно быть, вопрос показался обидным).

- Да ты не сердись!

- А чего мне сердиться! -

Кузьмич отмахнулся большой рукавицей. -

Таких-то не мало у нас на заводе.

И ростом другие поменее вроде!

Не должны исчезнуть из народной памяти и имена пионеров и комсомольцев-героев, совершивших подвиг в борьбе с неумолимым врагом. Это была действительно молодая гвардия, не дававшая врагу почувствовать себя хозяином на нашей земле. Молодая гвардия, не считавшаяся с перспективой порабощения.

Не забудем и о всенародных героев, газетные статьи о которых с восторгов зачитывали мальчишки сороковых… Одиннадцать тысяч солдат и офицеров Красной Армии за годы войны получили звание Героя Советского Союза. Лётчикам Алексею Покрышкину и Ивану Кожедубу трижды было присвоено звание Героя Советского Союза. На всю страну гремели их имена – и школьники играли в асов советской авиации, пересказывали друг другу историю Героя Советского Союза Алексея Маресьева, историю поющей эскадрильи дважды Героя Советского Союза Виталия Ивановича Попкова… Вернулась с войны Герой Советского Союза Людмила Павлюченко, ушедшая на фронт добровольцем, со студенческой скамьи Киевского университета. Став снайпером, она уничтожила более трёхсот гитлеровцев. Вернулись и Герои Советского Союза, легендарные защитники Сталинграда Яков Федотович Павлов и снайпер Василий Григорьевич Зайцев. Им предстояло восстанавливать страну, по которой дважды – в месяцы отступлений и в месяцы наступлений Красной армии – прокатился истребительный маховик войны.

Став легендой, эти люди совершили ещё один, не менее важный подвиг. На них воспитывалось послевоенное поколение – во многом обделённое отцовской заботой. На героических примерах «повестей о настоящем человеке» вырастали хорошие люди – те самые, кто в пятидесятые и шестидесятые годы покорял космос, закладывал великие сибирские стройки и превращал Советский Союз в самую могущественную и миролюбивую державу мира. И сегодня нам необходимо возродить культ героев Великой Отечественной – тех, на кого нужно равняться, тех, чья доблесть стала самым ярким выражением всенародного подвига. Нередко мы произносим слово «культ» с опаской, но в случае с героями войны он необходим и благотворен, как фундамент своего однокоренного понятия – культуры. Если имена героев войны будут забыты грядущими поколениями – случится непоправимое, народ потеряет честь и достоинство, утратит силы… Вечный огонь войны не должен угаснуть в наших душах. Герои рождаются только в тех странах, где почитают героев прошлого.

Во все времена память о Победе немыслима без одного щемящего мотива. Это – торжественные звуки реквиема. «Война не окончена, пока не похоронен последний погибший на ней солдат», - говорил Суворов. Останутся в истории и слова Ольги Берггольц: «Никто не забыт, ничто не забыто». Только бы наше будущее не перечеркнуло правдивого смысла этой строки. В отечественном искусстве немало реквиемных произведений, посвящённых героям Великой Отечественной. Художники отдали им дань, обессмертили их имена, и даже безымянные подвиги неизвестных героев. Вечный эпилог к Победе создал А.Т. Твардовский – великий поэт той войны:

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они - кто старше, кто моложе -

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,-

Речь не о том, но все же, все же, все же...

Святое чувство скорби по павшим героям – камертон народной культуры. Чувство, которое необходимо воспитывать сызмальства. Эти принципы не возникнут сами по себе, как сорная трава, их следует воспитывать, культивировать. И пускай наше слово благодарности присоединится к миллионам и миллионам таких же благодарственных слов нашим фронтовикам, детям войны. Победителям.