Автор весьма популярной книги «Метаморфозы власти» Э.Тофлер, которому не откажешь в проницательности, неожиданно спасовал перед этой ситуацией. И не захотел поразмышлять над тем, что последует в стране, если у определенной группы окажется в руках весьма эффективный рычаг социально-экономического и политического управления – медийная монополия. Видный американский социолог пишет:«Вопрос не в том, будет ли существовать одна гигантская монополия контроля за всей информацией (это кажется маловероятным). А в том, кто будет контролировать бесконечные преобразования и перепреобразования, которые принесет с собой экстраразумность, по мере того, как данные, информация и знания будут протекать через нервную систему сверхсимволичной экономики»1.

      Cитуацию усугубляет решение, принятое 2 июля 2002 года Федеральной Комиссией по средствам массовой информации (FСС). Эту влиятельную организацию возглавляет Майкл Пауэлл, сыном бывшего государственного секретаря США Колина Пауэлла. Комиссия отменила закон, запрещавший периодическому изданию приобретать радиостанцию или телевизионный канал в том же самом городе и охватывать больше 45% аудитории, к которой могла бы иметь доступ транснациональная медийная компания. Иными словами, теперь один и тот же предпринимательский союз может иметь периодические издания, радиостанции и телевизионные каналы в одном городе, и ни один орган государственной власти не имеет возможности воспрепятствовать ему в этом. Стоит ли говорить о том, что все транснациональные медийные компании входят в состав предпринимательских групп, имеющих интересы на рынках: производства оружия, транспортных средств, космической индустрии и т.д.    

     А теперь представим ситуацию, при которой из единого центра в этот информационный комбинат, «фабрику мысли» станут поступать единые распоряжения и осоуществляться координация усилий творческих групп по месту, времени и объекту информацуионного сопровождения или атаки. Например, возвестить миру о том, что в Югославии идут этнические чистки мусульманского населения, а в Ираке существуют технологии производства оружия массового уничтожения...После этого последует незамедлительный приговор мирового общественного мнения. А военачальникам США и НАТО останется лишь передать приказ на проведение гуманитарной интервенции в суверенных государствах под благовидным предлогом защиты демократии...    Ах, если бы при этом, как повторял Станислав Лем, только рушились «демоном истории государственные строи и границы» 2 , но ведь устраняются не геополитические «ошибки», а субъекты истории с населяющими их живыми людьми, о защите прав которых так любят говорить в Вашингтоне.   

     Железную хватку медийной монополии Запада Россия ощутила, когда «вся королевская рать» борзописцев ополчилась на Москву, которая посмела в августе 2008 года выполнить миротворческую миссию по мандату ООН в Южной Осетии. Правда, в Европе находились издания, электронные ресурсы, редакции и журналисты, которые имели собственный взгляд на события «8.08.08» и объективно отразили постыдную роль проводника агрессивной политики США в Закавказье − М.Саакашвили.     Вот что такое медийная монополия информационного общества. Ее потенциал столь же чудовищен во внешней политике, сколько и во внутренней. И при этом, как справедливо отмечает М. Педреро, − свобода информации все больше и больше превращается в утопию 3.    

     Хотим мы того или нет, наступает эпоха «глобализованной информации», которая навязывает нам единомыслие и единое видение действительности.    

     Западные СМИ постепенно утрачивают свою независимость не только под нажимом коммерческих и политических интересов правящих кругов, на которые они работают, но и вследствие «диктатуры» рекламы. Крупные фирмы тратят огромные суммы денег на рекламные кампании, как для того, чтобы продать свою продукцию, так и для того, чтобы создать себе определенный имидж. Эти рекламные кампании осуществляются через посредство крупных средств массовой информации, что не дает возможности журналистам и репортерам публиковать информацию, идущую вразрез с интересами крупных рекламодателей. А как хорошо известно, радиостанции и телевизионные каналы существуют за счет доходов от рекламы этих крупных фирм. СМИ, которые продают свой продукт публике − периодические издания и журналы, − могли бы быть более независимыми, но они тоже все в большей степени зависят от рекламы.
    Существует множество примеров давления, оказываемого рекламными интересами на средства массовой информации, но мы ограничимся лишь одним. Так, после трансляции в 1985 году документального фильма «Торговля голодом» в программе «Западный залив» государственного телевизионного канала. В нем, в частности, подвергалась резкой критике та роль, которую играют крупные транснациональные компании в Третьем мире. В результате наиболее крупные рекламные инвесторы решили отказать программе в поддержке. Следовательно, крупные рекламодатели никогда не будут покровительствовать программам, критикующим ситуацию в социальной сфере. И напротив, они будут финансировать программы, авторы которых довольны действительностью и не слишком углубляются в проблемные ситуации.
   Еще один важный фактор, препятствующий тому, чтобы определенные известия доходили до широкой публики, связан с оптимизацией ресурсов. Определенная медийная компания не может держать выдающихся профессионалов во всех значимых мировых центрах. По этой причине все средства массовой информации в существенной мере зависят от информационных агентств, имеющих информаторов практически во всех уголках мира. Эти агентства передают полученные новости средствам массовой информации, чьи журналисты обычно находятся в тех местах, где гарантирован поток информации, то есть газетных издательствах и официальных учреждениях − министерствах, судах, муниципалитетах, штаб-квартирах политических партий и т.д. Следовательно, доходящая до нас информация происходит из очевидных источников: официальных учреждении, средств массовой информации и крупных информационных агентств, которые в конечном «операций по дезинформации», осуществляемых правительствами, спецслужбами и крупными компаниями.

   Короче говоря, львиная доля информации, прежде чем дойти до нас, читателей, проходит через «сито официоза» центров общественных связей, пресс-секретарей и другие бюрократические инстанции. Например, Пентагон имеет информационную службу, на которую работают тысячи служащих и которая ежегодно обходится в миллиарды долларов. В 1979 и 1980 годах, в период относительной «гласности» ВВС США раскрыли часть данных о своей «информационной армии». В ее штате — 140 периодических изданий, 34 радиодиостанции, 7 телевизионных каналов, журнал, издающийся тиражом 125 00 экземпляров, и т. Кроме того, сотрудниками PR-служб ежегодно устраивается 14 000 конференций. За этот же период командование ВВС профинансировало выпуск 148 кинофильмов и сотни радиопередач. По некоторым данным, с начала 70-х годов прошлого столетия Пентагон выпускает 171 журнал, что ему ежегодно обходится в десятки миллионов долларов.  

     Мы привыкли узнавать о терроризме, войнах, убийствах, торговле наркотиками, социальных протестах, коррупции и т.д. из телепрограмм, радиопередач и прессы, но эта информация в основном сводится к констатации фактов и не сопровождается каким-либо анализом. Если бы мы взяли на себя труд «погружаться» в каждое сообщение, стараясь услышать его из разных источников, то начали бы осознавать истинное значение сообщаемого факта и его связь с другими событиями в политической, экономической или социальной сфере.    Цель моего сообщения − как раз и заключается в том, чтобы разобраться в некоторых весьма щекотливых вопросах, отбросив всяческую «политкорректность», столь модную в современной прессе. Отказавшись от идеологических пристрастий и взяв на вооружение объективность, следует понять этот окружающий нас новый мир, мир активной деятельности спецслужб, формирования крупных международных корпораций, столкновения геополитических интересов могущественных держав, возникновения постыдных политических и экономических альянсов между различными силами; мир, в котором размываются грани между идеологиями, левыми и правыми, власть предержащими и преступниками. Это реальный мир − несправедливый, жестокий, безжалостный, − в котором человеческая жизнь поставлена в зависимость от других, более «важных» интересов. Насколько важных? Об этом вы прочтете в завтрашних газетах...

Нето Консейсао Эва да Силва, аспирант РУДН


     1. Тофлер Э. Метаморфозы власти: знание, богатство и сила на пороге XXI века. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. С.162.

    2. Лем С. Раса хищников. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2008. С.43.

    3. Педреро М. Коррупция. Клоака власти: как и зачем нами манипулируют. – М.: Столица Принт, 2008. С. 272-277.