6 февраля представители НАТО отметили, что новая военная доктрина России, которая была подписана президентом России, Дмитрием Медведевым, в пятницу, пятого февраля (http://www.rian.ru/defense_safety/20100205/207913648.html), и в соответствии с которой расширение НАТО рассматривается как угроза национальной безопасности России, не отражает реального положения вещей в мире и подрывает многочисленные попытки Североатлантического союза улучшить отношения с Россией.

   Причины этой резкости со стороны Российской Федерации достаточно хорошо известны: российские власти уже давно возмущены расширением НАТО на восток (в доктрине оно представлено как «одна из основных военных угроз»), которое затрагивает бывшие страны-члены Варшавского договора; они разгневаны намерением Североатлантического союза включить в альянс бывшие советские республики, Грузию и Украину, которые Россия до сих пор рассматривает как сферу своих исключительных стратегических интересов (http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20100206131235.shtml); более того, для России первостепенное значение имело развертывание системы ПРО в Польше и Румынии.

   Участник Мюнхенской конференции по безопасности, Генеральный секретарь НАТО, Андерс Фог Расмуссен, отметил в одном из интервью, что «НАТО ни в коем случае не является врагом России, поэтому новая военная доктрина не только не отражает реальную ситуацию, но и в значительной мере подрывает наши усилия по сближению с Россией». Расмуссен четко отметил, что НАТО требуется стратегическое партнерство с Россией, в частности, в связи с Афганистаном, где у обеих сторон имеются общие интересы.

   Генеральный секретарь также подчеркнул, что во время встречи с министром иностранных дел России, Сергеем Лавровым, он вынесет эти проблемы на обсуждение: по словам Расмуссена, «я долгое время настаивал на том, чтобы Россия взяла на себя новые обязательства по разрешению присутствия в Афганистане. В декабре я посетил Москву и представил российским властям некоторые предложения по тому, как они могли бы усилить свое участие в военной кампании. Я уверен в том, что Россия и НАТО имеют общие интересы в Афганистане».

   Россия согласилась не препятствовать ввозу в Афганистан необходимых запасов для войск НАТО и пообещала сделать все возможное (за исключением ввода собственных войск) для оказания помощи НАТО по завершению тяжелой афганской кампании. Тем не менее, Расмуссен так и не получил во время своего визита в Москву каких-либо конкретных обещаний по предоставлению помощи, например, по обучению афганских служб безопасности.

    Во время поездки Расмуссен отказался принять к своему рассмотрению предложения России об изменении существующей в Европе системы безопасности, мотивируя это отсутствием причин, которые могли бы побудить европейское сообщество принять проект нового Договора о европейской безопасности, опубликованный двадцать девятого ноября прошлого года Президентом России Дмитрием Медведевым.

    По мнению Медведева, этот проект мог бы привести к замене НАТО и других существующих институтов на более эффективные структуры и ограничить возможность для отдельных государств злоупотреблять своей военной мощью (http://www.rosbalt.ru/2010/02/05/710232.html).

    Члены НАТО встретили это предложение с определенной долей скепсиса, усмотрев в нем попытку расколоть альянс. Поэтому неудивительно, что большинство политиков подчеркнули важность ОБСЕ как форума для обсуждения проблем в сфере безопасности (http://www.day.kiev.ua/291389/ и http://www.rian.ru/politics/20100207/208015366.html).

Дэвид Бруннстром, «Reiters».

Перевод с английского Кирилла Батыгина.