Чтобы заострить на этом внимание государственных и ученых мужей, а также широкую общественность, с
В прошлом году, например, праздник философии прошел в Марокко. А в году нынешнем честь стать организатором проведения международного форума мыслителей выпала России, стране с давними традициями в области философии и особым отношением к мысли и слову. Он проходил с 16 по 19 ноября 2009 года в двух российских столицах – Москве и Санкт-Петербурге, крупных центрах философской мысли. Для участия в мероприятиях в нашу страну приехали известные зарубежные ученые-философы Юрген Хабермас (Германия), Ту Вэймин (Китай), Р. Рао (Индия), С. Аль-Азм (Сирия), а также представители руководства ЮНЕСКО.
Как отмечалось, сегодня нет такой области философского знания, которая бы не исследовалась в России, в том числе в стенах Института философии РАН. У его сотрудников руки уже не связаны необходимостью подводить марксистскую базу под свои исследования; поэтому они весьма восприимчивы к основным тенденциям мировой науки. Тематика круглых столов была весьма многообразной: культурное самосознание в эпоху глобализации; многообразие образов человека; технологические вызовы ХХI века; ценности и диалог культур, трансформации национального самосознания на постсоветском пространстве и другие.
Отвечая на вопросы, философ признался, что уважает русские традиции (из которых назвал только советские), порадовался, что за 21 год, минувший с его последнего визита, столица России полностью изменилась. Особенно его вдохновило то, что за это время восстановили все здания XVIII столетия (мне казалось, что именно их активно сносили в течение этих 20-ти лет!). Исходя из этой своеобразной «подмороженности» Модерна в России, Хабермас делает вывод о том, что Россия вполне может выйти на ведущие философские позиции в XXI столетии. А Москва может стать «столицей нового XVIII столетия», нового Просвещения.
Следующий мировой философский форум по решению ЮНЕСКО состоится в ноябре 2010 года в Тегеране. Более подробно мне об этом рассказала доктор Шахин Авани, профессор кафедры философии и этики Иранского института философии. С ней я познакомился на дискуссии за одним из «круглого столов». Госпожа Авани отвечает за подготовку аспирантов в своем вузе, а специализируется на творческом наследии Иммануила Канта. Кант в теократическом исламистском Иране? Возможно ли это?
Оказывается, да. Лично для меня это было открытием. В том-то и ценность подобных международных встреч ученых, что каждый, общаясь с коллегами, может сделать открытие и для себя.
Владимир Рощупкин.