Историки давно зафиксировали постоянное русское присутствие в акваториях и прибрежных землях Балтийского, Северного, Черного и Средиземного морей  и крупнейших рек Европы. Английский историк Фредерик Джен писал в 1899 году: «Существует распространенное мнение, что русский флот создан сравнительно недавно Петром Великим, однако в действительности он может по праву считаться более древним, чем британский флот. За сто лет до того, как Альфред (Альфред Великий, 848-900 гг.) построил первые английские военные корабли, русские участвовали в ожесточенных морских сражениях, и тысячу лет тому назад именно русские были передовыми моряками своего времени». Один из современных историков так говорит о свершениях Петра: «Почему Петр с такой вдохновенной яростью бросался в абордажные бои и сечи на берегах Балтики? Потому что он не «окно» прорубал, а в родной дом рвался, в колыбель предков».

Российская и Западная культуры не враждебны. Россия и Запад – братские культуры, более того – это два начала одной цивилизации, одно без другого немыслимые и нежизнеспособные. Разъединение и противопоставление их в корне не верно и губительно для обеих. Тому есть географические, исторические и духовные предпосылки. Безусловно, культурное родство России и Запада и предопределенность их единства есть тема для отдельного научного исследования, и не одного. Но позволим себе затронуть эту тему максимально кратко.

К рождению Христа человечество подошло в состоянии, близком к апокалипсической безнадежности. Проще говоря, жить человечеству было незачем. На Дальнем Востоке тлели в нравственной коме буддизма Япония, Китай и Индия, надолго утратившие способность к геополитическому развитию, в том числе и к распространению своего влияния за пределы своих границ. На Среднем востоке на смену ветхозаветным мидийцам, «которые не ценят серебра и не пристрастны к золоту», принесшим в мир первую религию откровения и понятие «благородство», пришли их родные, но не обладающие мессианским характером братья – персы. На Ближнем востоке под римской оккупацией прозябали семитские племена, облаченные в более или менее государственные формы. В Африке остатки Египта и дикие племена делили влияние с Римом. На территории Европы (от Гибралтара до Волги) находились Римская империя, руины греческой цивилизации, а также славяне, иранцы, германцы, кельты, балты (в общем «варвары») отличавшиеся друг от друга тем, что одни находились под римской оккупацией, а другие пытались совершать нерегулярные набеги на тот же Рим и друг на друга.

Сама же Римская Империя, которой принято восхищаться и приписывать главную роль в становлении европейской (читай «Западной») цивилизации, являла собой торжество работоргового язычества, цинично прикрытого недопонятыми идеями греческого наследия, со всеми присущими язычеству нравственными и социальными атрибутами, включая все виды дискриминации, а также человеческие жертвоприношения, оформленные в виде гладиаторских боев и публичного скармливания живых людей диким животным. Если кто-то захотел бы найти самый яркий антипод «Западной» культуре или олицетворение «Империи зла», то ему следовало бы обратиться к истории Рима.

В таком свете ярость, с которой малочисленные и разрозненные племена западной и восточной Европы грызли края Римской империи, возможно, объясняется не нехваткой места для проживания в виду постоянного прибытия новых племен из-за Волги, а ужасом и ненавистью, который вызывал Рим у славян и германцев. Предки славян принадлежат к общности, говорившей на языке, близком к балтийским и прагерманскому языкам и отделившимся от них приблизительно за десять веков до рождения Христа. Возможно, будучи представителями индо-иранской общности, германцы и славяне имели (пусть в виде смутных дедовских преданий, или даже предчувствий) представление о принесенных Заратустрой понятиях добра и зла, благородства, справедливости и возможности обращаться к единому богу-творцу лично без посредников. Одновременно с этим, академик О. Н. Трубачев полагает, что более поздние вторжения славян (в VI в.) в придунайские земли и далее на юг обусловлены устойчивыми преданиями о древнем (с III тысячелетия до н. э.) проживании по Дунаю и являлись своего рода реконкистой, обратным завоеванием.

И вот в этой обстановке появляется христианство. Причем а) появляется оно в среде иудеев, в свое время освобожденных из вавилонского плена вышеупомянутыми зороастрийцами мидийцами, б) при рождении Христа  в укрытие Марии и Иосифа приходят с дарами все те же зороастрийские маги (в европейской традиции – «Восточные короли», изображенные на фресках в храме Рождества Христова в Святой земле в мидийских одеждах).

Далее, после распятия, воскресения и вознесения Спасителя, апостолы бросают жребий, чтобы определить «зоны ответственности», в которых каждому из них предстояло проповедовать. И вот дикие северные земли, Европа, достаются апостолу Андрею Первозванному. Согласно русским летописям, две тысячи лет назад Апостол Андрей Первозванный, прибыл в Херсонес (на берегу Черного моря), поднялся на север по Днепру, благословил Киевские горы, далее двинулся вверх по Днепру и достиг Новгородской земли, оттуда направился в землю Варягов (окрестности нынешнего С.-Петербурга) и далее морем, с остановкой в Шотландии (на флаге которой и сейчас изображен Андреевский крест) отправился в Рим. Некоторые предания приписывают Апостолу Андрею основание Псково-Печерского и Валаамского монастырей. В статуте ордена Святого Апостола Андрея Первозванного, учрежденного Петром Первым в 1698 году, значится: «Бог первое и превеликое благодеяние орудием своим, св. Апостолом Андреем... нашему Российскому Государству и народу явил в том, что он в Скифии, при Понте Евксинском (Черном море) и в Сармантии, первый проповедуя Евангелие Христово, и на горе, близ Днепра реки, благословляя всю Российскую землю, семя Святого Евангелия разсеял...». Для разрозненных племен западной и восточной Европы христианство стало органичным оформлением их понимания себя, мира и своей миссии. Появление христианства стало катализатором развития их государственности, военной, духовной и культурной сфер и появления европейской цивилизации. Маршрутами путешествий, выпавшими ему по жребию с другими апостолами, Апостол Андрей очертил будущие границы новой цивилизации, предопределив культурное единство России и Запада. 

Так, культуры России и Запада рождены одними «родителями». Говоря языком Петра I, Европейская цивилизация (от атлантического побережья Португалии до Урала, а теперь и до Тихоокеанского побережья России) создана самим Богом, посредством «орудия своего св. Апостола Андрея» и христианской церковью. Главной ценностью новой Европейской цивилизации стало презрение к страху физической смерти и уверенность в собственной избранности для высшей цели.

Окрыленные христианством, «варвары» за считанные (по историческим меркам) мгновения скомкали, а затем и возглавили Римскую империю. Из-за неуверенности в себе, присущей всем молодым цивилизациям, а также из желания легитимизировать новую власть название Римская империя (но уже с приставкой Священная) оставалось в ходу. Как сказал о летописных истоках норманской теории происхождения Руси академик О. Н. Трубачев: «Нестор был политиком и мыслителем своего времени и, видимо, разделял ходячее мнение, будто вящей славе способствует иноземная родословная верхушки племени». Хотя памятуя о делах, которые творились в Риме в первые века нашей эры это название не представляется таким уж лестным, так же как и «третий Рим», который так часто поминают в отношении России. Впрочем, утверждение о том, что «четвертому не бывать» успокаивает.

Так или иначе, монотеизм и представления о добре и зле, пронесенные со времен Заратустры через века по «южному» пути (через Восток) иудеями, а по «северному» пути (через Европу) германцами и славянами сокрушили языческую Римскую империю и утвердились на территории Европы, оформившись в виде новых уже европейских государств, являвшихся крупнейшими союзами племен, в большинстве своем доживших до наших дней.

Различия между германцами и славянами, оставив нетронутыми фундаментальные ценности (презрение к страху смерти и вера в предназначение), проявились в целях, т.е. понимании этого самого предназначения. Кстати, понятие предназначение (известное европейцам как predestination) достаточно долго беспокоило европейских мыслителей и даже проявилось в виде идеологии в одном из ответвлений протестантизма. В России же имя «Гото Предестинация» («Божье предопределение») носил один из первых кораблей Российского военного флота.

Запад европейской цивилизации (германцы) пошел по пути разума, так называемого прометеевского героического архетипа, который презирает смерть и своим предназначением считает подчинение себе всего мира с последующим воцарением над ним. А Восток Европейской цивилизации (русские, белорусы и украинцы – Россия) пошли по пути любви, так называемого иоанновского (евангелие от Иоанна) мессианского архетипа.  Иоанновский, мессианский человек чувствует себя призванным воссоздать на земле высший божественный порядок, но не по закону разума (католицизм), а по закону любви (русское православие). Этим обусловлено и разделение церквей на католическую и православную. Католицизм и православие являются квинтэссенцией высоких культур Запада и Востока европейской цивилизации.

Культурное (ценностное) родство России и Запада, как это часто бывает в братских отношениях, проявляется в критических ситуациях. «Весь немецкий народ за нас», – писал супруге князь Кутузов в начале апреля 1813 года из «Русской Ставки» (Главный штаб русской армии). «...Вообразить нельзя, как мы приняты в Пруссии. Никогда ни прусского короля, ни его войска так не принимали». «Пруссаки встретили нас, как братьев». К сожалению, европейская цивилизация достаточно времени уделила междоусобным распрям. При этом, множество мыслителей и историков (российских и западных), увлекшись захватывающими событиями проживаемого исторического момента, создали целую традицию и общее место из противостояния России и Запада, утвердив в сознании россиян и европейцев враждебно-настороженное отношение друг к другу. Благодаря этому сложилось несколько искаженных моделей отношения к своим же братьям европейцам – а) непримиримая вражда по отношению к Западу, вплоть до желания его уничтожить; б) желание раствориться в Западе, вплоть до желания уничтожить Россию; в) отрицание цивилизационного и ценностного единства России и Запада, желание встроить Россию в так называемую азиатскую цивилизацию (евразийство). Петр Великий возродил память о цивилизационном родстве с Западом и она жила в династии Романовых, несмотря на все попытки ее уничтожить. Когда сторонники отделения России от Запада устроили очередную провокацию в виде Крымской войны, Император Николай I, узнав об интригах Австрийского императора Франца-Иосифа написал молодому монарху: «Позволишь ли ты себе, апостольский император, интересы турок сделать своими? Допустит ли это твоя совесть? Произойди это, Россия одна под сенью этого креста пойдет к своему святому назначению. Если же ты будешь поддерживать дело турок и пойдешь против меня под знаком полумесяца, то это приведет к отцеубийственной войне...».

С 1917 года мы с утроенной силой начали пугать Запад то экспортом революции, то ядерной бомбой, увеличивая искусственно созданный разлом.

Одна из первых задач государственной национальной политики России, как представляется, – разъяснить соотечественникам, что европейцы наши братья. Все знают, что даже добрым соседям периодически приходится напоминать о границах дозволенного, но повышение уровня «патриотизма» за счет создания образа враждебного Запада недопустимо. При этом, слепое копирование образа жизни, а также попытки «встроить», а на самом деле растворить, Россию в западно-европейской культуре вредны и бессмысленны. Затаскивание России, в нынешнем состоянии, в конгломерат духовно нейтральных общностей – в несуществующую «азиатскую» цивилизацию – смертельно. Россия – это культура духа, даже более, чем Западная Европа. Азия – это культура чувства и тела. Ближайшие сто лет тесные отношения с Азией могут быть (помимо предпринимателей) только у миссионеров Русской Православной Церкви.

 

Ярополк Раш.