Если эта элементарная частица не определена, или определена неверно, структура и система национальной политики искажаются, существуя в искаженном виде только за счет обильных бюджетных вливаний, как тяжелый больной на лекарствах и питательной смеси. Мало того, что подобные построения рушатся на следующий день после прекращения финансирования, они, в силу специфики предмета национальной политики, надолго разрушают ее материю, придавая частицам непредсказуемые траектории. Большинство социологов, как классиков, так и наших современников, утверждают, что из всего, что относится к характеристике нации, народа, этноса, самыми консервативными и наименее подверженными изменениям являются ценности – незыблемые руководства к действию в характерных для народа жизненных ситуациях. Сочетание нескольких национальных (народных) ценностей дает национальный (народный) архетип, иначе говоря – национальный психотип, иначе говоря – соборную личность, сердце национальной политики. Имея представление о соборной личности народа мы и делаем заявления, о том, что немцы – такие, а японцы – вот такие. При этом соборная личность уходит корнями в личность частную – она стоит на национальных ценностях, формируемых и оберегаемых частными личностями, стоящими в свою очередь на личных ценностях. Итак, личные ценности, а точнее – личная ценность – и есть искомая элементарная частица национальной политики. Из элементарных частиц, складывается соборная личность, которую мы назвали сердцем национальной политики, не придавая этому анатомического значения, а имея в виду следующее. Соборная личность – есть набор национальных ценностей, делающих эту соборную личность неповторимой. Все частные личности, обладающие таким же набором национальных ценностей, являются государствообразующим народом. Причем этническое происхождение, вероисповедание и политические пристрастия отходят на второй план. А государствообразующий народ потому и называется таковым, что он с одной стороны является источником существования соборной личности, а с другой стороны образует социальную систему реализации внешнего и внутреннего суверенитета соборной личности – государство, проявляющееся в системе органов государственной власти и местного самоуправления, и персонифицирующихся в государственных и муниципальных должностных лицах. При этом, даже среди этнических русских существует часть, не обладающая набором национальных ценностей русской соборной личности. Среди граждан России есть и другие этнические и социокультурные группы, полностью, а чаще частично, не обладающие набором национальных ценностей русской соборной личности. А кроме них есть соседние государства, со своими собственными соборными личностями. Со всеми этими группами государствообразующий народ вступает в связи на разных уровнях. Так вот государственная национальная политика – есть коммуникация, в которой государствообразующий народ, руководствуясь определенными целями и используя определенные методы, взаимодействует на государственном, групповом и личном уровнях с этническими и социокультурными группами, обладающими отличным набором национальных, групповых и личных ценностей. У любой коммуникации между живыми людьми или их объединениями есть три аспекта, без которых коммуникация не состоится – 1)деятельный, 2)информационный и 3)ценностный. Так, для того чтобы состоялась коммуникация между двумя людьми, они должны предпринять некие физические усилия (подойти друг к другу или набрать номер телефона, разговаривать, приводя в движение лицевые мышцы и жестикулируя, стучать палкой по подвешенному обрезку рельса или колоколу) — деятельный аспект, донести друг до друга при помощи речи и жестов сообщения, которые будут поняты обоими – информационный аспект, соотнести полученную информацию со своим внутренним списком установок, убеждений, пристрастий и сделать вывод или выбор – ценностный аспект. И вот опять мы вернулись к ценностям. При несовпадении набора ценностей ни рейтинговые телепередачи, ни крупнобюджетные фестивали и фильмы, ни пропаганда интернационализма, ни принуждение, ни обман не решат проблем стоящих перед национальной политикой. В первой же критической ситуации давление будет сброшено. Пострадает от этого, к примеру, не только орган исполнительной власти по делам национальностей, занимающийся бюджетной поддержкой оленеводства, убийства детенышей тюленей (т.е. народных промыслов), изготовления ложек и трещоток, проведения языческих праздников, словом, чем угодно кроме дел государствообразующего народа – соборной личности – и дел собственно национальностей – под угрозой окажется конституционный строй государства. И причиной тому, в первую очередь, не этно-национальный сепаратизм, а то, что субъект суверенитета – государствообразующий народ – окажется неопределенным, не будет самосознания соборной личности. Личность без самосознания это не личность, а нет личности – нет народа, нет внутреннего суверенитета и всё – власть не легитимна. Задача органа исполнительной власти по делам национальностей – намного тоньше, интеллектуальней и неизмеримо сложнее, чем себе представляют политики вообще и активисты этно-культурных коммуникаций. Не умаляя важности способов установления коммуникации (деятельного аспекта) и информационного наполнения (информационного аспекта), будущему Миннацу, как представляется автору, на первом этапе, предстоит определить и описать ценности государствообразующего народа и нарисовать истинный портрет соборной личности России. На втором этапе определить и описать ценности этносов и социо-культурных групп, проживающих на территории России, а также ближних и дальних соседей, научиться говорить с ними на языке ценностей, в частности их ценностей, искореняя фамильярность и полуосведомленность. На третьем этапе найти (не придумать!) в соборной личности государствообразующего народа такие пассионарные, притягательные черты, которые вызовут живой интерес и симпатию у соседей; разработать каналы, по которым все желающие смогут свободно, добровольно влиться в соборную личность государствообразующего народа. Путь национальной политики – путь ценностей, духовный путь. Это задача для пытливого академического ума, верно чувствующего и сострадающего сердца, способного, оставаясь собой, облечься в чужую одежду и понять соседа, сердца, способного своей искренностью и правдивой твердостью пробудить в нем желание встать рядом. Идея о том, что национальный вопрос решается за деньги, – умерла вместе с СССР, построенном на подкупе одних народов за счет обделения других. Когда дешевеет нефть и нечем платить за мандарины – циничная материалистическая национальная политика заканчивается и бывшие друзья, приученные к материализму, разрешают строить на своей земле газопроводы, идущие в обход России. Или, что еще хуже – передают свою землю под военные базы бывшим противникам.

Ярополк Раш.